Сценарный план урока по теме Сложный тематический натюрморт
Сценарный план урока
«Сложный тематический натюрморт»
Выполнил:
преподаватель Рудой
Денис Андреевич
Курск
2015
Сценарный план урока
1.Тема занятия: Сложный тематический натюрморт.
2.Цель занятия: Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной норм (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д3.Задачи занятия:
закрепление знаний о натюрморте как жанра изобразительного искусства, основных правилах и приемов композиции.
выполнение натюрморта самостоятельно, грамотное расположения предметов на листе, передача колорита натюрморта и настроения;
4.Тип занятия: урок обработки умений и рефлексии
5. Технологии обучения: проблемное, групповое, личностно-ориентированное, объяснительные
6.Формы обучения:
Словесные(беседа)
Практические (создание живописного тематического натюрморта)
7.Методы обучения: личностные, регулятивные, коммуникативные, предметные, метапрелметные.
8.Планируемые результаты: Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся писать этюды предметов. Понимать различие контраста и нюанса.
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
9.Оборудование для занятий (средства обучения):
для педагога: ноутбук, проектор, экран, наглядные пособия по выполнению растяжек.
для обучающихся: гуашь, кисти, бумага
10.Источики информации:
Волков Н.Н. Цвет живописи.-М.: искусство, 1985.
Соколникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М: академия 2006
Класс__4___
Четверть___3__
Урок №______
Дата:3.03.2015
1.Тема урока:
2. Вид занятий:
(один из предложенных)
3.Тип урока:
4. Цели урока:
А) образовательные:
Б) развивающие:
В) воспитательные:
5. Задачи урока:
(учебные)
6 Методы и методические приемы:
7. Оборудование урока
для учащихся:
Для учителя:
8. Схема оформления доски:
(композиционное размещение дидактического, наглядного материала)
9. Структура урока (с указанием времени каждого этапа урока, соответствует типу урока)
10. Содержание урока (раскрывает подробно содержание структуры каждого компонента урока)
Оргмомент
2.Повторение пройденного материала
.
3.Постановка целей и задач урока
Объяснение нового материала
Сложный тематический натюрморт.
Комбинированный
урок обработки умений и рефлексии
А) закрепить знания о “тематическом натюрморте”; повторить новые методы в технике гуашь; выполнение натюрморта в соответствии с правилами и нормами композиции..Б) Развитие творческого воображения обучающихся, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.
В) Сформировать нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусства; понимание общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира.. написать, передав объем и взаимопроникновение цветов фона в прозрачные предметы при освещении в контражур, передача контраста света и тени, с помощью нахождения верной тональности и правильно найденных отношений холодного цвета на свету и теплого в тени.
Формирование навыков:
Применение на практике знаний о пропорциях предметов на формате листа.
Написание долгосрочной живописной работы
Применение на практике знаний о перспективе, объеме, цветопередачи. Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитывать уважение к мировой культуре, через знакомство с шедеврами мирового искусства.
простой карандаш, ластик, бумага, кисти, гуашевые краски, баночка для воды, палитра, тряпочка.1. Репродукции картин художников. В.Ф.Стожаров «Натюрморт с яблоками» «Натюрморт»,К.Коровин «Натюрморт. Розы», «Цветы и фрукты»
Тема урока
Пед.рисунок
РРепр.
1. Орг.момент (1-2 мин)
2. Проверка дом. задания (2-3 мин.)
Постановка целей и задач урока (1-2 м.)
Объяснение нового материала (10-15 м.)
Закрепление нового материала (15-25 м.)
Итоги урока, задание на дом (1-2 м.)
Окончание урока (1 м.)
Содержание урока
Здравствуйте ребята. Приготовьте пожалуйста рабочие места так, чтобы было удобно пользоваться рабочими материалами и выберите выгодную точку зрения на постановку.
Ребята, посмотрите на замечательное произведение Жан-Батиста Симеона Шардена «Натюрморт с атрибутами искусств».
-Какие предметы вы видите в натюрморте?
Ребята, большинству из вас не составит труда ответить на мои вопросы:Как вы понимаете слово «атрибут»?
Как вы думаете как можно назвать такой натюрморт?
- тематический
Следует добавить, что он еще сюжетно-тематический . Так его объединяет общий сюжет и тематика.
Следует дать точное определение сюжетно тематическому натюрморту.
Тематический натюрморт - сложное художественное произведение, с помощью которого можно рассказать об увлечениях, взглядах, мировоззрении владельца предметов. Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.
Кто-нибудь знает, как с французского языка переводиться слово натюрморт?- Мертвая природа.
Мне больше нравится перевод с немецкого (Stilleben) –неподвижная жизнь.
И мы с вами сегодня будем рисовать неподвижную жизнь. Тема нашего урока «Сюжетно-тематический натюрморт. Яблочный Спас». Тема очень интересная и я, думаю, что у вас получатся прекрасные работы
Успех работы над натюрмортом зависит от умения скомпоновать группу предметов на листе. Вы уже умеете пользоваться визирными рамочками, так вот обратитесь к ним за помощью и определите расположение предметов натюрморта на листе, по вертикали или горизонтали более правильно будет расположить лист. Вы творческие люди, поэтому, я думаю, что композиции натюрмортов у всех вас будут разные. Кто-то может взять и закомпоновать натюрморт пространственно, захватив край стола со свисающей драпировкой, а кто-то, наоборот, возьмет более фрагментарно.
Перед началом работы проговорим этапы выполнения натюрморта.
1.Выполнение форэскизов – поиск удачной композиции натюрморта
Практическая работа над учебным натюрмортом начинается с выбора точки наблюдения и выполнения предварительных эскизов (форэскизов) на небольших по размеру форматах листа различной формы – квадратном, вытянутом в высоту, положенном по горизонтали. В них заключен поиск композиции, основных цветовых и тональных отношений. Использование видоискателя (в листе бумаги вырезан прямоугольник, соответствующий формату основного листа) позволяет четче определить композицию натурной постановки. Необходимо также учесть – в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость), имеет большое значение в композиции натюрморта .2 Композиционное размещение предметов на плоскости листа
Если вопросы композиции предварительно уже были решены в эскизах, то наиболее удачная найденная композиция может быть повторена и перенесена на выбранный формат листа. Если же такого поиска не было, то изображение компонуют прямо на плоскости листа, при этом определяют наибольшую ширину и высоту все изображаемой постановки, а также приблизительную глубину, т.е. заход предметов одного за другой. Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя каждому их место на плоскости стола и одновременно наметив их общую форму.
Как отмечал выдающийся художник-педагог П. Чистяков «…Строгое, полное рисование требует, чтобы срисован предмет был бы так, как он существует и как он кажется в настоящий момент рисующему. Нужно поверить нарисованное точно, следовательно, нужны средства твердые и неизменные. В искусстве рисования средства поверки суть два неизменных, всегда одинаковых направления. Это направление горизонтальное и другое направление вертикальное. Относя к ним, все можно поверить, чувствовать эти два направления в пространстве обязан всякий, имеющий талант к рисованию».
4 Определение основных пропорций и конструктивное построение с предварительным уточнением расположения предметов
Все построения ведут линиями без нажима, и предметы рисуют как бы прозрачными («сквозными»), уточняя их конструктивные особенности.
Если объем предметов решается при помощи светотеневого рисунка, то на втором этапе намечают падающие и собственные тени предметов, закрывая их слегка тоном.
5 Нахождение отношений основных цветовых пятен
Нахождение отношений основных цветовых пятен с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (её силы и спектрального состава) очень важно. Например, следует найти цвет горизонтальной поверхности, фона и основного предмета, а затем уже и остальных предметов. При этом не покрывать всю поверхность цветом, а лишь пробовать для начала на отдельных небольших участках, граничащих между собой. Цвет стараться подбирать предельно близко к натуре. Замеченные недостатки тут же необходимо корректировать. Все пространство картинной плоскости заполняется постепенно
6 Поиск цветотоновых «растяжек»
Необходим поиск цветотоновых «растяжек» в пределах найденных основных отношений, а также цветовая лепка объемной формы отдельных предметов. Помните, если вы работаете в помещении, то падающий рассеянный дневной свет придает освещенным поверхностям предметов холодный оттенок цвета, а теневым – теплый.
Таким образом, при работе над натюрмортом в цвете важно соблюдать «общее тоновое и цветовое состояние натуры, являющиеся результатом разной силы освещения. Чтобы передать состояние разной освещенности (утром, днем, вечером или в серый день), при построении цветового строя этюда не всегда используются светлые и яркие краски палитры. В одних случаях художник строит отношение в пониженной гамме светлот и силы цвета (серый день, темное помещение), в других – светлыми и яркими красками, например, солнечный день. Таким образом, художник выдерживает тоновые и цветовые отношения этюда в разных тональных и цветовых диапазонах (масштабах). Это способствует передаче состояния освещенности…, именно этим состоянием определяется ее эмоциональное воздействие».
Как подчеркивают многие педагоги-художники, в живописи, как и в рисунке натюрморта, необходимо большое внимание уделять передачи пространства. Это передний план (чаще край стола), средний (группа предметов) и дальний (вертикальная плоскость фона). Так, глубина пространства передается более насыщенным и контрастным светотеневым изображением предметов переднего и второго планов.
Считается, что передний план композиции, так как он ближе всего к зрителю – более яркий, а задний – более темный. В действительности же, передний план как раз и самый светлый, и самый темный одновременно; поскольку именно этот своеобразный контраст света и тени действует вблизи всего сильнее, делая контуры предметов наиболее отчетливыми. Чем дальше они расположены от глаз наблюдателя – тем бесцветнее и неопределеннее их контуры; чем неопределённее противоположность света и тени – тем слабее воздушная перспектива. Этот эффект наиболее ярко выражен в натюрморте.
3.7 Стадия обобщения
В стадии обобщения – в смягчении резких контуров предметов, приглушении или усилении тона или цвета отдельных предметов, выделении главного, подчинении ему второстепенного. Здесь необходимо воспользоваться приемом, часто встречающимся у художников – «коровий прищур», то есть необходимо смотреть через прищуренные глаза сначала на натуру, а затем и на свой натюрморт и сравнивать верность найденных цветотоновых соотношений между объектами изображения.
И в конечном итоге все живописное изображение приводится к единству и целостности, к тому впечатлению, которое получает зрение при цельном видении натуры, выделяя композиционный центр.
После выполнения натюрморта проводится просмотр, где обучающиеся анализируют работ друг друга.
Вопросы
Рефлексия. Подведение итогов.
- Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
- Вам нравиться? Что именно?
- Какова роль предварительных эскизов «нашлепков» для тематического натюрморта?
- Какова роль композиции в натюрморте?
Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Каждый из Вас сегодня задал себе вопрос, какой я? Каждый из Вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя, и переложил эти чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Каждый из вас созидал, ваял, делал. Сохраните эти чувства, интерес к созданию прекрасного и пронесите через года.
Всем спасибо. Не забудем убрать мусор и забрать свое оборудование.