Обобщение по разделу Текстоведение 
Русский язык 5 класс
УМК: С.И.Львова, В.В. Львов
Урок 83
Тема: Обобщение по разделу «Текстоведение» или «Хочу стать журналистом» 
Тип урока -  обобщающий урок
Форма урока: урок- выполнение проекта
Цель урока:     обобщить знания учащихся по разделу  «Текстоведение»
Задачи урока:  способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным понятиям раздела «Текстоведение»,
                    развивать память, речь, логическое и образное мышление; повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;
                    воспитывать разные виды компетентности учащихся (лингвистическую, речевую, языковую, правописную).
Межпредметные связи: литература, биология, краеведение
Оборудование: презентация, карточки с терминами, карточки с названиями издательств, журналов
                                                                                                         Ход урока
Этап
Деятельность учителя 
Деятельность учащихся 
Планируемые результаты УУД 
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
 в деятельность.
3 мин
В кабинете разложены стопки газет, журналов. Ребята рассматривают.
Здравствуйте ребята!  Сегодня мы выполним проект - попробуем подготовить к выпуску журнала разного содержания:
-экологического;
- краеведческого;
-литературного.
- А нужны ли журналы современному человеку? Их сейчас почти никто и не читает?
- Как мы это докажем? (выпустим свой журнал и представим его)
Слайд 1- Объясните высказывание. Это будет эпиграф нашего урока 
Ясность  главное достоинство речи.Аристотель.
Подготовка  класса  к  работе.
Отвечают на вопросы
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) 
Актуализация 
Цель этапа: подготовка мышления учащихся
3 мин
Слайд 2
Сегодня поработаем творчески. Вы – работники  издательств. В нашем помещении находятся 3 издательства, выпускаются 3 журнала: Слайд 3
-литературный;
-экологический;
- краеведческий. 
Слайд 4
У каждой газеты есть корреспонденты (кто такие?), фотокорреспонденты (кто такие?). Они вам прислали свежие  материалы для очередного номера. Папка с материалами у вас на рабочем столе. Из имеющегося вы должны отобрать  материал, который заинтересует   читателей, оформить номер журнала. Вы сегодня будете редакторами, корректорами, художниками-дизайнерами. 
 Находят значение слов: редактор, корректор,  дизайнер (по одному слову на редакцию).
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) 
Обобщение и систематизация знаний
Цель: подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне 
4 мин
 - Представьте, что вы новое издание. Вы должны пройти проверку на профпригодность (годитесь ли вы в редакторы).
Устроим «мозговой штурм». (термины записаны на листочках на доске, от каждой группы по 1 человеку выходят и задают по 1 вопросу каждому членам редакции)
текстоведение
текст
тема текста
основная мысль
типы речи
план его виды
- Я хочу задать вопрос редакции газеты «,,,,»
- Знают ли члены редакции газеты «», что называется..
- Как вы считаете, вы готовы? Какие были затруднения?
Оценивают свою работу
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция  (Р)
Управление поведением партнера (К) 
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)   
Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Применение знаний и умений в новой ситуации
15 мин
Переходим к главному. Вы – работники редакции журнала. 
Что вы будете делать с предложенным материалом?
Обратите внимание на рекомендации на слайде 5, план выступления.
Итак, за работу!!! 
Работа над журналом
Так устали, нужно отдохнуть (физминутка) слайд 6
Отвечают
(- отобрать присланный корреспондентами материал, 
- отредактировать; - красиво расположить)
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л) 
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
10 мин
 Презентация и выпуск своего журнала. (слайд 7)
- А я считаю, что нужно заголовок пометить другой. А вы как думаете?
- А я думаю, можно было не помещать фотографию. А что думаете вы по этому поводу?
- Что бы вы предложили изменить?
Оцените свою работу.
Проверка
Оценивают свою работу.
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л) 
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
7 мин
Домашнее задание
3 мин
Пользуясь шаблонами,  продолжите предложения (слайд 8)
Какие оценки вы себе поставите? 
Слайд 9
1) написать статью в следующий номер журнала 
2) подобрать материал для журнала
3) написать творческую работу: стихотворение, рассказ
Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия 
 Пользуясь шаблонами продолжают предложения
- на уроке я узнал.
- на уроке я вспомнил.
- на уроке я повторил
- самым интересным для меня было
- самым неинтересным для меня было..
- на уроке я скучал, потому что
- мне понравилось
-я хочу вам сказать
- я буду помнить..
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности  (Л) 
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы 
Брехнева Любовь Владимировна
2013
Заголовок 315