Конспект занятия объединения Организаторы досуга на тему: «Как организовать других?»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Собинского района
Детский (подростковый) центр г. Лакинска
Конспект занятия
«Школы социального лидерства»
Тема: «Как организовать других?»
Тема: Как организовать других?
Цель: развитие умения активизировать команду на совместную деятельность.
Задачи:
развитие умения чувствовать другого человека
определение ситуации доверия и недоверия между людьми
работа в команде - находить себе место в групповой работе
Предполагаемый результат:
информированность участников об основных правилах работы в команде
проработка участниками умений эффективной организации других на принятие совместных решений.
Ход занятия:
Педагог: «Добры день! Тема нашего сегодняшнего занятия «Как организовать других?». Сегодня на занятии мы с вами узнаем: с помощью каких приемов можно активизировать команду на совместную работу
Упражнение «Печатная машинка»
Цели:
в игровой форме подчеркнуть важность каждого игрока в решении групповой задачи;
закрепить навыки совместного решения групповой задачи;
развить концентрацию внимания участников тренинга.
Размеры группы: как минимум, 8-10 человек.
Ресурсы: доска и мел или флип-чарт с фломастерами для записи текста упражнения.
Время: 15-20 минут.
Ход упражнения
Это упражнение лучше всего проводить с группой игроков в 8-14 человек. Если же группа большая, то образуем подгруппы. На доске/флип-чарте записывается текст:
Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать. (Конфуций)
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем. (Конфуций)
Человек все равно что кирпич: обжигаясь, он становится твердым. (Бернард Шоу)
Кто хочет прочитать записанные на доске афоризмы? Мы можем с легкостью прочесть написанное. Мы можем обсудить глубину мысли, подумать, как каждый из афоризмов соотносится с нашей личной жизненной практикой.
Задание усложнится тогда, когда чтение каждого текста станет задачей коллективной. Это значит, что сейчас каждый игрок получит лишь по одному слову из текста. Я попрошу вас после этого произнести афоризм целиком, добившись логически верного и эмоционально наполненного звучания.
Итак, первому игроку - первое слово "не", второму - "печалься", третьему - "о", четвертому - "том" и т.д. Так распределяем текст первого отрывка, разделив его на сегменты. Если игроков не хватает, то даем некоторым по несколько слов.
Приступаем к самому упражнению. Читая слово, игрок как бы впечатывает его в общий текст и в сознание участников группы.
С первых же попыток произнести текст как единое логическое и эмоционально окрашенное целое группа столкнется с проблемой: каждый игрок будет ставить после своего слова интонационную точку, как бы завершая своим словом высказывание. Разнобой силы голоса, эмоций также будет мешать целостному восприятию афоризма. Добиваемся единого звукового, логического и эмоционального звучания, пока не достигаем целостной осмысленной и ритмической передачи текста. После этого переходим к следующему афоризму.
Завершение
Чем, на ваш взгляд, полезно это упражнение будущим лидерам?
После разбора хода игры давайте вновь вернемся к трем афоризмам, чтобы обсудить их смысл!
Далее все участники занятия делятся на небольшие группы численностью от 3 до 5 человек. Оптимальное количество таких групп - 3-5.
Упражнение "Танец вдвоем"
Участники делятся на пары. Желательно выбрать в пару того человека, с которым трудно общаться и взаимодействовать. Когда зазвучит музыка, один из пары начинает двигаться, другой - повторяет зеркально все его движения, стараясь повторить их, и двигаться синхронно. По команде они сначала двигаются на расстоянии друг от друга, затем как бы "срастаясь" ладонями одной руки, потом обеих рук. Далее ведущий и ведомый меняются ролями.
Завершение упражнения
Кем легче быть ведущим или ведомым?
Что было труднее всего?
Когда получали удовольствие?
Упражнение "Номера".
Ребята делятся на группы, например, на три команды. Всем ребятам на спины прикалываются номера, от цифры 1 до цифры 10. По команде педагога группы перемешиваются. По второй команде надо прибежать к "своим" и выстроиться спиной к педагогу от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 10 до цифры 1, т.е. наоборот. Дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные.
Могут быть и такие варианты: надо построиться по росту; надо построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно.
Упражнение "Рисунки в парах"
Участники делятся на пары. На двоих - один лист бумаги, фломастеры. Каждому необходимо: постараться выразить то, что хочется, но не ограничивать партнера; предложить, чего хочет он; решить, общий ли получается рисунок или у каждого свой.
P/S/ Упражнение проходит без переговоров, играет тихая музыка.
Завершение упражнения
Какое решение было принято в процессе рисования?
Кто в паре был лидером?
Нравится ли получившийся рисунок? Почему?
Упражнение "Кот и дом"
Участники делятся на пары и договариваются, кто первый, а кто - второй. "Первые выходят за дверь вместе с педагогом.
Педагог: Ваша задача - нарисовать дом. При этом вы должны держать в тайне ваше задание.
Затем педагог подходит к группе "вторых" и сообщает, что они должны нарисовать кошку, не говоря об этом партнеру. После этого "первые номера" возвращаются в зал.
- Возвращайтесь к своим партнерам. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Оба партнера должны взять фломастер одновременно и выполнить полученное задание.
Рефлексия «Аплодисменты по кругу».
Использованная литература:
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства – СПб., 2002
Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
15