Программа кружка Любители природы
Экологический кружок как форма организации
опытно-экспериментальной деятельности
учащихся 5-6 классов
в соответствии с требованиями ФГОС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа внеурочной деятельности по экологическому образованию построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения; ценить природу как источник духовного развития, красоты, здоровья, материального благополучия.Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой. В основной школе на базе сформированных УУД осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленные рефлексивно-оценочные действия. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни, учебного социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, потребителя, члена сообщества.
В 5-6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями в связи с переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных УУД младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить; формирование коммуникативных умений работы в малых группах; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами; ведения эколого-просветительской деятельности.
Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области прикладной биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 35 академических часов включает теоретические и практические занятия по экологии и ботанике. Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью экологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Формирование экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны через экологическую безопасность школы.
Воспитание личности со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию, исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни.
Основные задачи программы:
Личностные
Способствовать популяризации среди учащихся биологических и экологических знаний.
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
МетапредметныеРазвивать навыки общения и работы в группах.
Развивать творческие способности ребенка, на основе выполнения исследовательских и проектных заданий.
Формировать приемы, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Предметные
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Развить навыки ухода за комнатными растениями, а так же навыки работы с микроскопом
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Ознакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с правилами поведения в природе;
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Исследовательская работа
Проектная деятельность
Проблемно-ценностное и досуговое общение
Социально-творческая и общественно-полезная практика
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы : при систематизации материала.
Исследовательские методы: работа с микроскопом и реактивами.
Наглядность: просмотр видеоматериалов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемые результаты:
Личностные
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.повышение коммуникативности;
умение выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому природопользованию, вредным привычкам.
Метапредметные- Рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению затруднений
- находить необходимую информацию из различных источников, представлять информацию в кратком виде без искажения её смысла, публично представлять полученную информацию.
- выполнять проект или исследовательскую работу
- работать в группе
Предметные
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение применять сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения бесед, классных часов, лекций с учащимися начальной школы;
Оценка качества дополнительного образования осуществляется путём защиты проектов.
Тематическое планирование.
Темы № занятия Содержание Деятельность Сроки
Раздел 1. Введение (3 часа)
Экология 1 Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Экологические факторы. Экологические проблемы нашей школы.
Называть предмет изучения экологии. Перечислять экологические факторы. Перечислять экологические проблемы человечества в целом, а так же экологические проблемы нашей школы. Создать план работы кружка, связанный с решением экологических проблем нашей школы на год. 1 неделя сентября
Акции и проекты 2 Что такое акция «Подари цветок школе» и проект «Клумба моей мечты». Значимость этих мероприятий. Формулировать цели, задачи, значимость своей работы. Выделять два основных направления работы: на пришкольной территории и в школе. 2 неделя сентября
День лесника 3 Способы размножения деревьев: половое, бесполое: черенкование, отводки, корневые отпрыски, корневые черенки, прививки.Высадка саженцев приуроченная ко дню лесника. 3 неделя сентября
Раздел 2. Работа над проектом «Клумба моей мечты» (8 часов)
Экскурсия по пришкольной территории 4 Знакомство с видовым разнообразием флоры пришкольной территории. Называть растения, растущие на школьной территории, классифицировать их по жизненным формам. 4 неделя сентября
Состояние пришкольной территории 5 Анализ собранной информации, определение способов изменения ситуации. Делать выводы о состоянии и количестве деревьев, кустарников, газона, многолетних и однолетних цветов на пришкольном участке.
Предлагать способы увеличения количества и улучшения качества растительного сообщества на пришкольном участке. 1 неделя октября
Выход на пришкольную территорию 6 Значение семян в жизни растений. Виды семян по строению и способу распространения. Определять семена по способу распространения.
Сбор семян однолетних цветов со школьных клумб. 2 неделя октября
Экологические группы растений 7 Знакомство с экологическими группами растений по отношению к свету, воде, составу почвы. Называть растения светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые; засухоустойчивые, влаголюбивые; требовательные, малотребовательные и нетребовательные к плодородию почвы. 3 неделя октября
Экологические условия на пришкольных клумбах 8 Определение экологических условий на пришкольных клумбах. Определять степень освещённости, структуру и состав почвы.
Проводить опыты по определению кислотности почвы. 4 неделя октября
Зима в жизни растений 9 Зимовка растений. Что такое растения –сидераты, их разновидности и значение. Подготовка клумб к зимнему периоду. Удаление однолетних отцветших растений, обрезка многолетников, посев сидератов. 5 неделя октября
Многолетники и однолетники на школьной клумбе
10 Определение видового состава растений школьной клумбы, для высадки следующей весной. Называть виды растений, планируемые для высадки следующей весной. 2 неделя ноября
Клумба моей мечты 11 Обсуждение дизайнерского проекта «Клумба моей мечты» Обсудить возможные варианты высадки цветов на школьных клумбах. 3 неделя ноября
Раздел 3. Работа над проектом «Подари цветок школе» (11 часов)
Акция «Подари цветок школе» 12 Подведение промежуточных итогов акции «Подари цветок школе» Рассмотреть имеющиеся растения, обсудить динамику роста растений. Выявить причины разной динамики. 4 неделя ноября
Особенности ухода за комнатными растениями 13 особенности ухода за комнатными растениями в разное время года Называть особенности ухода за комнатными растениями в разное время года, давать рекомендации по уходу за комнатными растениями. 1 неделя декабря
Экологические группы растений 14 экологические групп ы комнатных растений по отношению к свету, воде, составу почв. Называть растения принадлежащие к разным экологическим группам 2 неделя декабря
Значение комнатных растений 15 Значение комнатных растений: фильтр воздуха, пылесборник, источник кислорода, источник эмоциональных переживаний. Называть значение комнатных растений. 3 неделя декабря
Фотосинтез 16 Фотосинтез. Фазы фотосинтеза: световая, темновая. Образование крахмала, выделение кислорода, поглощение углекислого газа. Давать определение фотосинтеза. Называть фазы фотосинтеза. Знать значение фаз для растения. 4 неделя декабря
Как определить крахмал в листе. 17 Подготовка к проведению опытов по определению крахмала в листьях. Создать инструктивную карту для проведения опыта, подготовить растение к опыту. 3 неделя января
Определение крахмала в листовой пластинке 18 Проведение опыта Провести опыт, проанализировать результаты, сделать выводы о наличие крахмала в листе. 4 неделя января
Как узнать, что лист дышит 19 Подготовка к проведению опытов по определению газообмена в листьях. Создать инструктивную карту для проведения опыта, подготовить растение к опыту. 5 неделя января
Обнаружение газообмена в листьях 20 Проведение опыта Провести опыт, проанализировать результаты, сделать выводы о наличие газообмена в листе. 1 неделя февраля
Как узнать что лист испаряет воду 21 Подготовка к проведению опытов по обнаружению испарения воды растением. Создать инструктивную карту для проведения опыта, подготовить растение к опыту. 2 неделя февраля
Выявление испарения воды листьями. 22 Проведение опыта Провести опыт, проанализировать результаты, сделать выводы об испарении воды растением. 3 неделя февраля
Раздел 4. Реализация проекта Клумба моей мечты» (13 часов)
Клумба моей мечты. 23 Защита проектов «Клумба моей мечты» Определить критерии оценки проекта. Выбрать проект, который будет реализован весной на пришкольных клумбах. 4 неделя февраля
Семена в жизни растений. 24 Значение семян в жизни растений, виды семян, способы распространения семян. подготовка инвентаря к высеванию семян однолетних и многолетних цветов. 1 неделя марта
Условия среды. 25 Требования к условиям среды необходимым для прорастания семян. Изменения условий среды. подготовка посадочного материала, высевание семян. 2 неделя марта
День леса 26 Подготовка к Лекции в начальной школе «День леса» Создать презентацию, составить текст, защитить работу перед участниками кружка.
Уход за рассадой цветов 3 неделя марта
День леса в начальной школе 27 Лекция в начальной школе «День леса»Представить свою работу учащимся начальной школы.
Уход за рассадой цветов 4 неделя марта
Клумба моей мечты 28 Подготовка к Лекции в начальной школе о проекте «Клумба моей мечты». Создать презентацию, составить текст, защитить работу перед участниками кружка.
Уход за рассадой цветов. 2 неделя апреля
Клумба моей мечты в начальной школе 29 Лекция в начальной школе о проекте «Клумба моей мечты».
Представить свою работу учащимся начальной школы.
Уход за рассадой цветов 3 неделя апреля
Подари цветок начальной школе 30 Лекция в начальной школе об акции «Подари цветок школе» Представить свою работу учащимся начальной школы.
Уход за рассадой цветов 4 неделя апреля
Будущее начинается сегодня 31 Каждый человек должен посадить дерево, построить дом и воспитать детей. Будущее начинается сегодня. Посадка саженцев с участием выпускников.
Уход за рассадой цветов
5 неделя апреля
Подари цветок школе 32 Защита проектов, созданных в рамках акции «Подари цветок Школе» Определить критерии оценки проектов. Выбрать жюри. Определить победителей.
Уход за рассадой цветов 2 неделя мая
Удобрения 33 Виды удобрений, роль удобрений, меры предосторожности при работе с удобрениями. Называть виды и значение удобрений. Называть правила работы с удобрениями и приемы ПМП при отравлениях удобрениями.
Уход за рассадой цветов 3 неделя мая
Полевые работы 34 Работа на пришкольном участке Подготовка почвы к высадке рассады. внесение удобрений.
Уход за рассадой цветов 4 неделя мая
Полевые работы 35 Работа на пришкольном участке Высадка рассады. 5 неделя мая