Конспект занятия объединения «Организаторы досуга» на тему: «Как организовать себя?»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Собинского района
Детский (подростковый) центр г. Лакинска
Конспект занятия
«Школы социального лидерства»
Тема: «Как организовать себя?»
Цель: создание условий для объединения членов коллектива.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить участников с самоорганизацией.
Включить в игровое взаимодействие с целью достижения высоких общегрупповых баллов и интеграции членов коллектива.
Развивающие:
Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала детей, реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности и общения;
Обеспечение вхождения детей в систему социальных связей.
Воспитательные:
Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской ответственности как важнейшей черты личности;
Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношениям к людям), культуры общения;
Воспитание социально-значимой целеустремленности, ответственности в деловых отношениях.
Предполагаемый результат:
информированность участников о самоорганизации ;
проработка участниками некоторых упражнений по теме тренинга.
Ход занятия:
.Педагог: «Добрый день! Тема нашего сегодняшнего занятия «Как организовать себя», но прежде чем начать мы с вами познакомимся с теорией.
Хорошая организация - залог успеха в борьбе за время. Признаки плохой организации не сразу бросаются в глаза. Вроде, все как у всех, только на это «все» уходит чуть больше времени, чем у других. И так продолжается изо дня в день и месяц за месяцем. Эффективность деятельности падает, растут горы дел, до которых никак не доходят руки, многие виды работ дублируются, а другие и вовсе прекращаются.
Плохой организатор:
Не может найти на своем столе нужную бумагу среди вороха других бумаг.
В его рабочих записях путаница и беспорядок.
Он хватается то за одно, то за другое и ничего толком не доводит до конца.
Он постоянно опаздывает и вечно не готов к встречам и делам.
Документы неделями пылятся у него неподписанными.
Он понятия не имеет о приоритетах.
Работает в условиях постоянной неразберихи.
Не умеет разговаривать по телефону, ясно и коротко излагать суть проблемы.
Многие любят откладывать свои дела на потом, а то и на последнюю минуту, ужасно при этом нервничая. А ведь все можно было сделать гораздо раньше и спокойнее.
Не всегда намеченное дело может быть не выполнено под предлогом отсутствия времени. Иногда, напротив, ты рвешься выполнить любой ценой и немедленно, прекрасно сознавая, что дело лучше отложить до более подходящего момента. В то же время, зная, что есть абсолютно неотложные, но неприятные дела, ты отмахиваешься от них, пытаясь убедить себя, что ничего не случится, если заняться этим позднее.
Часто на пустяковую и второстепенную работу ты тратишь много времени и сил, поэтому их не хватает на что-то более существенное и важное. Ты не отдаешь себе отчета, что для тебя наиболее важно. Заканчивая одну работу, ты не имеешь ни минуты, чтобы передохнуть перед тем, как приступить к другой (тоже срочной!) работе. Ты не умеешь отдыхать: даже в выходные находятся мелкие хлопоты, и в понедельник ты начинаешь неделю не отдохнувшим. Пожалуй, это основные причины, по которым ты не в ладах с Его Величеством Временем.
Существует несколько правил для того, чтобы управлять своим временем и все успевать. Вот они:
Чтобы все и всюду успевать, никогда не говори себе, что у тебя нет времени на то, что ты хотел бы или должен был сделать.
-Если вдруг возникает необходимость сделать срочно сразу несколько дел, не нервничай, а установи очередность в зависимости от их важности и выполняй в намеченном порядке (хорошо, если будет составлен план).
Думай только о деле, не мучайся сомнениями «успею - не успею». Установи для себя срок выполнения каждого задания, чтобы заранее прикинуть, сколько времени ты сможешь ему уделить.
Не отвлекайся на посторонние разговоры (в том числе и телефонные): делу - время, а потехе - час!
Упражнение «Круг жизни» (5 минут)
Нарисуй круг. Это срез твоей жизни, одного типичного дня. Сначала раздели круг пунктирными линиями на 4 условные части - по 6 часов. Теперь надо отметить, сколько времени у тебя уходит:
На сон
На школу
На друзей
На работу
На семью
На одиночество
На работу по дому
На все остальное
Ответь на вопросы: доволен ли ты тем, как проходит день? Какие границы хотелось бы изменить? Что легко, что трудно изменить? Чего не хватает в круге для верного отображения твоей жизни (музыки, творчества и пр.)? Почему все-таки мы ждем изменений и стремимся к ним.
«Привет!» (10 минут)
Инструкция: Начтите, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, Вы можете запустить второй круг – с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что Ты здесь!» Другой вариант: Вы можете использовать эту игру в конце занятий, и в этом случае заменить приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!»
«Из спичек – имена» (10- 20 минут)
Инструкция: "Вот лежит коробок спичек. Ваша задача в течении 10 минут из этих спичек выложить имена всех здесь присутствующих, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам. Спички ломать нельзя".
Спички выдаются из расчета 10 спичек на одного члена группы.
Если они не успевают за 10 минут, задается вопрос: «Сколько вам нужно времени, чтобы закончить?». Если опять не успевают, то опять вопрос и т.д.
Секрет Джованни (20 минут)
Это упражнение в очередной раз показывает, что члены группы могут достичь успеха только в том случае, когда каждый из них вкладывает свои силы в общее дело.
Для каждого игрока Вам понадобится копия приложения к этому упражнению (см. ниже). Кроме того, на маленьких карточках следующие фразы:
Джованни слушает только музыку в стиле кантри.
У Джованни аллергия на кошек.
Джованни лысый.
У Джованни нет машины.
Джованни не умеет готовить.
Единственное украшение Джованни перстень с печаткой.
Антон Антин тренер Джованни.
Антон Антин лежит в постели с гриппом.
Лизы Лангбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм«Охотник».
Гарри Питтбул совершенно невиновен.
Джованни очень тщеславный.
Тетя Роза в Африке на сафари.
Джованни никогда не ест суп.
Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.
Белло любит играть под кроватью Джованни.
Белло не в воде.
Джованни любит животных.
У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.
Антон Антин часто ходит в оперу.
У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.
Лиза Лангбайн любит брильянты.
Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.
Джованни приобрел государственные ценные бумаги.
1. Группа садится в круг. Задача участников раскрыть секрет Джованни. Они получат различную информацию, частью устно, частью письменно. Секрет будет разгадан только тогда, когда вся группа сконцентрируется на работе, начнет внимательно слушать каждого участника и серьезно воспринимать то, что тот говорит.
2. Прочитайте следующий текст:
Джованни Великий знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбул. Джованни сказал: «Я не могу пойти туда, пока я это не нашел».
3. Задание для группы состоит в том, чтобы вместе раскрыть секрет Джованни. Каждый получает по 1-2 карточке. Чтобы решение задачи было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию. Каждый игрок должен прочитать вслух, что написано на его карточке. При этом действуют три правила:
Нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картинусобытий.
Нельзя заставлять другого читать, что написано у него на карточке,если тот не хочет.
Никто не должен выпускать свою карточку из рук.
4. Раздайте карточки и уточните задание. Группа должна ответить на три
вопроса:
Что потерял Джованни?
Кто это похитил?
Где это находится?
Теперь раздайте участникам копии приложения к этому упражнению
5. Предоставьте группе самой организовывать свою работу и найти под ходящий метод для решения задачи.
6.Когда группа нашла ответ, подведите итоги:
Как группа организовала свою работу?
Как использовалась содержащаяся в карточках информация? Все ли участники предоставили свою информацию в распоряжение остальных?
Какой была атмосфера во время работы?
Все ли предложения были серьезно рассмотрены?
Вел ли в какое-то время разговор (а значит, и расследование) кто-то один?
Что могло бы пройти лучше, чем прошло?
Какие выводы лично вы сделали из этого эксперимента?
Син-Обелиск (15 минут)
ПРАВИЛА - ИНСТРУКЦИИДавным-давно в древней Атланте было решено построить Син для бога Он-та. Это обелиск, который представлял из себя массивную прямоугольную глыбу из камня. Его строительство было закончено меньше, чем через две недели после начала!Ваша задача определить, в какой день была закончена эта работа. На это вам дается 20 минут.Вы получите карточки с нужным количеством информации для того, чтобы решить задачу.Вы можете общаться друг с другом, делиться полученной из карточек информацией, но НЕЛЬЗЯ их показывать друг другу.
КАРТОЧКИЕдиница времени в Атланте – один день День в Атланте состоит из Квогов и Йогов Длина Син–Обелиска равна 50 Элям Высота Син–Обелиска равна 100 ЭлямШирина Син–Обелиска равна 10 Элям Син–Обелиск строится из каменных блоков Один каменный блок имеет объем 1 кубический Эль Первый день недели в Атланте называется АквадейВторой день недели в Атланте называется Нептиминус Третий день недели в Атланте называется АвгаматияЧетвертый день недели в Атланте называется Нинилду Пятый день недели в Атланте называется МелтемиВ Атлантической неделе 5 днейРабочий день состоит из 9 Квогов Перерыв каждого рабочего составляет 16 Йогов В одном Квоге 8 ЙоговКаждый рабочий кладет 150 каменных блоков за один Квог Во время рабочего дня на стройке может находиться группа только из 9 человек Один из рабочих постоянно должен исполнять ежедневные ритуальные обязанности, во время которых он не работает Мелтеми – выходной деньЧто такое Кластер? Кластер – это куб со стороной в один антилувиалический ярд В одном антилувиалическом Парсанге 3 Эля Работают ли рабочие по Воскресеньям?Что такое Син? Какая сторона Син–Обелиска будет верхней? Син–Обелиск строится их каменных блоков бледно-фиолетового цвета Бледно-фиолетовый цвет имеет важное значение в религии АтлантыВ каждой группе работают две женщины Строительство начинается утром в Аквадей На строительстве может работать только одна группа рабочих В одном фараонском долларе 8 атлантик–чипсов1 каменный блок стоит 2 фараонских доллара
АнализКакие модели поведения помогали группе прийти к решению проблемы?Какие модели поведения препятствовали группе решить задачу?Каким образом в группе проявилось лидерство?Кто из членов группы участвовал наиболее активно?Как бы вы охарактеризовали весь процесс поиска решения?Что бы вы предложили на будущее, что могло бы улучшить групповой процесс поиска решения?
Ответ: строительство закончено на 6-й день.
Объяснение:
Объем Син-Обелиска равен 50 000 кубических элейВ каждом блоке – 1 кубический эль, следовательно, для строительства нужно 50 000 блоковКаждый рабочий работает 7 Квогов в день (2 Квога он отдыхает)Каждый рабочий кладет 150 блоков за 1 Квог, а это дает 1050 блоков за деньНа стройке ежедневно работает 8 человек (1 исполняет ритуальные обязанности). Они кладут 8400 блоков за день50 000 блоков будут положены на 6-й рабочий деньМелтеми является выходным днем, и строители не работают, значит, 6-м рабочим днем будет НептиминусСпециально дается много лишней информации, для того чтобы запутать участников и сказать, что любая информация важна. Необходимо же выяснить какая информация действительно имеет значение к решению задачи, какая нет.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру в ходе, которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопал в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Педагог: Спасибо всем за сотрудничество, особое спасибо инициативной группе.
Использованная литература:
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства – СПб., 2002
Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
Заголовок 215