План-конспект урока по биологии 6 класс Половое размножение животных.
Урок 26: Половое размножение животных.
Цели деятельности
учителя Способствовать формированию представлений о понятии «половое размножение организмов», о преимуществе полового размножения перед бесполым и его эволюционном значении.Создать условия для формирования умений работать с учебной литературой с различными источниками информации, решать проблемные задачи, делать схемы, рисунки.
Тип, вид урока Комбинированный
Личностные
(УУД) Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новомуматериалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Предметные результаты Научатсяобъяснять понятие «половое размножение организмов» и преимущество полового размножения перед бесполым. Получат возможность научиться работать с различными источниками информации.
Метапредметные
универсальные
учебные действия Познавательные:осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.
Образовательные
ресурсы урока Мультимедийная презентация по теме.
Электронное приложение к учебнику (начиная с 10 кадра.): www.drofa.ru
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
I. Оргмомент
II. Мотивация к изучению нового материала
Объявление темы урока и совместная с учащимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная настройка учащихся на урок. Мотивирует – кто отлично работает, тот получает оценку и освобождается от тестирования по теме. Слушают и осуждают тему урока. Пытаются формулировать цели урока. РУУД ставят проблему. Определяют пути её решения. Работают по плану. Сверяясь с целью.
III. Актуализация опорных знаний урока
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Каково значение размножения?
2. Какие типы размножения бывают?
3. Какие есть способы бесполого размножения?
4. В чём особенность бесполого размножения?
5. А если участвуют половые клетки, то это будет …?
Тестирование (см ниже). Работают по карточкам.
Применяют ранее полученные знания. ЛУУД формируют собственное мировоззрение о целостности мира.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Половое размножение характерно для большинства организмов. Как вы думаете почему?
А. Потомки несут наследственные признаки двух родителей.
Б. Лучше приспособлены и более жизнестойки.
2. Особенности полового размножения:
А. Участвуют две родительские особи;
Б. участвуют половые клетки – гаметы:
- мужские – сперматозоиды – мелкие подвижные;
- женские – яйцеклетки – крупные неподвижные. Почему крупные? (запас питательных веществ для будущего зародыша).
В. Каждая полова клетка несет половинчатый набор хромосом от нужного числа.
Г. При половом размножении развитие нового организма начинается с момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом.
3. Раздельнополые и обоеполые организмы:
А. Раздельнополые – особи способные образовывать только мужские половые клетки – сперматозоиды или только женские половые клетки – яйцеклетки.
Б. Обоеполые – особи способные образовывать и мужские и женские гаметы. У растений – многие. У животных: кишечнополостные; плоские черви; некоторые кольчатые; моллюски; некоторые рыбы, ящерицы и др. Таких животных называют гермафродиты.
4. Партеногенез – половое размножение без оплодотворения. Из неоплодотворенных яйцеклеток развиваются новые особи. (У кого?)
5. Строение органов размножения на примере лягушки. (работа с рисунком на странице 121).
6.Оплодотворение – это процесс слияния половых клеток мужских сперматозоидов и женских яйцеклеток. При этом образуется зигота с целым набором хромосом.
7. Типы оплодотворения:
А. Наружное – многие рыбы, лягушки и др.
Б. Внутреннее – пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, некоторые рыбы, многие насекомые и др. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Приходят к выводы о половом размножении как более прогрессивном. Работают с рисунками учебника, составляют схему. Рассматривают рисунки, сравнивают. ПУУД представляют информацию в виде схемы. КУУД излагают своё мнение. ЛУУД формируют собственной мировоззрение. РУУД работают по плану, сверяясь с целью.
ЛУУД осознают целостность мира.
V.Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Фронтальная беседа по вопросам:
1.Каковы особенности полового размножения животных?
2. Почему половое размножение считается более прогрессивным?
3. Что такое оплодотворение?
4. Какие бывают половые клетки?
5. Что такое раздельнополые и однополые организмы?
6. Что такое гермафродиты?
7. Какие типы оплодотворения бывают?
8. Что такое партеногенез?
9. Какие органы есть в системе размножения животных?
10. Какое количество хромосом в половых клетках – гаметах?Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. КУУД излагают своё мнение. ПУУД анализ схемы.
ПУУД строят логические рассуждения, доказывают свою правоту.Составляют и анализируют схемы.
VI. Рефлексия учебной деятельности
В целом на уроке мне работать было…
Мне мешало….
Лучше всех работали…. Т.к.
Я сам работал….
Мне было интересно…..
Я теперь понял…
Но мне не совсем понятно…. Анализ работы на уроке класса, самооценка. ПУУД делают выводы. ЛУУД аргументированная оценка своих и чужих поступков.
VII. Подведение итогов
В половом размножении участвуют две особи образующие специальные половые клетки - гаметы. Для зарождения нового организма нужно слияние сперматозоида с яйцеклеткой. С яйцеклеткой соединяется только один сперматозоид. Процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой называется оплодотворением и оплодотворённую яйцеклетку называют зиготой. Выделяют главное. Делают выводы по содержанию урока. ПУУД делают выводы. КУУД принимают чужое мнение.
VIII. Домашнее задание
Учить §16. Уточняют и записывают домашнее задание.
аветы:аб в б г а г б в а
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тестирование по теме «Бесполое размножение организмов». 1. Сколько родительских особей участвует в бесполом размножении? А. одна Б. две В. три Г. много 2. Организмы, образовавшиеся при бесполом размножении: А.непохожи друг на друга; Б.идентичны; В. отличаются по всем признакам и свойствам. 3. Способ размножения, при котором родительский организм распадается на две одинаковые части - это: А. почкование Б. спорообразование В. деление Г. вегетативное размножение 4. Основной способ размножения одноклеточных животных (простейших) – это: А. почкование Б. деление В. вегетативное размножение Г. спорообразование 5.Выбирите организм, который размножается почкованием: А. простейшие Б. мхи В. черви Г. дрожжи 6.Спора – это:А. клетка, одетая плотной оболочкой Б. группа делящихся клеток В. часть тела материнского организма Г. побеги, отходящие от материнского организма 7.Организмы, для которых характерно спорообразование – это: А. грибы Б. мхи В. папоротники Г. все ответы верны 8. Размножение клубнями, луковицами, черенками и отводками – это: А. деление Б. вегетативное размножение В. почкование Г. спорообразование 9. Что из перечисленного не относится к вегетативному размножению: А. побегами и листьями Б. черенками и усами В. спорами и делением Г. клубнями и луковицами 10. Прививкой размножаются: А. плодовые деревья Б. мхи В. грибы Г. простейшие.
Тестирование по теме «Бесполое размножение организмов 1. Сколько родительских особей участвует в бесполом размножении? А. одна Б. две В. три Г. много 2. Организмы, образовавшиеся при бесполом размножении: А.непохожи друг на друга; Б.идентичны; В. отличаются по всем признакам и свойствам. 3. Способ размножения, при котором родительский организм распадается на две одинаковые части - это: А. почкование Б. спорообразование В. деление Г. вегетативное размножение 4. Основной способ размножения одноклеточных животных (простейших) – это: А. почкование Б. деление В. вегетативное размножение Г. спорообразование 5.Выбирите организм, который размножается почкованием: А. простейшие Б. мхи В. черви Г. дрожжи 6.Спора – это: А. клетка, одетая плотной оболочкой Б. группа делящихся клеток В. часть тела материнского организма Г. побеги, отходящие от материнского организма 7.Организмы, для которых характерно спорообразование – это: А. грибы Б. мхи В. папоротники Г. все ответы верны 8. Размножение клубнями, луковицами, черенками и отводками – это: А. деление Б. вегетативное размножение В. почкование Г. спорообразование 9. Что из перечисленного не относится к вегетативному размножению: А. побегами и листьями Б. черенками и усами В. спорами и делением Г. клубнями и луковицами 10. Прививкой размножаются: А. плодовые деревья Б. мхи В. грибы Г. простейшие.
Тестирование по теме «Бесполое размножение организмов 1. Сколько родительских особей участвует в бесполом размножении? А. одна Б. две В. три Г. много 2. Организмы, образовавшиеся при бесполом размножении: А.непохожи друг на друга; Б.идентичны; В. отличаются по всем признакам и свойствам. 3. Способ размножения, при котором родительский организм распадается на две одинаковые части - это: А. почкование Б. спорообразование В. деление Г. вегетативное размножение 4. Основной способ размножения одноклеточных животных (простейших) – это: А. почкование Б. деление В. вегетативное размножение Г. спорообразование 5.Выбирите организм, который размножается почкованием: А. простейшие Б. мхи В. черви Г. дрожжи 6.Спора – это: А. клетка, одетая плотной оболочкой Б. группа делящихся клеток В. часть тела материнского организма Г. побеги, отходящие от материнского организма 7.Организмы, для которых характерно спорообразование – это: А. грибы Б. мхи В. папоротники Г. все ответы верны 8. Размножение клубнями, луковицами, черенками и отводками – это: А. деление Б. вегетативное размножение В. почкование Г. спорообразование 9. Что из перечисленного не относится к вегетативному размножению: А. побегами и листьями Б. черенками и усами В. спорами и делением Г. клубнями и луковицами 10. Прививкой размножаются: А. плодовые деревья Б. мхи В. грибы Г. простейшие.
Тестирование по теме «Бесполое размножение организмов 1. Сколько родительских особей участвует в бесполом размножении? А. одна Б. две В. три Г. много 2. Организмы, образовавшиеся при бесполом размножении: А.непохожи друг на друга; Б.идентичны; В. отличаются по всем признакам и свойствам. 3. Способ размножения, при котором родительский организм распадается на две одинаковые части - это: А. почкование Б. спорообразование В. деление Г. вегетативное размножение 4. Основной способ размножения одноклеточных животных (простейших) – это: А. почкование Б. деление В. вегетативное размножение Г. спорообразование 5.Выбирите организм, который размножается почкованием: А. простейшие Б. мхи В. черви Г. дрожжи 6.Спора – это: А. клетка, одетая плотной оболочкой Б. группа делящихся клеток В. часть тела материнского организма Г. побеги, отходящие от материнского организма 7.Организмы, для которых характерно спорообразование – это: А. грибы Б. мхи В. папоротники Г. все ответы верны 8. Размножение клубнями, луковицами, черенками и отводками – это: А. деление Б. вегетативное размножение В. почкование Г. спорообразование 9. Что из перечисленного не относится к вегетативному размножению: А. побегами и листьями Б. черенками и усами В. спорами и делением Г. клубнями и луковицами 10. Прививкой размножаются: А. плодовые деревья Б. мхи В. грибы Г. простейшие.
Тестирование по теме «Бесполое размножение организмов 1. Сколько родительских особей участвует в бесполом размножении? А. одна Б. две В. три Г. много 2. Организмы, образовавшиеся при бесполом размножении: А.непохожи друг на друга; Б.идентичны; В. отличаются по всем признакам и свойствам. 3. Способ размножения, при котором родительский организм распадается на две одинаковые части - это: А. почкование Б. спорообразование В. деление Г. вегетативное размножение 4. Основной способ размножения одноклеточных животных (простейших) – это: А. почкование Б. деление В. вегетативное размножение Г. спорообразование 5.Выбирите организм, который размножается почкованием: А. простейшие Б. мхи В. черви Г. дрожжи 6.Спора – это: А. клетка, одетая плотной оболочкой Б. группа делящихся клеток В. часть тела материнского организма Г. побеги, отходящие от материнского организма 7.Организмы, для которых характерно спорообразование – это: А. грибы Б. мхи В. папоротники Г. все ответы верны 8. Размножение клубнями, луковицами, черенками и отводками – это: А. деление Б. вегетативное размножение В. почкование Г. спорообразование 9. Что из перечисленного не относится к вегетативному размножению: А. побегами и листьями Б. черенками и усами В. спорами и делением Г. клубнями и луковицами 10. Прививкой размножаются: А. плодовые деревья Б. мхи В. грибы Г. простейшие.