Конспект музыкального занятия на тему Три чуда осени


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Конспект музыкального занятия
проведенного в кружке «Радуга»
МБОУ Лицей №6
студенткой группы 4 «Д»
специальности 050148/44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Зыченковой Ольгой Валентиновной
Шахты, 2015
Дата: 10.11.2015
ФИО:
Название кружка: «Радуга» младший школьный возраст
ФИО практиканта: Вид деятельности: слушание музыки
Технологическая карта занятия
Целевой блок
Тема занятия Три настроения осени
Цель занятия Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
Планируемые результаты Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
1.Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-
нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
2.Основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальномуискусству и музыкальной деятельности.
Личностные результаты:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
1.Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
2.Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других
учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
Учащиеся получат возможность:
1.Научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
1.Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,
контролировать и оценивать собственные учебные действия
Учащиеся получат возможность научиться:
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
1.Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
2.Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
3.Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Инструментальный блок
Тип занятия Введение в тему
Формы,
методы, приемы Словесный, наглядый, анализа и размышления о музыке, наглядно-образный, частично- поисковый, метод синквейна, художественного-контекста
Образовательные ресурсы Компьютер, проектор, презентация, доска, мел.
План занятия
Организационное начало занятия
Актуализация знаний
Постановка проблемы. Изучение нового материала
Итог занятия. Рефлексия
Педагог: «Вот художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим – кто художник этот?»
Дети: осень
Педагог: сегодня мы поговорим о настроении осени. А сейчас прозвучит ещё одно стихотворение. Определите его настроение.
«Осень, осень, в гости просим!
Осень, осень, погости неделек восемь.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождём, с перелётным журавлём»
Дети: радостное
Педагог: вот так радость прихода осени передает поэт. А как вы думаете художники и композиторы могут передать настроение осени, если да, то с помощью чего?
Педагог: Художники рисуют чем? (красками).
А у музыкантов тоже есть краски, только они музыкальные. Если композитор хочет выразить грусть – он воспользуется минорной краской
Дети: минор
Если хочет выразить радость – воспользуется … краской
Педагог: Давайте послушаем, как итальянский композитор Антонио Вивальди передает настроение осени в своем концерте «Осень» из цикла пьес «Времена года». Кто напомнит, как мы слушаем музыку?
Дети: в тишине, не отвлекаемся и думаем только о музыке.
Педагог: молодцы, а теперь мы готовы послушать осень А. Вивальди. Слушаем, а затем ответим на вопрос, что является главным средством музыкальной выразительности?
Слушание «Осень» Времена года Вивальди
Дети: главным средством музыкальной выразительности является мелодия.
Педагог: а как движется мелодия в этом произведении?
Дети: скачкообразно.
Педагог: а удалось ли композитору изобразить природу осени?
Дети: да
Педагог: что Вивальди изобразил динамикой?
Дети: полеты птиц, дождь, шум ветра
Педагог: а какова музыка по характеру?
Дети: оживленная, бодрая
Педагог: а в какой форме написано произведение? Давайте послушаем еще раз внимательно и определим настроение.
Давайте, когда настроение в музыке будет изменяться вы будете хлопать 1 раз.
Дети: в форме рондо.
Педагог: Ребята, можем ли сказать, что настроение может передавать не только литературный текст, но и музыкальное произведение?
Дети: да
Педагог: Ребята, а знаете ли вы, что бывает три осени?
Дети: нет
Педагог: Приходится на сентябрь и называется - первоосенье.
Приходится на октябрь и называется – глубокая осень.
Приходится на ноябрь и называется – предзимняя осень.
Педагог: Назовите характерные признаки осени: какая она бывает?
Дети: опадают листья, становится холоднее, птицы улетают в теплые края.
Педагог: а бывает ли вам грустно осенью?
Дети: да
Педагог: потому что пасмурно, холодно или идет дождь.
Педагог: Октябрь – период глубокой осени. Издавна в народе говорят: октябрь – грязник. Почему его так называют? (Часто идут моросящие дожди, на улице грязно и неуютно, холодно, дуют порывистые ветры, погода пасмурная.)
Рассмотрим картины художника И. Левитана «Поздняя осень». Какие краски использует художник?
Дети:серые, темные.
Педагог: Какое настроение передал в ней художник?
Дети: грустное, тоскливое, печальное
Педагог: ребята, а в музыке что бы передать настроение что будет использовать композитор?
Дети:ритм, мелодию, динамику.
Педагог: Послушаем музыкальный отрывок «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и услышим, как он изобразил в музыке характер октября.
Слушание «Осенняя песня»
Педагог: итак, ребята, как же в музыке отображен, характер октября?
Дети: грустно, уныло.
Педагог: а что изображает такая музыка?
Дети: капли дождя, опадание листьев.
Педагог: в каком ладу написано произведение?
Дети: в минорном
Педагог: а что придает минорный лад музыке?
Дети: настроение
Педагог: А сейчас мы с вами попадём в волшебную мастерскую и кистями и красками изобразим октябрь, но он должен соответствовать услышанной вами музыке.
Дети рисуют октябрь
Педагог: Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов. какого настроение этой осени?
Слушание «Осень» Г. Свиридова
Дети: грустное
Педагог: а какой инструмент передает такое настроение?
Дети: скрипка
Педагог: какие чувства у вас вызывает это произведение?
Дети: спокойное, тихое, чувство одиночества.
Педагог: мы с вами послушали несколько произведений посвященных теме осени. А теперь, каждый выберет произведение, которое ему больше понравилось, и при помощи приема Синквейн расскажет нам об осени.
Дети:
Осень
Радостная, золотая, милая
Волнует, вдохновляет, радует
Осень для меня волшебство
Листопад
Педагог: Молодцы, ребята очень посторались и ваши ответы были очень интересными.
Педагог: Давайте вспомним, о чем мы говорили?
Дети:об осени
Педагог: какие произведения слушали?
Дети: «Осень» Вивальди, Свиридова, «Осеннюю песню» Чайковского.
Педагог: с помощью чего композитор создает осенние образы?
Дети: с помощью средств музыкальной выразительности