Конспект урока в 7 классе по информатике по теме «Файл и дефрагментация диска»


Конспект урока в 7 классе по информатике
по теме «Файл и дефрагментация диска»
Тема урока: Файл и дефрагментация диска
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Цель урока: Учащиеся должны систематизировать знания о файлах и
познакомиться со строением диска, выполнить дефрагментацию и форматирование гибкого диска.
Задачи урока
Образовательные:
Учащиеся должны усвоить понятия:
Файл
Параметры (свойства) файла
Форматирование и его виды
Архивация данных
Фрагментация дисков
Дефрагментация дисков
Учащиеся должны знать:
Основные свойства файлов;
Логическую структуру диска;
Правила дефрагментации дисков;
Правила форматирования.
Учащиеся должны уметь:
Определять параметры файлов;
Форматировать диски;
Дефрагментировать диски.
Развивающие:
Развивать умения применять логические операции (синтез, сравнение, систематизацию, обобщение);
Развивать познавательные процессы (внутреннюю речь, память, мышление, внимание).
Воспитательные:
Прививать навыки ставить цель, выделять главное, осуществлять
самоконтроль, подводить итоги, беречь время;
Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков
Метод обучения: сочетание различных форм занятий.
Форма организации занятия: Применение полученных знаний на практике;
Средства обучения: раздаточный материал.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.
Хронометраж урока:
организационный момент (1 минута);
проверка ранее изученного материала (тест) (5 минут);
актуализация ранее полученных знаний о файле (5минут);
формулирование темы урока (1 минута);
выделение элементов знания, подлежащих изучению (1 минута);
введение новых знаний (15 минут);
применение полученных знаний на практике (практическая работа) (15 минут);
подведение итогов урока (1 минута);
пояснение домашнего задания (1 минута).














I. Организационный момент.
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, рапорт дежурного, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
II. Проверка умений и навыков, являющихся опорой (тест).
Тест по теме «Устройство компьютера»
Процессор обрабатывает информацию, представленную:
в десятичной системе счисления;
на английском языке;
на русском языке;
на машинном языке (в двоичном коде).
При несоблюдении санитарно-гигиенических требований компьютера вредное влияние на здоровье человека может оказать следующее устройство компьютера:
1) принтер; 2) монитор; 3) системный блок; 4) мышь.
3. В целях сохранения информации жесткие магнитные диски необходимо оберегать от:
1. пониженной температуры; 2. перепадов атмосферного давления;
3. света; 4. ударов при установке.
4. В целях сохранения информации гибкие магнитные диски необходимо оберегать от:
1. пониженной температуры; 2. магнитных полей;
3. света; 4. перепадов атмосферного давления.
5. В целях сохранения информации лазерные диски необходимо оберегать от:
1. пониженной температуры; 2. магнитных полей;
3. загрязнений; 4. света.
6. Назовите основные устройства компьютера.
7. Компьютерная программа может управлять работой компьютера, если она находится:
1. в оперативной памяти; 2. на гибком диске;
3. на CD-диске; 4. на жестком диске.
8. Дайте определение программы. 9. Что такое данные?
III. Актуализация ранее полученных знаний о файле.
Вопросы:
Вспомните, что мы называли файлом? (Файл – это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе и имеющий имя).
Что относится к внешним носителям? (Гибкий магнитный диск, винчестер, CD-диски, DVD –диски, флеш- память).
Из чего состоит имя файла? (Собственное имя и расширение).
Что вы можете рассказать о расширение файла? (Перечислить типы расширений – таблица на доске)
Тип файла
Расширение

Исполняемые
exe, com

Текстовые
txt, doc, rtf

Графические
bmp, jpg, gif

Звуковые
wav, mid, mp3

Видеофайлы
avi, mp4

WEB - страницы
htm, html

Мы поняли, что имя файл несет очень много информации и по нему можно много рассказать о содержании файла. К имени файла можно отнести слова
Г. Граника Заголовок – окошко для взгляда вперед.
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.
IV. Формулировка темы урока. «Файл и дефрагментация диска»
V. Выделение элементов знания, подлежащих изучению (записать на доске)
Файл
Параметры (свойства) файла
Форматирование и его виды
Архивация данных
Фрагментация дисков
Дефрагментация дисков.

VI. Введение новых знаний.
Дополнить знания, полученные в шестом классе. Ввести параметры (свойства) файла:
Имя файла задается пользователем – создателем файла. В операционной системе Windows нет строгих правил задания имени; оно может быть длинным или коротким, со смыслом или без, состоять из английских или русских букв. Но существует несколько запрещенных символов для использования в имени файла: (/ \ * ? : “ < > | ).
Тип файла (расширение) отражает тип и назначение хранящихся данных. При записи типа действуют те же правила, что и при назначении имени. К запрещенным символам добавляется точка.
Полное имя файла состоит из имени и расширения, между которыми ставится точка.
Размер файла говорит о том, сколько информации содержит файл, то есть, сколько места он занимает на диске. Размер выражается в единицах измерения информации: байт, Кбайт и т.д.
Дата и время регистрируются автоматически операционной системой и говорят о времени и дате создания файла. Правила записи: 05.03.97 15:30 – файл создан 5 марта 1997 года в 15 часов 30 минут.
Значок – элементарный графический объект, указывающий на среду, в которой был создан файл.

Файл характеризуется не только параметрами, но и действиями. Но об этом на следующем уроке.
Сегодня же мы поговорим об устройствах, где хранятся файлы и о том какие операции можно осуществлять с этими устройствами.
Форматирование;
Архивирование;
Дефрагментация.
(Объяснение материала на основе материала учебника §1.4)
Применение полученных знаний на практике (практическая работа)



Практическая работа
Тема: Форматирование, проверка
и дефрагментация дискеты
Цель: научиться определять параметры файла, работать с носителями информации на примере гибкого магнитного диска.
Задание 1. Описать свойства трех файлов, хранящихся на дискете.
Задание 2. Осуществить дефрагментацию дискеты.
Задание 3. Отформатировать дискету методом полного форматирования.

Задание 1. Описать свойства трех файлов, хранящихся на дискете и заполнить таблицу в тетради.
Свойства
Имя файла






Тип файла




Размер файла




Создан




Изменен




Открыт




Задание 2. Осуществить дефрагментацию дискеты.
Запустить служебную программу Дефрагментация диска командой (Пуск – Программы – Стандартные – Служебные – Дефрагментация диска).
Диалоговая панель Выбор диска позволяет выбрать диск, нуждающийся в процедуре дефрагментации. После щелчка по кнопке ОК появится панель Дефрагментация диска.
Процесс дефрагментации диска можно визуально наблюдать, если щелкнуть на кнопке Сведения. Каждый квадратик соответствует одному сектору, при этом неоптимизированные, уже оптимизированные, а также считываемые и записываемые в данный момент секторы имеют различные цвета.
Задание 3. Отформатировать дискету методом полного форматирования.
Открыть папку Мой компьютер щелчком на значке Мой компьютер. Щелкнуть правой кнопкой мыши на значке гибкого магнитного диска. В контекстном меню выбрать пункт Форматировать.
В открывшемся диалоговом окне Форматироние с помощью переключателя Способ форматирования выбрать пункт Полное. В поле Метка: можно ввести название диска. Для получения сведений о результатах форматирования установить флажок Вывести отчет о результатах. Щелкнуть по кнопке Начать.
После окончания форматирования диска появится информационная панель Результаты форматирования. Доступный для размещения файлов информационный объем диска равен 2847 кластеров (секторов).

Подведение итогов урока
Пояснение домашнего задания
Домашнее задание: §1.4.1, 1.4.3, тестовые задания к §

15