Конспект урока русского языка ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ
Тема: Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
Тип урока Освоение нового материала
Педагогические задачи Создать условия для ознакомления с правилом написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени; совершенствовать умения правильно писать и выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; способствовать развитию умения определять грамматические признаки глагола; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты познакомятся с правилом написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени; научатся выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; правильно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени; подбирать синонимы к данным глаголам; определять грамматические признаки глагола; выполнять морфологический разбор слова
Метапредметные УУД Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло-педий, справочников, электронных дисков; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
1.Организационный момент
-Ребята. Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Присаживайтесь
- Послушайте такую притчу.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку он спросил: «Скажи. мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал: «Все в твоих руках» (слайд 2)
- В ваших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.
-Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны русского языка, такого сложного, но такого интересного
-Ну, что же в путь! Слушают. Принимают информацию
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
II.Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
-Начнем с проверки домашнего задания. Откройте тетради. Какие глаголы прошедшего времени вы образовали от глаголов неопределенной формы Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Плыть – плыл, плыла, плыло, плыли.
Спать – спал, спала, спало, спали
… Минутка чистописания Проводит минутку чистописания.
Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма?
– Пропишите заглавную и строчную букву Бб и ее соединения с другими буквами.
- Обменяйтесь тетрадями и подчеркните самую красивую букву
-Дайте характеристику букве Б
– Запишите слово «береза» и подберите однокоренные слова к этому слову Выполняют чистописание.
Написать очень красиво.
Вспоминаем, как надо сидеть во время письма.
Бб бл бе бу ба
Береза - березовый, подберезовик.
Б…резы укр…шают рус..кую землю. Работа над словом -Дайте лексическое значение слову «береза»
Пока дети высказывают свои мысли – один ученик ищет в толковом словаре это слово и зачитывает (слайд 3,4)
- А вот еще интересные факты о березе:
Благодаря тёмным полоскам и чёрточкам белая берёза без труда способна переносить как жару, так и холод. Когда становится слишком жарко, они открываются и пропускают внутрь растения воздух, в морозы, наоборот, плотно закрываются и не дают замёрзнуть.
– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы
-Сделайте синтаксический разбор предложения.
-Дайте характеристику предложению
1188720202565-Разгадайте ребус (слайд 5)
21717044450,,
Вспомним ,что мы уже знаем о глаголе
Проведем игру «Дополни предложение» (слайд 6)
Игра «Дополни предложение»
Учащиеся отвечают на вопросы игры.
– Глагол – это часть ... (речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?).
– Глаголы изменяются по ... (временам).
– Спряжение – это ... (изменение глаголов по лицам и числам).
– Спрягаются только глаголы в ... (настоящем и будущем времени).
– В прошедшем времени глаголы изменяются по ... (числам), а в единственном числе ... (по родам).
– Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. (Суффиксы -ть-, -ти-, -чь-.)
– На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (На форму глаголов прошедшего времени.)
IIIФормулировка темы урока и постановка целей
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
- Прочитайте стихотворение (слайд 8)
-Чем интересно это стихотворение?
-В каком времени употреблены глаголы? Докажите.
-Что обозначают глаголы прошедшего времени?
-Как вы думаете. Какая тема нашего урока?
– Определите цели урока
-Правильно, мы продолжаем работать с вами с самой сложной частью речи «Глагол»
-Сегодня мы узнаем, как изменяются глаголы в прошедшем времени Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.
Отдернул, зажмурился, встал, потянулся.Взглянул, причесался, намылил, умылсяЗевнул, улыбнулся, почистил, побрился,
-Оно состоит из глаголов
-В прошедшем, так как они отвечают на вопрос- что сделал? И имеют суффикс –л-.
Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые происходили до момента речи.
- Повторить все, что нам известно о глаголах в прошедшем времени, узнать новые сведения
-Научиться определять родовые окончания в прошедшем времени Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Работа в группах - Мы многое уже узнали о глаголе, проявите свои знания в составление «синквейна»
-Работаем в группах Составляют «синквейн» IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Рассмотрите глаголы прошедшего времени на экране.
Он таял – нулевое окончание.
Она таяла – окончание -а.
Оно таяло – окончание -о.
– Определите число данных глаголов.
– Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? Какого рода могут быть глаголы? На какой вопрос отвечают данные глаголы? Какие они имеют окончания?
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.
Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
– Единственное число.
– Данные глаголы изменяются по родам. Глаголы мужского рода отвечают на вопрос «что делал?», «что сделал?», имеют нулевое окончание. Глаголы женского рода отвечают на вопрос «что делала?», «что сделала?». имеют окончание -а. Глаголы среднего рода отвечают на вопрос «что делало?», «что сделало?», имеют окончание -о. Осуществлять анализ объектов. Осуществлять контроль по результату
– Какой вывод можно сделать?
– Рассмотрите глагол «таяли». Какого числа этот глагол? Можно ли определить род глаголов во множественном числе?– Сформулируйте вывод.
-А я добавлю новое для вас: суффикс -л- не входит в основу слова – помните это при разборе
– Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
– Во множественном числе род глаголов определить нельзя.
– Во множественном числе глаголы прошедшего времени имеют окончание -и, отвечают на вопросы «что делали?», «что сделали?». Во множественном числе глаголы прошедшего времени по родам не изменяются Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Выделите суффикс прошедшего времени и личные окончания.
. Учить, читать.
Рассуждайте по образцу:
(Что делать?) Учить – (он что делал?) учил, она (что делала?) учила, оно (что делало?) учило, они (что делали?) учили Работа по учебнику (упражнение 233)
Откройте учебники– Прочитайте. Определите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква «о». Объясните свой ответ. Укажите над этими словами часть речи.
– Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?
– Спишите. Выделите родовые окончания глаголов
Списывают. Выделяют родовые окончания глаголов прошедшего времени.
Всё загудел (гл.), всё блеснул (гл.),
Так стало шумно (наречие) и светло (наречие)!
В лазури облако (сущ.) блеснул (гл.),
Как лебединое крыло (сущ.).
Выполняют разбор слова по составу
Загудело
Выполняют морфологический разбор слова Блеснуло – гл., что сделало?, нач. ф. – блеснуть, совершенный вид, невозвр., I спряжение, прошедшее время, ед. ч., ср. р., сказуемое Физкульт минутка (музыкальная) -А сейчас мы с вами отдохнем
V. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражнение 234).
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Прочитайте скороговорки.
– Спишите скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.
– Проверьте, умеете ли вы быстро, правильно,четко и ясно произносить скороговорки. Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Применяют новые знания на новом языковом материале.
Работают в парах. Произносят скороговорки. Списывают скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.
Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.
Лариса у Бориса нарвала барбариса и компот из барбариса наварила для Бориса.
Выполняют разбор глаголов по составу.
Осознанно и произвольно строитьречевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
Работа в парах
А сейчас работа в парах
-Рассмотрите картинки и составьте по ним глаголы в прошедшем времени.
Составляют глаголы в прошедшем времени Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению при-обретенных
(Работа по карточкам) -У вас на столах лежат карточки
Вставьте где нужно пропущенные окончания глаголов, выделите их.
(Взаимопроверка) Обобщают способы действия по правилу
Зима прошл… , настала весна. На березах набухл… почки. Солнышко пригрел… и побежал…ручейки. Появил…ся первый подснежник. Он выглянул… робко и несмело.
Понимать на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания..
VII. Итог урока. Рефлесия. Оценивание Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.
-А сейчас мы составим «Кластер», Что мы узнали о глаголе в прошедшем времени?
– Расскажите о правописании родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
– Понравилась ли вам работа на уроке?
- Оцените свою работу на уроке весенними цветочками
Красный – было трудно
Желтый – не очень
Зеленый - легко Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Продолжают высказывания:
• Сегодня я узнал…
• Я научился…
. Было интересно…
• Было трудно…
• Теперь я могу…
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить упражнение 236 в учебнике Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение