Урок по самопознанию для учащихся 5 класса на тему Мир и согласие между людьми


План урока «Самопознание»

Школа сш № 1 Дата 18.06.2015г. № 16 Тема Мир и согласие между людьми
Педагог Лазебник Н.К. Класс 5 Кол-во уч-ся 23
Ценность Внутренний покой Качества толерантность, позитивное мышление, доброжелательность

Цель: расширить представление о мире и согласии между людьми через общечеловеческую ценность внутренний покой
Задачи: Обучающая: углубить знания учащихся о толерантности
Развивающая: развитие умения позитивно мыслить
Воспитательная: воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру
Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:
Орг. Момент. 5 Д (дисциплина, долг, доброта, дружба, доверие)
Позитивный настрой «Свет»
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в светеСвет внутри меня Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Проверка домашнего задания
Урок №16
(отрывок из «Маленького принца» Экзюпери)
Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал:
«В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».
И, поравнявшись с этой планеткой, он почтительно поклонился фонарщику.
 Добрый день,  сказал он.  Почему ты сейчас погасил фонарь?
 Такой уговор,  ответил фонарщик.  Добрый день.
 А что это за уговор?
 Гасить фонарь. Добрый вечер.
И он снова засветил фонарь.
 Зачем же ты опять его зажег?
 Такой уговор,  повторил фонарщик.
 Не понимаю,  признался Маленький принц.
 И понимать нечего,  сказал фонарщик,  уговор есть уговор. Добрый день.
И погасил фонарь.
Потом красным клетчатым платком утер пот со лба и сказал:
 Такое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, что бы выспаться
 А потом уговор переменился?
 Уговор не менялся,  сказал фонарщик.  Моя планета год от году вращается все быстрее, а уговор остается прежний.
 И как же теперь?  спросил Маленький принц.
 Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.
 Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!
 Ничего тут нет забавного,  возразил фонарщик.  Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.
 Целый месяц?!
 Ну да. Тридцать минут. Тридцать дней. Добрый вечер!
И он опять засветил фонар
·ь.
Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову. Маленький принц вспомнил, как он когда-то переставлял стул с места на место, чтобы лишний раз поглядеть на закат солнца. И ему захотелось помочь другу.
 Послушай,  сказал он фонарщику,  я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда только захочешь
 Мне все время хочется отдыхать,  сказал фонарщик.
 Твоя планетка такая крохотная,  продолжал Маленький принц,  ты можешь обойти ее в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью, чтобы все время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть, ты просто все иди, иди И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.
 Ну, от этого мне мало толку,  сказал фонарщик.  Больше всего на свете я люблю спать.
И погасил фонарь.
«Вот человек,  сказал себе Маленький принц, продолжая путь,  вот человек, которого все стали бы презирать и король, и честолюбец, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе».
Маленький принц вздохнул.
«Вот бы с кем подружиться,  подумал он еще.  Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих»
Он не смел себе признаться в том, что больше всего хочет быть на этой чудесной планетке еще по одной причине: за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!
1.Кого увидел Маленький принц на пятой планете?
2.Что делал фонарщик?
3.Сколько времени длится день и ночь на этой планете?
4.Какое качество фонарщика понравилось маленькому принцу?
5.Почему Маленький принц захотел подружиться с фонарщиком?
6.Когда человек может разглядеть красоту заката?
Волшебная композиция «Хрустальная грусть»


Позитивное высказывание (цитата)
«Зорко одно лишь сердце» А. Экзюпери.

(2 раза девочки, 2 раза мальчики, 2 раза все вместе)
Слайд с цитатой
Запись цитаты в тетради

Рассказывание истории и беседа (подарок учителя)
Ребята, сегодня утром я нашла очень маленькую старенькую книжку, которую читала в детстве, и открыв её, прочитала небольшую сказку, которую хочу вам рассказать.
Сказка «Что такое звезды».  Сидели рядом лягушонок и кузнечик.
– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.  Лягушонок задумался и сказал:  – Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, на них держится небо”. Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Мне кажется, для появления звезд нужен большой дождь.  После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.  – Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.  Вопросы:  1.Что говорят о звездах большие слоны?  2.О звездах большие медведи?  3.О звездах лягушонок?  4.Почему все по-разному давали свои объяснения происхождению звезд? 
5.Что ты чувствуешь, когда смотришь на звездное небо? 6.Когда человек может разглядеть красоту звездного неба?


Творческая деятельность, групповая работа
Деление на группы по 4 человека (собрать пазлы «улыбающиеся смайлики»)
Задание: На лепестках цветка Гармонии написать качества человека, которые помогают людям понимать друг друга.

После защиты группам выдается сердцевина ромашки, на которой написано «внутренний покой»
Пазлы «Смайлы», заготовка «Ромашка»

Работы вывешиваются в творческом уголке

Групповое пение
«Звездная страна»
(слова Н.Добронравова, музыка М.Таривердиева)
Кто тебя выдумал, звёздная страна,  Снится мне издавна, снится мне она.  Выйду я из дому, выйду я из дому,  Прямо за пристанью бьётся волна.  Ветреным вечером смолкнут крики птиц,  Звёздный замечу я свет из-под pесниц.  Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне  Выйдет доверчивый маленький принц.  Самое главное сказку не спугнуть,  Миру бескрайнему окна распахнуть.  Мчится мой парусник, мчится мой парусник,  Мчится мой парусник в сказочный путь.  Где же вы, где же вы, счастья острова,  Где побережье света и добра?  Там, где с надеждами, там, где с надеждами  Самые нежные бродят слова.  Кто тебя выдумал, звёздная страна,  Снится мне издавна, снится мне она.  Выйду я из дому, выйду я из дому,  Прямо за пристанью бьётся волна. 


Домашнее задание
-урок № 16 рабочая тетрадь выполнить задание №2
- урок № 17 учебник 5 класса стр.63 прочитать притчу «Ладная семья»


Заключительная минута урока.
– А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, Вспомните все хорошее и доброе. Сохраните своем добром сердце. Откройте глаза. Спасибо, до свиданья.
Под музыку «Волшебная композиция. Хрустальная грусть»



15