ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ В ГОРОДЕ ВОРОНЕЖ


ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МАГИСТРАЛЬНЫХ УЛИЦ В ГОРОДЕ ВОРОНЕЖ
Увеличивающийся за последние годы парк автомобилей в нашей стране постоянно напоминает каждому, особенно в крупных населенных пунктах, что автотранспорт является одним из наиболее значимых загрязнителей окружающей среды. В России принимаются меры по снижению токсичности выбросов путем лучшей очистки бензина, замены его на более чистые источники энергии (газовое топливо, этанол, электричество), снижения свинца в добавках к бензину, более экономичные двигатели, более полное сгорание горючего, создание в городах зон с ограниченным движением автомобилей и др.
Нас заинтересовал вопрос: какое влияние он оказывает на экологическую ситуацию в городе? И какова ситуация возле наших школ?
Цель работы: определить загруженность улиц автотранспортом вблизи школы и оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта.
Мы выяснили, что наш город обладает развитой транспортной инфраструктурой. Общая протяженность уличной дорожной сети в Воронеже составляет 1310 км (с твердым покрытием 879 км), в том числе 751 км не отвечают нормативным требованиям . В городе практически нет многоуровневых развязок, много мостов и путепроводов, в том числе 3 моста через Водохранилище . Воронеж продолжает  подтверждать  статус одного из самых автомобилизированных мегаполисов России. Обеспечение населения индивидуальными легковыми автомобилями составляет 308 машин на 1000 человек. Общая численность пассажирских автотранспортных средств составляет 1879 единиц, из них только 55 троллейбусов, остальные – автобусы и маршрутные такси, т. е в городе практически ликвидирован электротранспорт.
Вот несколько причин, которые обуславливают неблагоприятное воздействие транспорта на окружающую среду:
1) отсутствие четких экологических ориентиров при принятии решений в области развития и обеспечения функционирования транспорта;
2) неудовлетворительные экологические характеристики производимой транспортной техники;
3) недостаточный уровень технического содержания парка машин;
4) недостаточное развитие дорог и их низкое качество, а также недостатки в организации перевозок и движения транспортных средств.
Для жителей города привычной картиной стало огромное количество автомобилей, стоящих во дворах домов, на газонах, тротуарах и детских площадках. Повсюду, где эксплуатируется автомобиль, в воздух поступает огромное количество вредных веществ.
Известно, что автотранспорт выбрасывает в воздушную среду более 200 компонентов, среди которых угарный газ, углекислый газ, оксиды азота и серы, альдегиды, свинец, кадмий и канцерогенная группа углеводородов (бензопирен и бензоантроцен).
Автомобиль отрицательно воздействует практически на все составляющие биосферы: атмосферу, водные и земельные ресурсы, литосферу и человека. Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин, тормозных накладок.
В городские водоёмы и в почву попадают топливо и масла, моющие средства и грязная вода после мойки, сажа. Выхлопы автотранспорта распространяются на улицах города вдоль дорог, оказывая вредное воздействие на пешеходов, жителей расположенных рядом домов, растительность.
Как известно, здоровье человека на 20% зависит от состояния атмосферы. В первую очередь изменение экологической обстановки отражается на таких показателях, как рождаемость и частота заболеваний.
К примеру, по данным управления Роспотребнадзора по Воронежской области в первом квартале 2015 года смертность населения Воронежа превысила рождаемость на 18.9 процента. Естественная убыль населения составила 562 человека .  От плохой экологии прежде всего страдают дети и подростки, т.к. они особенно остро реагируют на любые изменения окружающей среды. Рост болезней органов дыхания – эта патология ведущая у детей Воронежской области. Как видим, удар наносится по генофонду нации, а количество автомобилей растет быстрее, чем народонаселение. Воронеж относится к числу наиболее загрязненных городов области.
Мы провели социологический опрос среди школьников 11 классов
( опрошено 100 человек).
Результаты опроса: 67% опрошенных считают, что проблема загрязнения воздуха автотранспортом сегодня актуальна,
24% считают, что такой проблемы нет, 9% затрудняются ответить на вопрос.
Состояние воздуха в районе расположения школ считают хорошим13%, удовлетворительным – 85%, неудовлетворительным – 2%.
На вопрос: что бы вы предложили для решения проблемы качества воздуха на территории расположения школы?
мы получили следующие ответы: увеличить штрафы за загрязнение – 18%; снизить транспортную нагрузку –28 % голосов; использовать экологически чистый транспорт – 35% голосов.
Была экспериментально определена транспортная нагрузка в районе расположения школы. В течение 4 недель мы получали данные об интенсивности транспортного потока на улицах вблизи школ - Плехановской, Кольцовской , Донбасской .
Результаты исследования показали превышение нормы на всех участках.
Самая высокая загруженность улиц автотранспортом отмечается в утренние часы. Согласно ГОСТ – 17.2.2.03.-77: низкая интенсивность движения – 2,7–3,6 тыс. автомобилей в сутки, средняя – 8–17 тыс. и высокая – 18–27 тыс. По улицам Плехановская, Кольцовская - высокая, Донбасской – высокая загруженность автотранспортом.
От общего потока автотранспорта до 75 % составляет легковой транспорт.
По оценке Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в 2015 году в воздухе Воронежа максимально-разовые концентрации достигали: по пыли - 3,2 предельно допустимые концентрации (ПДК) по оксиду углерода – 1,6 ПДК и по диоксиду азота – 2,4 ПДК. 
В целом превышение допустимой нормы загрязнения оксидом углерода на исследуемых участках составило от 2 раз до 3, что говорит о неблагоприятной обстановке в микрорайоне школ.
Гипотеза о том, что территория школы расположена в экологически неблагоприятных зонах подтвердилась.
Изучив вопрос о способах снижения вредных выбросов автотранспорта, мы выявили 4 направления, которые помогут решить проблему:
• Планировочно-градостроительные;
• Технологические;
• Санитарно-технические;
• Административные.
Завершающим этапом исследовательской работы является просветительская работа среди школьников и владельцев автотранспорта.
Основные направления работы: • Информация о влиянии автотранспорта на здоровье человека; • Информация об экологически чистых автомобилях и топливе; • Знакомство с путями снижения загрязнения окружающей среды; • Необходимость экологически правильной эксплуатации автомобилей.
Была организована раздача листовок - памяток водителям на улице Плехановская одиннадцатиклассниками с целью снижения вредного воздействия автотранспорта на экологию города Воронежа.