Статья по теме Применение фольклора во внеучебной деятельности
Применение фольклора во внеучебной деятельности
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты применения фольклора во внеучебной деятельности……………………………………………………....................7
1.Фольклор как условие для развития коммуникативных способностей младших школьников………………………………………….........................
2. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности……………………………...
3. Развитие связной речи………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………............................
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...................
Введение
Фольклор, как неотъемлемая часть духовной культуры, особо способствует воспитанию и развитию духовно-нравственных качеств школьника. Современное общество нуждается в духовно-нравственном, творческом, компетентном гражданине России, любящем свой народ, свою Родину, владеющем культурой и духовными ценностями.
Воспитанию духовной личности серьезное внимание обращали отец русской педагогики К.Д.Ушинский и известный философ-педагог И.А.Ильин. Оба рекомендуют начинать воспитание с пробуждения детской души к национальному духовному опыту. При этом у обоих изучение таких предметов, как язык, литература, пробуждающие дух ребенка, были национальными, чтобы они почуяли дух предков и приняли бы любовью и волею - всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа. В этой связи интересны и весьма современны их суждения о том, что духовностью должен быть проникнут весь учебно-воспитательный процесс, когда каждый учебный предмет по-своему, с присущей ему спецификой реализует задачу духовного формирования личности. А в нашей республике Саха (Якутия) автор Национальной Концепции Е.П.Жирков в 1991 г. впервые затронул тему о введении национальных компонентов в учебно-воспитательной работе при поддержке учителей -новаторов.
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих, коммуникативных способностей подрастающего поколения.
Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольклора в практику во внеучебной деятельности, изучение традиций и обычаев своего народа, на наш взгляд, является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся коммуникативных способностей и речевой культуры. Знание эпоса олонхо и умение сказывать олонхо, запевать осуохай, играть на хомусе, т.е. знание и овладение речевой культурой позволит развитию интереса к учению, формированию желания и умения учиться, и осознать богатое наследие национального творчества.
Фольклор своего народа является верным средством развития речи младших школьников как условие для их самовыражения, самореализации и установления максимально эффективных взаимоотношений с собой, с окружающими, с миром.
Можно отметить, что тема использования якутского фольклора во внеучебной деятельности как условие развития коммуникативных способностей младших школьников очень актуальна. Модернизация деятельности начальной школы объективно требует переводить учебно-воспитательный процесс на личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы.
Теоретические аспекты применения фольклора во внеучебной деятельности.
Фольклор как условие развития коммуникативных способностей младших школьников.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.
Основной целью Концепции национальной образовательной политики Министерства образования Российской Федерации (от 03 августа 2006г) является создание оптимальных условий для этнокультурного образовательного пространства. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Федерального государственного образовательного стандарта является методологической основой.
Как отмечают исследователи, возрождение духовных ценностей народа, обновление народно-педагогических традиций воспитания «по силам только обществу, имеющему развитое национальное самосознание» [Давыдова О.И.]. Формирование образовательных, духовных, этнокультурных и жизненных потребностей человека, становление его индивидуальности и развитие навыков самореализации в культурно-образовательном пространстве обеспечивается этнокультурологическим образованием.
Е.П.Чехордуна пишет: Этнокультурное образование народа саха (система педагогики олонхо и др.) на основе семиотики формируется в следующих аспектах:
- аксиологический, где основная задача: обучение, воспитание, развитие детей передается в системе этнокультурных ценностей;
- личностно-творческий, где введение ребенка в мир этнокультуры должно способствовать развитию и саморазвитию ребенка в совместном сотрудничестве. (с…)
Е.П.Чехордуна в своей работе «Педагогика олонхо» предлагает создать коммуникативную среду для реализации данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Процесс воспитания и развития коммуникативных способностей необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности школьника, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. По мнению учителей новаторов, известных психологов А.П.Оконешниковой, Л.Г.Выготского самое приемлемое время и удобный возраст для ребенка 6-10 лет, т.е. для восприятия родного языка самый подходяший возраст. Поэтому в младших классах учитель должен акцентировать больше внимания на этот возрастной период. Как отмечал И.И.Каратаев, если ученик хорошо владеет родным языком, свободно говорит, читает и пишет, мыслит и высказывает свое мнение, то все это дает ему способность и возможность владеть основами науки.
Принцип воспитания на традициях и принцип сотрудничества является одним из главных принципов воспитания. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. В связи с непрерывным процессом развития общества происходит постоянное обновление и усложнение всех условий жизни и деятельности человека. Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают всё новые и более сложные задачи обучения и воспитания.
Одним из личностных характеристик выпускника является:
доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывание своей позиции, высказывание своего мнения.
Воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей необходимо для положительной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности, включения в новый для него коллектив и ситуации сотрудничества с одноклассниками и взрослыми для продуктивного освоения новых видов деятельности. Успешность данного вида деятельности в формировании коммуникативных способностей младшего школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и приемов.
На наш взгляд, использование элементов фольклора во внеучебное время дают заряд и поддержку работоспособности, эмоционального комфорта, способствуют снятию психологической перегрузки, активизирует творческие и коммуникативные способности младших школьников.
Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются, прежде всего, интересы личности.
Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в начальную школу особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Подчеркивая значимость функций общения, А.А. Леонтьев отмечал, что оптимальное общение - такое общение, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера деятельности, для формирования личности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат общения.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Задача формирования коммуникативных учебных действий сегодня является очень важной, так как модернизация современной школы направлена на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность российской школы.
Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения — игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру.
Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома. (с…) Кроме того, внеучебные объединения младших школьников, по мнению педагогов и психологов, работающих с этой возрастной группой, (Выготский Л.С., 2001, Венгер А. Л., Давыдов В.В., 1992, Цукерман Г.А., 2003, Степанова О.А., Букатов В.М., Ершова А.П., 2001), должны строиться вокруг дошкольных видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью. Следовательно, работу по освоению коммуникативных умений на внеклассных занятиях желательно проводить в игровой, увлекательной форме.
Занятия во внеучебной деятельности позволяют удовлетворить все эти потребности при условии систематической работы над речью учащихся. Однако на сегодняшний день неизвестны утвержденные или рекомендованные к апробации программы, сочетающие себе направления на ознакомление с фольклором, концертную деятельность и становление коммуникативных способностей ребенка. Существующие программы (например, программа воспитательной работы «Эркээйи» (Оконешникова А.П.), авторская программа «Олонхо педагогиката» (Чехордуна Е.П.), «Фольклор Севера» (Воронова Ж.С.), игровая программа семейного досуга «Путешествие в страну Олонхо» (Винокурова Т.С.), программа модульного курса по национальному этноискусству в рамках внедрения ФГОС (Жиркова А.С.), программа «Якутский танец как основа духовно-нравственного и физического воспитания детей» (Слепцова В.В.), и электронные пособия «С.Г.Алексеев-Уустарабыс олонхотун оонньуу ньыматынан тириэрдии» (Татаринова Л.И.), «Добро пожаловать в мир Олонхо» (Рожина Н.Н.), «Куклы – герои якутского эпоса Олонхо» (Чемезова З.С.), программа «Сохранение и развитие традиционной игры на якутском хомусе», проекты «Опыт исследовательской и пропагандистской работы в Вилюйских улусах республики», «Словесно-поэтический компонент в традиционном исполнительстве» (Никитина А.К.), направленные на комплексное изучение эпоса олонхо, варганной музыки и методическое пособие (например, Балашова С.С, Шенталинская Т.С. «Музыкальный фольклор и школа», 1993, а также множество разработанных и предложенных внедрению программ, методических пособий и практических разработок по организации речевой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время (Антонова Л.Г., 1997, Бабайцева В.В., и др.), предполагают работу в каком-либо одном направлении. В российском образовании сегодня провозглашен принцип разнообразных педагогических технологий.(с…)
Рассмотрим следующие: метод проектов и игровое обучение.
Метод проектов.
Во внеурочных занятиях в результате специально организованной творческой совместной деятельности, реализуемой посредством метода проектов в условиях постоянной смены групп, уровень коммуникативных умений младших школьников становится выше.
При этом со стороны учителя основными условиями эффективности использования методов проектов в внеучебной деятельности являются:
1.Принятие роли заинтересованного руководителя совместной проектной деятельностью учеников;
2.Коммуникативные и организаторские способности, владение методами коррекции работы группы в случаях конфликтной ситуации;
3.Умение оказать каждому ребенку психологическую помощь, поддержать его желание внести свой вклад в общий результат.
Сюжетно-ролевые игры.
Анализируя самостоятельную деятельность как явление, Л.М. Фридман отмечает следующее противоречие: трудовой деятельности человека предшествуют два основных вида деятельности – игровая и учебная. Игровая деятельность, которая является ведущей, основной для дошкольного возраста, имеет полностью самостоятельный характер. Вне игры, без игры развитие и сама нормальная жизнь ребенка - дошкольника в настоящее время невозможны. Но следующая за игрой учебная деятельность уже не является самодеятельной. В то же время существует общественная потребность, чтобы следующая за учебной деятельность - труд взрослого носила самостоятельный характер.
Формировать коммуникативные умения младших школьников целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры. Здесь положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.
Суть ролевой игры как средства обучения общению, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.
Сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, является залогом социального и эстетического освоения этого мира.
Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном разнообразии детских игр обозначим ее функциональные особенности и назначения.
1.Функции данной игры заключаются в том, что она позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.
2.Общение детей в сюжетно-ролевой игре ограничено и естественно. Командование и подчинение друг другу протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.
3.Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников проявления своих способностей и использования раннее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.
4.В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок проявляет в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.
В заключении отметим, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебно-воспитательный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.
Образовательный процесс в любом случае пересекается с здоровьесберегающими технологиями. Их можно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья и качественную характеристику любой педагогической технологии, рассматривать подходы к организации внеурочной работы, способам оценки её качества с точки зрения здоровьесбережения.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация учебно-воспитательного процесса.
Развитие связной речи.
Каждого учителя, который набирает первый класс, тревожит вопрос: смогу ли я научить этих своих учеников хорошо писать, читать и считать, а главное – думать и рассуждать?
Современный младший школьник получает большое количество информации из самых различных источников. Для использования этих сведений в своей жизни ученику необходимы не только знания, но и умение обладать грамотной устной и письменной речью для общения и жизни в обществе, а также знание фольклора своего народа.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение навыками чтения, монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка – это те задачи, которые решаются в системе работы с младшими школьниками. (с...)
Младший школьный возраст представляет собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Отношения со сверстниками приобретают повышенное значение уже к концу младшего школьного возраста, и здесь открываются возможности для активного использования этих отношений в учебно – воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребёнка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка. Главное здесь заключается в том, чтобы научить ребёнка общаться. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах или недостатках и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение со сверстниками, но и в дальнейшем может привести массу всевозможных проблем.
Далеко не всегда можно успешно решить создание ситуации успеха для детей, организуя межличностное взаимодействие в учебно-педагогическом процессе. Далеко не каждому ученику удается осознать неповторимость своего «Я» и находить основания для положительного самовосприятия, самовыражения и самоутверждения.
Таким образом, младший школьный возраст даёт большие возможности для развития коммуникативных возможностей, от того как ребёнок будет чувствовать себя в коллективе, зависит его успех в обучении и воспитании, и в дальнейшей жизни.
Список использованной литературы
Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх т. Т.3. Перевод. - М.: Мысль, 1981. - 613 с.
Анисимов В.М.,Колодезников С.К., Руфова Е.С. Якутский язык. Учебник для 4 класса якутской школы. –Я.:ЯКИ, 1989г.
Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфики учебного процесса. –М.:Просвещение, 1988г.
Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1998. - 280 с.
Боровиков, Л. И. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л. И. Боровиков. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М.: Госиздат РСФСР, 1930.
Детский быт и фольклор. Сборник /Под ред. О.И. Капица. - Л.: Изд-во Гос. Рус. Географич. общества, 1989.
Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. - М.: ВНМЦ, 1997.
Л.В. Захарова, Л.К. Избекова. Подснежник. Книга для чтения в 4 классе четырехлетней якутской начальной школы. –Я.: Бичик, 2006.