Внеурочная деятельность Учись учиться
Пояснительная записка
Направленность: общеинтеллектуальное.
Актуальность:
Программа «Учись учиться» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Научить учиться не просто, иначе педагоги давно бы этому научились. Для начала нужно разобраться в том, а что же это значит – уметь учиться? Ребёнок пришёл в школу с красивым портфелем – он уже умеет учиться? Ясно, что дело не в портфеле и не в том, что он пришёл в школу, - учиться можно и дома. Вот ученик выполнил задание учителя – он учится учиться? Многие скажут, что да. Но посмотрим внимательнее, чему он учится? Он учится точно выполнять предписания. А учиться, т.е. «учить себя» - значит, самому давать себе предписания! Этому-то как раз наш ученик и не учится, а, значит, он не учится учиться.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы внеурочной деятельности
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Новизна данной программы определена ФГОС НОО. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
Цели и задачи учебного курса
Цель кружка: развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции «умения учиться».
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Продолжительность: в течение учебного года (занятие 1 раз в неделю, всего 33 часа). Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.
Организация внеурочной деятельности в форме кружка «Учись учиться» обеспечивается системой дидактических принципов, а именно:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
При организации деятельности обучающихся 1 класса ведущим является принцип
психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи об организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов – В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
1. Организационно-рефлексивная линия (12 часов)
2. Коммуникативная линия (9 часов)
3. Познавательная линия (9 часов)
4. Ценностная линия (3 часа)
Содержательно-методическая деятельность кружка :I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Содержание учебного курса
1. Организационно-рефлексивная линия (12 часов)
Что значит «уметь учиться»? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.
Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения.
Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Разработка критериев для оценивания своей работы.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Выявление причины своих затруднений в выполнении исполнительских учебных действий. Цель коррекционных действий.
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Как самому исправить свою ошибку. Самоконтроль правильности выполнения учебных действий.
Цель учебной деятельности. От “не знаю” к “знаю”. От “знаю” к “умею”.
Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
2. Коммуникативная линия (9 часов)
Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек).
Правила поведения на уроке. Правила работы в паре.
Правила работы в группе. Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.
Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.
Стили общения. Правила общения с учителем.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
Как не вступать в конфликт.
3. Познавательная линия (9 часов)
Как исправить свою ошибку.
Составление алгоритмов.
Правила выполнения домашней работы.
Внимание, память, речь. Как научиться быть внимательным.
Как улучшить свою память.
Как усовершенствовать свою речь.
Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное описание объекта наблюдения и происходящих с ним изменений. Выделение существенных общих признаков, обобщение.
4. Ценностная линия (4 часа)
Ценности нашей жизни. Истинные и ложные ценности. Духовные и материальные ценности.
Жизнь и здоровье. Семья. Родина. Природа и Земля. Знание.
Уточнение ценностной диаграммы класса: физкультура и спорт; труд; созидание; личность; культура. Духовные ценности как общемировые. Умение учиться как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей.
Ожидаемые результаты
Личностные УУД- принимать позицию учащегося;
- положительно относиться к школьным занятиям, к школьной дисциплине;
- стремиться к получению новых знаний;
- проявлять активность в совместной учебной деятельности;
- подчинять свои желания сознательно поставленным целям.
Регулятивные УУД
1. Целеполагание
- принимать практическую учебную задачу, сформулированную в совместной деятельности;
- удерживать цель;
- анализировать степень выполнения учебной задачи;
- определить границы умения и неумения.
2. Контроль и оценка
- оценить свою работу по заданным критериям
3. Планирование и прогнозирование
- работать по плану
4. Коррекция
- исправлять ошибки в своей работе, в чужой работе, сравнивая с образцом.
Коммуникативные УУД
1. Коммуникация как взаимодействие.
- понимать и принимать различные позиции и точки зрения на какой- либо предмет или вопрос, ориентироваться на позиции других людей, отличать от своей собственной;
- слушать и слышать учителя и другого ученика, понимать инструкцию;
- взаимодействовать под руководством учителя;
2. Коммуникация как кооперация
- участвовать в коллективном создании замысла;
- договариваться, находить общее решение по поводу конкретной операции.
Познавательные УУД
1. Постановка и решение проблем.
- уметь замечать проблему, формулировать её в совместной деятельности.
2. Логические.
- сравнивать объекты по критериям, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, классифицировать объекты;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать.
СРОКИ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
- самоконтроль; взаимоконтроль выполненных работ;
- проведение праздника и итогового занятия;
- анкетирование детей и родителей
- наблюдение и анализ продвижения каждого обучающегося.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационно-методические ресурсы:
- журналы «Начальная школа», «Педсовет» и др.;
- сайты; Интернет – странички педагогов.
Материально-технические ресурсы:
- класс для проведения аудиторных занятий;
- компьютер, принтер, (желательно) мультимедийный проектор.
- школьные принадлежности для работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема урока Кол часов Дата Содержание Примечание
план факт 1 «Учиться… А что это значит?» 1 Сформировать представление об УД (2 шага). 2 «Как устроено общение? Доброе слово». 1 Сформировать представления о структуре общения, построить основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, вред кличек, сочувствие, комплименты). Предложить каждому дома придумать одно правило поведения на уроке, соответствующее правилам культурного общения. 3 «Правила поведения на уроке». 1 На основе опыта, приобретенного обучающимися на уроках в течение первых недель и правил общения составить общий список правил поведения на уроках (правил: как надо сидеть, поднимать руку и т.д.) 4 «Учимся работать вместе». 1 Построить простейшие правила работы в паре и группе. 5 «Учитель и ученик. Цель и результат». 1 Сформировать представление о функции учителя и ученика на уроке, о цели и результате учебной деятельности. 6 «Как проверить свою работу». 1
Построить алгоритм самопроверки своей работы по образцу, сформировать представление о доказательстве своей правоты с помощью образца. 7 «Как исправить свою ошибку». 1
Построить алгоритм исправления ошибок, закрепить понятия образца и эталона.
8 «Домашнее задание делаю самостоятельно». 1 Построить алгоритм выполнения домашнего задания. 9 «Как выяснить, что я не знаю?» (Структура I шага УД.) 1 На основе обобщения опыта проведения уроков математики в I четверти, сформировать представление о последовательности действий на первом шаге УД (повторить необходимое; подвести итог повторения; попробовать сделать новое задание; зафиксировать свое затруднение; подумать; найти причину затруднения). 10 «Пробное учебное действие. Затруднение… С чего начать?». 1 Сформировать представление о пробном учебном действии и затруднении как о необходимых этапах учения. 11 «Не могу? Подумаю почему». 1
Построить способ действий «затруднение ? думаю» как необходимый этап ответа на вопрос «Что я не знаю?». 12 «Как найти причину затруднения». 1
Построить алгоритм выявления причины затруднения в пробном учебном действии. 13 «Как выяснить, что я не знаю» (Рефлексия I шага УД.) 1 Закрепить последовательность этапов на первом шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления. 14 «Ценности нашей жизни». 1 Сформировать представление о ценностях как о важных достижениях людей, которые помогают в жизни каждому человеку, создать ценностную диаграмму класса. 15 «Истинные и ложные ценности». 1
Сформировать представления об истинных и ложных ценностях. 16 «Как построить новый способ?» (Структура II шага УД.) 1 На основе обобщения опыта проведения уроков в I-II четвертях, сформировать представление о последовательности действий на втором шаге УД (постановка цели; построение нового способа; усвоение; самопроверка). 17 «Ставлю цель!». 1 Сформировать представление о цели УД, построить алгоритм постановки цели УД. 18 «Путь к цели: узнаю новое». 1 Сформировать представление о том, что дорога к новому знанию строится с помощью того, что уже изучено. 19 «От знаю к умею». 1 Выявить отличие знаний и умений, сформировать представление о повторении, тренировке как необходимом этапе перехода от знания к умению, построить алгоритм перехода от знания к умению. 20 «Как построить новый способ» (Структура II шага УД.) 1 Закрепить последовательность этапов на втором шаге учебной деятельности и изученные способы их осуществления. 21 «Духовные и материальные ценности». 1 Сформировать представления о духовных и материальных ценностях, выявить их отличия.
Организовать работу однодневного классного музея «Ценности моей семьи». Сформировать восприятие материальных ценностей как средства созидания духовных ценностей. 22 «Жизнь и здоровье». 1 1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей жизни и своему здоровью. 2) Раскрыть понятие «здоровый образ жизни», как фундамент каждой ценности. 23 «Семья». 1 1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к своей семье. 2) Сформировать у каждого ребенка представление о себе, как составной части своей семьи; творце ее истории. 24 «Знание». 1 1) Открыть ценность «знания» как общемировой современной ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.
2) Сформировать у каждого ребенка желание быть человеком знающим и представление о себе как о созидателе. 25 «Что значит учиться» (Праздник: «Невероятные приключения в тридевятом царстве, или история о том, что значит учиться») 1 Систематизировать знания о структуре УД, сформированные в текущем учебном году. 26 «Учимся работать дружно. Я – автор». 1 Сформировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий, сформулировать правила высказывания «автором» своих суждений. 27 «Учимся работать дружно. Я – понимающий». 1 Сформулировать правила поведения «понимающего», вопросы на понимание, тренировать навыки понимания с использованием приема «пара фраз». 28 «Как понимать друг друга без слов». 1 Сформировать представление о культурных способах выражения своих чувств и эмоций, выработать правила поведения, позволяющие, с одной стороны, сдерживать свои негативные эмоции, а с другой – помочь другому справиться со своими эмоциями. 29 Диагностика уровня сформированности организационно-рефлексивных умений. 1 Определить уровень освоения учащимися системы норм УД. 30 «Родина». 1 1) Раскрыть приоритет данной ценности, сформировать ценностное отношение каждого ребёнка к России.
2) Сформировать у каждого ребенка восприятие себя, как гражданина своей страны. 31 «Природа, Земля». 1 1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать осознание взаимосвязи Человека и Природы.
2) Сформировать восприятие себя как жителя планеты Земля, как важную составную часть природы.
Предложить каждому придумать одно правило поведения, которое поможет беречь Природу. 32 «Что для нас ценно: творческая гостиная для детей и родителей». 1 1) Сформировать представление о ценностях как опыте поколений, открыть единство духовных ценностей для любого возраста.
2) Сформировать стремление становиться лучше самому, делать лучше мир, который тебя окружает.
3) В игровой форме провести путешествие по открытым для себя в течение учебного года ценностям, наметить перспективы открытия новых ценностей.
4) Сформулировать правила поведения, которые помогут беречь Природу. 33 «Умение учиться как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей». 1 Обобщение. 34 Обощение. Обобщение