Презентация по краеведению Обряды и представления якутов


Обряды и представления якутов, связанные с охотой.БАЙАНАЙ.Предмет: «Национальная культура народов Якутии». На ранних стадиях развития цивилизации человеческая деятельность была тесно увязана с природными процессами и ритмами, что было обусловлено самим уровнем развития средств производства, обеспечивающих воспроизводство человеческого коллектива. Поэтому человек всегда ощущал себя частью самой природы, не отрывая себя от мира природы. Дальнейшее развитие цивилизации вызвало изменение отношения человека к природе как к пассивному объекту одностороннего воздействия. На нынешнем этапе новый уровень развития, поднимая экологические проблемы, заставляет по новому осмысливать взаимосвязь природы и человека.В этой связи, как нам представляется, интересно отношение наших предков к природе, которое ярко выразилось в обрядах и поверьях, связанных с охотой [7]. Обряды и представления якутов, связанные с охотой Охота и рыболовство играли большую роль в жизни якутского народа. Для якутов-скотоводов эти отрасли хозяйства были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшем скота, рыболовство было основной отраслью хозяйства. Поэтому промысловый культ - обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имел широкое распространение. С помощью заклинания, жертвоприношений просили удачи на промысле, пытались задабривать духа-хозяина леса, от которого казалось, зависела удача на охоте. У тюрок Сибири сохранялись общесибирские ритуалы, связанные с магическими и анимистическими воззрениями, с верой в возрождение убитых зверей и т.п. Основными в данном культе у всех изучаемых народов являлись обряды в честь духов мест и охоты. У якутов особое развитие получил культ общеэтнического духа-покровителя охоты Баай Байаная, которому поклонялись их древнетюркские предки. Пережитки почитания Байаная сохранялись также у алтайцев. Поклонение Байаная вошло и в промысловый культ бурят и эвенков. Охотники Саяно-Алтая считали, что удача в охоте зависит от воли местных горных духов [2]. Баай Байанай (Баай Барылаах Баай Байанай) – «всем богатый богач Байанай», в якутской мифологии дух — хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотников. Его представляли себе как весёлого, шумливого старика, обросшего седыми волосами. Баай Байанай живёт в лесах и очень богат мехами. У него 7, 9 или 12 братьев и сестёр. Перед началом охоты Баай Байанай обычно приносили жертву, а на месте промысла «кормили» его. Если охота долгое время была неудачной, считалось необходимым провести обряд призывания Баай Байанай с жертвоприношением. Жертвоприношения Баай Байанай делали и в случае большой добычи [9]. А чтобы в бескрайних степях,А чтобы в дремучих лесахРазводил, умножал без числаРазных четвероногих зверей – Голосистых,Клыкастых,Рогатых,Пушных,В среднем мире был поселенБезбедно щедрый всегда,Благословляемый родом людским,Прославляемый … (Баай Байанай)[9] По поверью Байанай имеет многих братьев (от семи до двенадцати): Баай Барыылаах, у которого два сына. Уорэкэй Туутчут – хозяин диких оленей; Мэрили Мэргэн - хозяин красных лисиц;Куралай Бэргэн; Добун Соххор; Суойун Эркин - будто бы препятствует промыслу; Нэс Балтыhах, Ондолу Бэкэнэ, Сыраана Кулук, Чочу Кылыыhыт, Элик Хандагас, Кустук Тарбах и т.д. Сестры Байаная: Манан Чаный Ытык Субуйдаан и Дьылыс Кыыс. По некоторым представлениям, в духов охоты Баай Байаная и его сородичей превратились души-кут членов семьи охотника, жившего до якутов, а по другим повериям семья Байаная - это кут-сур (душа-воля) самих объектов охоты [5]. Этот дух представлялся как веселый шумливый старик, обросший седыми волосами, похожий на якута или на тунгуса. Существовал целый ряд подчиненных ему духов. Их якуты признавали за братьев главного духа-хозяина леса или полагали, что эти духи являются домочадцами Баай Байанай Баай Барылааха. Вилюйские якуты верили в существование духов-хозяев, способствовавших размножению птиц и зверей. Эти духи носили общее наименование байанаев или эсэкээнэв. От их воли зависел успех охоты. Главным из них был Баай Барылаах - создатель крупных зверей: медведей, лосей и пр. Впрочем, считалось, то у каждого вида зверей был и свой эсэкэн. Помимо эсэкээнов они верили в существование Сээркээн Сэсэна - хозяина темного леса и посыльных эсэкээнов - дочерей гибкотальникового, березового и других лесных массивов.Т.Степанов. Фрагмент картины«Главные герои олонхо». Баай Байанай – дух-хозяин леса, который щедро делится с охотниками с своим лесным богатством. Эвенкийский охотник возле чумаДух-хозяин тайги любил тишину и обладал хорошим слухом. Поэтому жертвоприношения производились в тишине. В жизни не старались говорить о добыче, чтобы он не услыхал. Во время сборов на охоту не было детского шума. Древний образ духа-хозяина тайги представлялся в виде молодой красивой женщины. В ее распоряжении были все звери. Обычно перед отправлением на охоту охотник обращался с заклинанием к духу-хозяину огню и духам хозяевам леса, бросая в огонь кусочки жира. При первой ночевке в лесу, разведя огонь. Охотник приносил жертву духу-хозяину леса из своих запасов (кусочек масла или что-нибудь другое) и обращался к нему с алгысом, в который также просил даровать богатую добычу. Непочтительное отношение к Баай Байанаю считалось одной из причин неудачной охоты. Алтайцы угощали родовых духов-покровителей охоты и просили у них богатой добычи.Успех в охоте зависел, по мнению древних охотников, от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к добыче. Например, считалось, что охотник должен всячески выражать радость при виде убитого зверя, так как такое поведение нравится Баай-Байанаю. Охотничьи обряды и поверья якутов условно можно разделить на две группы: обряды и поверья, соблюдение которых необходимо для сохранения охотничьей удачи; обряды, направленные на приобретение охотничьей удачи при длительном отсутствии добычи. Первая группа обрядов — ОХОТА — Вторая группа обрядовПервая группа состоит из сочетания обрядов и поверий, относящихся к культу духа-хозяина охоты Баай Барыллах баай Байаная (всем богатого богача Байаная), с обрядами и запретами чисто магического характера, связанными с почитанием самих животных или их душ. С этой группой обрядов связаны поверья о необходимости магического соблюдения ритуальной «чистоты» [2]. Подготовка к обряду. Приготовление атрибутов, даров. Огонь — не только покровитель жизни, но еще и проводник наших мыслей и желаний. К этому вдруг расцветшему посреди снега алому цветку обращается самая старшая женщина. Она просит разрешения пообщаться с духами природы. Чтобы просьба людей была услышана, на раскаленные угли кладут оладьи со сливочным маслом. Такое угощение должно понравиться местным духам. Жертвенный дым, разгоняемый взмахами дэйбира, разносится по лесу. Звук колокольчика далеко разносится в морозном воздухе, а значит, все бесплотные обитатели леса смогут прийти на пиршество.   Салама. 2-3 метровая волосяная веревка, в 7-9 местах (нечетное количество) украшенная перьями совы (или лоскутками материи), в 7-9 местах кусками шкуры зайца (или хвостами белки) и деревянными макетами охотничьих снастей. Обряд может выполняться в доме или в лесу. Может быть строго направленным конкретному духу из братьев Байаная или обобщенно усредненным. Обряд начинается с вешания «салама». Салама вешается на двух деревьях чуть выше уровня плеч человека на видном месте на опушке леса. Затем изготовляли «хойгуо», изображение духа-хозяина охоты затесом на дереве или из обрубка. После угощения «хойгуо» жиром произносится алгыс - благопожелание , где произносится величание, восхваление духа охоты и обещание дара.На ветви старого дерева, что растет на вершине холма, женщины завязывают саламу — прядь конских волос и тряпицу. Лучше, если это будет береза. Подойдет лиственница или сосна, но не ель! Потом собравшиеся трижды обходят дерево и кланяются лесу. Камни желаний летят в чащу. Вторая часть обряда поклонения Байанаю — мужская, женщинам здесь запрещено присутствовать. Она связана с символической фигурой Чичипкана. Этот символ встречается у многих северных народов. Мужчины делают его из того, что найдут в лесу. Ствол молодого дерева с раздвоенным концом — это голова, туловище и ноги, к нему накрест привязывается палка покороче — руки. Фигура обматывается шкурами, к рукам прикрепляются трофеи с предыдущей охоты. Алгысчыт произносит слова обращения, а затем начинается обряд очищения оружия. Деревянное изображение духа (Таатта)В случаях, когда обряд совершается в доме (зимовке), изготовляется Эhэкээн - деревянный идол высотой 30-40 сантиметров, которого одевают в заячью шкуру. Угощения. Суораттаах тума - молочная пища, саламат - каша, куски внутреннего жира коровы, водка, топленое масло и т.д.Угощение. Совершается через огонь или дар, разбрасывается на все четыре стороны.  в обеих случаях дар выступает как аванс за будущий отдар - удачу в охоте. Само угощение - дарение связано с родовыми представлениями. Угощение-дар всегда предполагает отдар.Дух – отдар (удача в охоте) – человек{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Человек | дар |Дух охоты Человек – дар | Огонь-дух | Дух охоты Гадание.Производится параллельно с угощением или после. Здесь человек, как и при алгысе, угощении, продолжает опосредованную связь, через предмет гадания с духом охоты. Если при дарении цепочка действует в одну сторону, то при гадании осуществляется «двусторонняя связь».1. Человек-туорах(ложка)-настроение духа2. Человек---огонь---настроение духа3. Человек---сон----настроение духа Древний обряд завершен. Завтра мужчины, не попрощавшись с женами, до рассвета покинут дома. Их ждут тайга и ее владыка древний Байанай. Он должен быть добр, ведь люди искренне просили его о милости и помощи. Он пошлет много зверя и птицы. Но только не когтистых пернатых — орла, сову или ворона. Их убить — к большой беде. А если такое все же случится, знающий таежник вложит в клюв птице маленькую ветку, чтобы она, полетев к Создателю, не рассказала о проступке охотника. БлагодарениеМалааhын или вторая группа обрядов, совершаемая по завершению охоты. Структурно строится как и первая группа, но в этом случае дар выступает как плата за благодеяние (отдар) и как залог расположения духа охоты к человеку в будущем. Правила для охотникаПеред охотой исполняется алгыс Байанаю: через духа огня просят об удачной охоте.На охоту иди с чистыми помыслами.В лесу не шуми, громко не говори.Убивай зверя столько, сколько нужно для себя. Делись со своей добычей с ближними. Не ешь уши и сердце любой добычи. Не убивай священных птиц. Не разоряй птичьи гнезда. Умей правильно распоряжаться добычей и уловом. Не загрязняй лес и водоемы. Не разрешай играть детям орудием охоты [8]. Байанай алгыhа Литература:Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990 г.- 672 с. Мостахов С.Е. Русские путешественники – исследователи Якутии. Якутск: книжное изд-во, 1982. 192 с. Образцы народной литературы якутов. Том I, часть IV. Петроград, 1916. С. 309.Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск: Наука, 2003. 512 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Т. 24).Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. - М., Советская энциклопедия, 1987 г. - т.1 - 671 с. Попов А.А. Якутские записи А.Ф. Миддендорфа // Тюркологический сборник №1 1951. С. 155-159. Предания, легенды и мифы саха. Новосибирск: Наука, 1995. 400 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). Ястремский С.В. Образцы народной литературы якутов. Том VII. Л.: АН СССР, 1929. 226 с.www.lensart.ru/picture-pid-27244.htm