Развитие детского движения в Успенском районе Павлодарской области в 60-70 гг. ХХ века
Пояснительная записка
Актуальность темы исследования. Сегодня в казахстанском обществе идет поиск путей создания детского движения, как важной части воспитательного процесса, так как воспитание подрастающего поколения - это будущее всего общества.
Современный этап развития общества характеризуется «размытостью» или отсутствием идеологических ориентиров и предпринимаются попытки найти свой путь, свой вариант организации детского движения в каждой отдельно взятой школе. Вместе с тем предпринимаются попытки создания единой организации, способной объединить и организовать детское движение на общих принципах, с определенной структурой, уставом, символикой. Таким образом изучение опыта организации детского движения в СССР может помочь в организации детского движения на современном этапе.
Целью исследования было показать основные формы деятельности пионерской организации в 60-70-х годах 20 века.
Объектом исследования явилась деятельность и формы организации деятельности пионерских дружин в Успенском районе в 60-70-е годы 20 века.
Материалом исследования стали документы, отчеты, альбомы к юбилейным и праздничным датам хранящиеся в музее народного образования Успенского района.
Новизна исследования в том, что была предпринята попытка сбораинформации, которая могла бы стать основой для оформления раздела в
школьном музее.
Во вступлении рассматривается актуальность, цель, объект исследования, новизна и материал исследования.
В первом разделе «Из истории развития детского движения в СССР» описывается процесс становления пионерской организации, ее структура и основные направления деятельности.
Во втором разделе «Развитие детского движения в Успенском районе в 60 годахXX века» исследованы документальные материалы из музея народногообразования Успенского района, в которых прослеживается направленностьдеятельности пионеров школ района.В разделе «Развитие детского движения в Успенском районе в 70 годах XXвека на примере пионерской дружины имени К.А. Семенченко»рассматриваются конкретные дела пионеров дружины.В заключении подводятся итоги исследования.
1. Из истории развития детского движения в СССР.
Детское движение зародилось в начале 20 века. В СССР детское движение было представлено пионерскими отрядами и дружинами.
Формой, предшествовавшей организованному детскому движению, было скаутское движение, которое своей целью ставило развитие физически развитого человека. Происходя от скаутского движения, пионерское движение отличалось от него - было всеохватывающим и ставило своей целью воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и советскому государству.
К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров. В пионеры принимались дети, начиная с 9-летнего возраста. Состояли в пионерской организации до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол.
У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». У пионеров была своя форма. Она состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка. Была и общая форма одежды. Она состояла из белой (иногда голубой) пионерской рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве и синих брюк для мальчиков и синей юбки для девочек.
Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Основой Всесоюзной пионерской организации являлась пионерская дружина. Пионерские дружины создавались в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В пионерских дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создавались пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В школе отряд объединял пионеров, обучающихся, как правило, в одном классе. В детских домах и пионерских лагерях, по месту жительства могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делился на звенья. Всесоюзная пионерская организация руководилась Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодёжи (ВЛКСМ), который в свою очередь контролировался КПСС. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Председателей, заместителей и секретарей советов пионерских организаций от Центрального до районного утверждали Пленумы соответствующих комитетов комсомола. Базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы с пионерами и пионерскими кадрами были многочисленные Дворцы и Дома пионеров и школьников, другие внешкольные учреждения. Комитеты комсомола обеспечивали пионерские дружины кадрами
старших пионерских вожатых, осуществляли их подбор, расстановку, повышение квалификации и воспитание. Первичные комсомольские организации направляли в пионерские дружины отрядных вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, секций, других объединений по интересам, помогали им в организации жизни пионерских коллективов.
Высший орган дружины, отряда, звена - пионерский сбор. Сбор отряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал совету дружины рекомендовать достойных пионеров в ряды ВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда - совет отряда, сбор звена - звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали Председателя совета дружины и отряда. Во Всесоюзной, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных пионерских организациях формой самоуправления пионеров являлся пионерский слет, который проводился раз в 5 лет, а краевые, областные, окружные, городские и районные - один раз в 2-3 года. Городские (районные) советы пионерской организации создавали пионерские штабы из представителей всех пионерских дружин города. В городских штабах собиралась наиболее активная часть пионерской организации, её самая деятельная элита.
В пионерскую организацию принимаются школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Прием осуществляется индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины (если она не делится на отряды), действующих в общеобразовательной школе и школе-интернате. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке дает Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручает ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, чаще всего 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.
Для младших школьников79 лет, создавались группы октябрят. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.
Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей символ пятиконечной звезды. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.
Организация детского движения в СССР представляла хорошо продуманную и отлаженную систему воспитания детей, формирование необходимых обществу гражданских качеств личности. Процесс воспитания осуществлялся в практической деятельности, через организацию различных дел: массовых акций по оказанию помощи ветеранам и престарелым людям, оказание помощи в учебе своим сверстникам, поддержка связей со сверстниками из социалистических стран и т.д.
2. Развитие детского движения в Успенском районе в 60-х годах XX века.
Период 60-х годов важным этапом в деятельности пионерской организации, её реализации в практике пионерского движения.
Активно включаются дружины Успенского района в общесоюзные пионерские дела и акции.
Знаменательной датой, определившей направленность пионерской организации в середине 60-х годов, стала подготовка и празднование 10-летия освоения целины. Была объявлена эстафета пионерских дел, посвященных знаменательной дате. В пионерской эстафете участвовали: Образцовская школа, Дмитриевская школа, Новопокровская школа, Галицкая школа, Павловская школа.
Пионерская дружина имени Александра Матросова (Образцовская восмилетняя школа) состояла из пяти отрядов. В каждом отряде прошли сборы посвященные освоению целины. Отряды взяли обязательство шефства над октябрятами, помогают на животноводческих фермах. Распределены зоны пионерского действия: охраняют зеленые насаждения, оказывают помощь престарелым, ветеранам труда и войны. Каждый месяц обсуждаются дела отрядов на совете дружины, где поощряют и критикуют.
Каждый пионер взял обязательства учиться на совесть и иметь примерное поведение.
Пионерская дружина имени Юрия Алексеевича Гагарина (Дмитревская восьмилетняя школа) включилась во Всесоюзное соревнование на лучший отряд. В школе в течении всего учебного года проводились сборы отрядов на различные темы: «Широка страна моя родная», «Помни их имена», «Советский спорт» и другие. При школе создано отделение общества ДОСААФ. Комсомольцы и пионеры, члены этого общества, приняли активное участие в соревнованиях по стрельбе и ходьбе на лыжах, посвященных дню Советской Армии.
Для поддержания надлежащего порядка в школе был создан комсомольский и пионерский патруль. Также патруль следил чтобы отстающие ученики посещали дополнительные занятия.
Пионерская дружина имени Олега Кошевого (Новопокровская восьмилетняя школа) включалась во Всесоюзное соревнование на лучший отряд. Учащиеся 7-8 классов работали агитаторами на животноводческих фермах, а также по просьбе сельпо распространили очень много лотерейных билетов. На весенних каникулах организовывались вечера чудес, целью которых было расширить кругозор ребят и пробудить в них интерес к знаниям. Пионерская дружина имени Клавы Назаревой (Галицкая восьмилетняя школа) состояла из 5 пионерских отрядов и 2октябрятских групп. Всей дружиной приняли участие в составлении летописи колхоза. Большое участие принимали октябрята и младшие пионеры в сборе металлолома. Лучший пионерский отряд поехал на экскурсию в Павлодар, а отряд, занявший второе место, с ночевкой на озеро.
Пионерская дружина имени Ивана Кожедуба (Павловская одиннадцатилетняя школа) насчитывала 7 пионерских отрядов и 2 октябрятских группы. Была организована ученическая производственная бригада из учеников. Ученики вспахали и засеяли
150 га. учащиеся школы активно помогали колхозу в сборе урожая . Отряд имени О. Кошевого шествовал над детсадом. Вместе с детьми разучивали танцы, песни, мастерили для них мебель. Руководил работой клуб «Малышок», а клуб «Юный библиотекарь» шествовал над библиотекой. Мальчики готовили этажерки, помогали подшивать газеты, журналы, проводили литературные вечера. Подписывались на такие газеты как «Пионерская правда», «Дружные ребята», встречались с ветеранами труда, ВОВ, сделали альбом о героях революции. Проводили вечера поэзии и искусства, сборы «Наши песни строить и жить помогали», « Бог тому не нужен кто с наукой не дружен» и др.
походы по местам боевой славы, работа клуба «Поиск»;
смотры художественной самодеятельности.
Годовщина дружины имени К.А. Семенченко совпала с 50-летием пионерской
организации им. В.И. Ленина.
За инициативу и творческий подход пионерская дружина была удостоена звания
«Правофланговая».
До начала 80-х годов пионеры укрепляли дружбу с ребятами из социалистических республик, других стран мира - вели постоянную переписку. В школе действовал КИД (Клуб интернациональной дружбы) «Глобус», в котором ребята с удовольствием занимались. Ребята получали письма из Германии, Болгарии, Польши и др. Учителя иностранных языков помогали сделать перевод писем. Ребята вели переписку со сверстниками буквально со , всех социалистических республик. С 1969 года и до начала 80-х пионеры с удовольствием играли в военно-спортивную игру «Зарница». Это была самая любимая игра у детворы и подростков. Пионерские вожатые вкладывали в свою работу по организации игры « Зарница» всю душу и все своё мастерство.
Важным направлением в работе пионеров дружины, которая носила имя ГерояСоветского Союза К.А. Семенченко, была поисковая работа вокруг имениГероя. Кроме сбора информации о герое, его боевых подвигах, былаорганизована встреча с младшим братом КузьмыАлександровича
В 70-80-х годах в районе действовал в летнее время ЛТО (лагерь труда и отдыха). Пионеры вносили посильный вклад в дело благоустройства села, поддерживали в порядке парк, помогали колхозу им. Ленина, тесно сотрудничали с шефами - автотранспортным предприятием. Силами пионеров и школьников регулярно проводились шефские концерты к профессиональному празднику - Дню автомобилиста, Дню Советской Армии и Военно-Морского флота СССР, и т.д. Шефы не оставались равнодушными к делам школы и пионерской организации - оказывали материальную и спонсорскую помощь в организации поездок в город Павлодар и по городам Советского Союза. Организаторами и заводилами интересных пионерских дел в разные годы были вожатые: Штарк Т.Г., Гартвих Э.А., Вайц Э.И., Кабышева К. У, Канзюба Н.И., Овсяная СВ., Кот СП, Московченко Е.Ю. и Гузий Н.А.
В настоящее время в школе создана и действует неформальная детская организация «Созвездие городов», которая активно функционирует до сегодняшнего дня. Много ярких, интересных, запоминающихся и увлекательных событий происходит в детской организации. Ребята участвуют в озеленении и благоустройстве села, заботятся о ветеранах войны и труда, участвуют в спортивных соревнованиях, КВН, играх, конкурсах.
Заключение.
За длительный период существования пионерской организации сложились разнообразные формы работы со школьниками. Однако этот путь был сложным - на начальном этапе в основе деятельности преобладала идеологическая составляющая.
В 60-70-х годах влияние идеологии в детском движении не ослабла, а внекоторых случаях даже усилилась, но наряду с этим приобретает значениепривлечение подрастающего поколения к участию в конкретных делахпрактической направленности. Направления пионерских дел определялись наВсесоюзных пионерских слетах и отвечали общественной и государственнойпотребности. Вокруг провозглашенного на определенный срок практическогонаправления строилась вся остальная эстетическая и воспитательная работа.Для руководства детской организацией в обязательном порядке привлекалиськомсомольцы из числа старших школьников, учителя-комсомольцы,комсомольцы-производственники. Результативность организованной такимобразом работы была достаточно эффективна, позволяла привлекатьшкольников младшего и среднего возраста к участию в реальных делахобщества и государства, делая их сопричастными времени и эпохе.Этот опыт требует более конкретного изучения и исследования, так как можетпомочь в организации детского движения на современном этапе развитияказахстанского общества.
15