ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
В.Н.Петрова,
Директор МОШ I-III ст.№ 1
Деятельность руководителя школы сейчас все в большей степени зависит от его информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести значительную работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Выбор рациональных решений в сфере управления образованием требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств, к которым, прежде всего, относится компьютер. Руководитель школы должен проработать огромное количество документов, писем, инструкций, поэтому без компьютерных информационных технологий современному организатору образования очень сложно. Информационно-коммуникационные технологии и управления школой ... Что может их связать в единое целое? Школа, будучи сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, управленческая, хозяйственная, кадровая, методическая. Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придания этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное функционирование системы, возможно на основе ИКТ. Использование информационных технологий в образовательной и управленческой деятельности позволяет осуществить оптимальное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем школы.
В ходе образовательного процесса, внедряя информационно-коммуникационные технологии в практику управления школой, мы столкнулись со следующими проблемами: -Недостаточный уровень компьютерной компетентности среди педагогов.-Отсутствие у педагогов стремления использовать ИКТ в своей работе.-Отсутствие навыка работы с ресурсами сети Интернет, локальной сетью, электронной почтой.
Для меня стало правилом: «Прежде чем контролировать - научи!». Использование ИКТ, как и всякая идея, прошла три этапа: полного отрицания, скептической заинтересованности и профессионального освоения. Большую роль в «принятии» новой технологии сыграло использование компьютера администрацией школы. Не все педагоги сразу осознали преимущество информационно-коммуникационных технологий. Прежде всего потому, что не обладали навыками пользователя.
Решали мы эти задачи таким образом:
1. Проведение просветительской работы, способствующей формированию и повышению информационной культуры педагогических кадров, учащихся, родителей (педсоветы – директор, заседания творческой группы – руководитель объединения, школьная команда).
2.Обеспечение доступа к компьютерной технике учащихся и педагогов (расписание работы компьютерного класса, организованная работа сети Интернет, компьютерной техники).
3.Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий (уроки информатики, , компьютерный кружок, уроки с использованием ИКТ, участие в конкурсах, домашняя работа обучающихся, дистанционное обучение ).
4.Внедрение в педагогическую практику ИКТ (уроки с использованием ИКТ, проектная деятельность, школьная дистанционная связь).
5.Организовать доступ учеников и учителей к образовательным Интернет-ресурсам и ресурсам школьной сети.
Нужно было создать соответствующие условия, чтобы педагог переступил через барьер неприятия и страха. День за днем мы демонстрировали плюсы использования компьютера. Возникла группа учителей разных предметов, готовых работать с администрацией в этом направлении. Использование ИКТ этой группой способствовало их профессиональному росту. Сегодня в необходимости использования ИКТ убеждены все члены коллектива. Психологический барьер неприятия пройден. Сегодня большая часть педагогического коллектива использует компьютер в своей работе. Проведение педагогических советов, совещаний, заседаний методических объединений учителей сегодня невозможно без использования компьютерных технологий - это схемы, графики, сводные таблицы, диаграммы, презентации. Всё это сделало труд администрации и учителей школы эффективным. Дистанционное обучение, различные электронные издания, справочники, энциклопедии необходимы для повышения квалификации педагогического коллектива. Электронное портфолио учителя – компактное, удобное, средство хранения информации об успехах и достижениях в деятельности учителя.
Использование ИКТ на занятиях стало обычным делом. Однако, наряду с «плюсами» при использовании ИКТ в урочное время мы увидели и «минусы». И анализируя применение ИКТ на уроках в школе, хотелось бы обратить внимание на эти «минусы». Приведу примеры:
Пример 1. Пожалуй, самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это применение презентаций:
1. Чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). И если на всех шести уроках используется презентация (ведь администрация школы сегодня желает, чтобы каждый учитель на каждом уроке по любому предмету использовал ИКТ), то все уроки ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет.
2. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.
3. Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.
4. Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую.
5.Кроме этого, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской.
6.Качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Если для урока геометрии, математики цвет объекта не важен, то на истории или литературе – очень важен.
7.Ошибки, допускаемые в Интернете при использовании непроверенных материалов.
Пример 2. В настоящее время активно используются интернет-ресурсы для подготовки обучающимися некоторого сообщения по определенной тематике. В данном случае ученик имеет возможность относительно быстро найти необходимую информацию и в немалом объеме. Вот этот «немалый объем» и подводит многих. Сначала идет накапливание фактического материала ─ скачивается нужная информация. И это вполне закономерно. После должно следовать осмысливание, анализ, отбор интересной и действительно нужной информации и составление своего варианта сообщения. Но почему-то, как правило, это не происходит. Большой объем добытой информации воспринимается учениками как уже законченная работа. К тому же обилие материала может затянуть процесс работы в интернете. Но не может же ученик сидеть за компьютером «вечно»!?
Получается, что если рассматривать один отдельно взятый урок в школе, то использование ИКТ ─ это замечательно. Но когда это распространится на все уроки в обязательном порядке -это уже не совсем хорошо. Поэтому перед нашим педагогическим коллективом поставлена важнейшая задача –разумная дозировка использования ИКТ на уроках в школе. Не просто бездумно насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному процессу. Напрашивается следующий вывод: ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект.
Информатизация используется и в воспитательной работе школы. Классные и информационные часы, родительские собрания сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися. Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Школьной традицией стало следующее: завершая учебный год, ребята делают творческий отчет о том, как они прожили год. Каждый класс представляет презентацию или фильм о жизни коллектива ребят. Не отстают от ребят и наши классные руководители. Делая отчет о воспитательной работе за год, некоторые учителя (особенно в начальной школе) в качестве приложения делают презентацию о своей работе в классом. Ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ.
При организации каникулярной занятости обучающихся также используются информационные технологии. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки Плана работы и сопровождающих документов, заканчивая отчётностью по окончании работы площадки досуга детей и ведением персонифицированного учёта занятости детей в каникулы. По итогам работы делается электронный творческий отчёт (наряду с традиционным письменным).
При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за здоровый образ жизни, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации. Так появляются творческие и исследовательские работы детей: «Диеты и здоровье человека», «Витаминизация», «Мобильный телефон: благо или вред?». Работа по ученическому и родительскому соуправлению включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний, но и подготовку агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, своевременное информирование участников образовательного процесса о деятельности и результатах работы органов соуправления – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.
Обобщая накопленный школой опыт по реализации информатизации организационно-управленческой деятельности в школе, можно сделать следующие выводы:
1. Использование ИКТ в административной и управленческой работе позволяет повысить оперативность выполнения решений, снизить временные затраты на подготовку и ведение документации, модернизировать делопроизводство, перевести всю деятельность школы на более качественный современный уровень.
2. Информационная среда школы существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин и снижает трудоемкость работы учителя при подготовке и проведении занятий. Информатизация преподавания полезна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, общую информационную культуру учителя. Для ученика информатизация обучения привлекательна тем, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода ототношений «учитель – ученик» к отношениям «ученик – компьютер – учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность получения дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осуществляется целенаправленный выбор вуза, престижной работы.
3. Надежно организованная информационная среда позволяет мобильно, качественно и оперативно создавать, сопровождать и пополнять информационный банк данных школы по различным направлениям, что, в свою очередь, решает ряд проблем, связанных с поиском необходимой информации, ее обработкой и использованием в ходе учебно-воспитательного процесса.
Показателями нового качества образования как результата системной информатизации в школе является способность участников педагогического процесса к рациональной организации деятельности и умение успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Своевременная подготовка учителей позволила повысить уровень их компьютерной грамотности.
На управленческом уровне проводится
анализ качественного состояния информационного продукта (уровень выполнения: умение работать с графикой, с текстом, с числами, диаграммами, локальными и глобальными сетями);
регулярное знакомство с новыми информационными технологиями (консультации, тренинги);
подтверждение умений практической деятельности по использованию ресурсов сети Интернет .Считаю, что использование ИКТ позволило нам избежать морального износа коллектива, вдохнуть новую жизнь в традиционную методику урока. Все это убедило нас, что ИКТ - новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы.