«Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
«Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
Шилинг Л.А., МБОУ СОШ № 25, г.Сургут
Функция управления, вид управленческой деятельности
Цель
Содержание
Формы реализации
Анализ
Изучение состояния и тенденций развития процесса, деятельности, организации, отношений и т.п., объективная оценка результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы
Изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.
Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций.
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса в рамках одной темы.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла
- изучение документации,
- наблюдение,
-беседы,
-анкетирование,
-изучение передового педагогического опыта,
-диагностические методы, позволяющие получить необходимую объективную информацию
Целеполагание и планирование
Определение цели, состава и структуры действий, необходимых для их достижения
Постановка целей и принятие решений. Целеполагание процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Практическое осмысление деятельности с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, эффективное управление временным ресурсом.
Целеполагание первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.
Перспективный план (разрабатывается, как правило, на три-пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы).
Годовой план (охватывает весь учебный год, включая летние каникулы).
Текущий план (составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана).
Организация
Выбор лучших путей выполнения заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между участниками деятельности
Главным для организационной деятельности является вопрос о том, как реально, с помощью каких действий воплощаются в жизнь цели организации. Именно поэтому организационная деятельность рассматривается как деятельность исполнительская, как реализационная стадия управления. Наиболее важным и исходным моментом организации является четкое определение и распределение функциональных обязанностей всех лиц и подразделений, образующих систему. В свою очередь распределение функциональных обязанностей предполагает учет уровня подготовленности каждого члена организации, оценку индивидуально-психологических особенностей с точки зрения их соответствия предполагаемым функциональным обязанностям. Вопросы подготовки, подбора, отбора, расстановки кадров являются основой организационного этапа управления.
Организаторская деятельность включает в себя оценку хода и результатов конкретного дела.
-Мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование.
-Формирование убежденности в необходимости выполнения действий, поручения.
-Выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности.
-Оптимальное распределение ресурсов.
-Подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями.
-Обеспечение единства действий коллектива, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы.
-Анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе.
- Оценка хода и результатов конкретного дела.
- Стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития.
- Создание условий для профессионального роста подчиненных.
Руководство
Координации деятельности различных управленческих подразделений
Тип организационного поведения, обусловленный определенным должностным статусом и предусматривающий властные полномочия.
Отношения руководства реализуются через деятельность руководителя любого уровня, т.е. должностного лица, наделенного формальным статусом и отвечающего за деятельность организации и ее подразделений.
В современной теории организации и управления различают следующие виды руководства:
- прямое (при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонение от программы и т.д.);
- опосредованное (использование механизмов мотивации).
Персонифицированная деятельность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управлением персоналом.
Контроль и регулирование
Выявление отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законодательные нормы), в измерении, оценке результатов выполнения программы, а так же предупреждений и устранение возможных или фактических отклонений от заданных целей
Процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными.
Регулирование можно рассматривать как оперативное управление текущими состояниями (отклонениями). В тех случаях, когда принятые меры не дают результатов, возникает необходимость пересмотра целей. Внесение корректив с помощью оперативных способов, средств и взаимодействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются спецификой управляемого объекта.
- Изучение школьной документации.
- Наблюдение.
-Беседы.
-Устный и письменный контроль.
-Анкетирование.
-Диагностические и контрольные процедуры.
-Изучение передового педагогического опыта.
15