Социальная адаптация населения сёл на пимере местного поселения
Муниципальное Общеобразовательное учреждение Краснодесантская средняя общеобразовательная школа
Социальная адаптация населения сёл на примере Поляковского поселения
Работу выполнила
ученица 10 класса
Попова Ксения
Учитель Кужукина А.В.
2011-2012 уч.год
Введение
Когда мы рассматриваем понятие «экология», чаще всего в него вкладывается природоохранный смысл. Это и анализ состояния окружающей нас среды, и перспективы сохранения и восстановления каких-либо участков природы. Но современная экология – это комплексная междисциплинарная наука. В данной науке выделяется направление, изучающее проблемы взаимоотношения людей друг с другом - «социальная экология».
В последнее время в нашей стране всё чаще в новостях, газетах, на радио обсуждаются межэтнические проблемы, связанные с нежеланием принимать и понимать людей других национальностей, которые вынуждены были покинуть свою родину. Из уроков истории и географии мы знаем, что в нашей стране есть неспокойные места, где рядом проживают представители разных народов, и им очень трудно мирно сосуществовать. К примеру, Кавказ: на таком маленьком кусочке суши проживает огромное количество народов и народностей, отличающихся языком и религией. Исторически сложилась обстановка нетерпимости друг к другу, борьба за территории проживания стала носить многовековой характер.
Подобные проблемы возникают и в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Здесь также одной из серьёзнейших проблем является межнациональная. Мигранты со всего постсоветского пространства в поисках лучшей жизни для себя и своей семьи приезжают в Россию. Кто-то только чтобы заработать и прокормить семью, которая осталась на родине. Кто-то бежит от войн, преследования.
Исторически у нашей страны сложился статус страны – миротворца. Подсознательно мы ощущаем защиту «России-Матушки». Такое представление сложилось и у народов, входивших когда-то в Советский союз. Так все знают о роли России в борьбе кавказских народов за независимость от Османской империи. Ещё при Екатерине II в Российской империи нашли вторую родину армяне и греки.
На территории Ростовской области также одними из первых поселенцев были греки и армяне, которые основывали поселения, благоустраивали их.
В моей работе я хочу рассмотреть проблему межнациональных отношений. Для этого я посчитала необходимым провести исследование населения, проживающего на территории соседних сел (от Дмитриадовки до Русской Слободки, то есть там, где живут ученики нашей школы). С этой целью учащимся были розданы анкеты, в которых родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:
В каком селе вы проживаете?
Ваше образование?
К какой национальности вы себя относите?
Вы коренной житель села?
Ваши родители коренные жители села, если нет, откуда они приехали?
Сколько поколений вашей семьи проживают в нашей местности?
Что, на ваш взгляд, привлекает приезжающих в нашу местность на постоянное место жительства?
Что может повлиять на отъезд людей из нашей местности?
По желанию родители могли представиться в анкете, или заполнить её анонимно.
Данное исследование конечно не затронуло всё население поселений, однако сообщения учащихся нашей школы помогли сделать выводы о заселении побережья.
Анализ состава населения сёл Поляковского поселения.
Перед тем, как проводить анализ исследования, мы выявили наиболее старые поселения нашего побережья:
Основанная Антоном Дмитриади – Дмитриадовка
Основанная Егором Бенардаки – Ново-Марьевка (нынешний Красный Десант). Также употребляется «Поляковка» - по фамилии второго хозяина имения, находившегося на месте современного ДОЦ «Красный Десант». А на участке между сёлами Дмитриадовка и Комаровка сохраняется название «Барандакино».
Основанное Холярой – Холярино (нынешнее село Веселое). Население до сих пор называет это село по-старому.
По фамилии поручика Долокова (по архивным картам - Долохова) названо село Долоковка. Потомки его до сих пор проживают в этом селе.
Христофоровка также носит фамилию своего основателя. Потомки основателя села достаточно компактно проживают на территории Христофоровки, а также в соседних сёлах.
Все эти сёла появляются в 80-х – 90-х годах 18 века. Греческие дворяне-землевладельцы, в том числе Алфераки, Холяра, Аслан, Караяни, Палама, Стаса и Бенардаки, заняли места от Миусского лимана по берегу моря за реку Самбек до реки Каменки. В числе 22 греков-дворян Егор Никифорович Бенардаки «…получил земельный надел - 261 десятину в безвозмездное пожизненное пользование…». Позже появляются сёла Русская Слободка, Боцманово, Александрова коса.
Все материалы исследований мы рассматривали по сёлам
Так в селе Русская Слободка отмечается достаточное количество жителей, являющихся 3-м и 4-м поколением коренного населения. Большинство – русские, со средним и средним профессиональным образованием.
В селе Христофоровка, помимо коренного населения, которое насчитывает 4-5 и более поколений, несколько семей проживают с момента основания села. И так же преобладает русское население.
В селе Долоковка почти половина опрашиваемых ответила, что считают себя 5-м и 6-м поколением, проживающим постоянно.
В Красном Десанте очень много семей 2-го и 3-го поколения. Из всего количества опрашиваемых именно здесь самое большое количество мигрантов из северных регионов России и Кавказа.
В селе Весёлое также значительное количество населения, считающих себя 3, 4, 5-м поколением.
В селе Боцманово большинство населения – это 2-е и 3-е поколение жителей. Многие из них – переселенцы из соседних сёл.
В селе Александрова коса так же большинство опрошенных – это 2-е и 3-е поколение жителей.
Можно отметить, что процент старожилов вышеперечисленных сёл составил 13% от общего количества опрошенных. Я считаю, что на количество коренного населения повлияли несколько причин: реформы и репрессии прошлого века, а так же гражданская и первая и вторая мировые войны.
В сёлах Красный Десант и Христофоровка на мемориальных плитах отмечены представители таких фамилий, как Долоковы, Христофоровы, Кириченко, ,Шевченко, Цома и другие. Именно эти семьи являются наиболее старыми.
Опираясь на данные анкет можно выделить несколько волн миграций:
Первая волна приходится на конец 20-х –начало 30-х годов. Это период коллективизации, переселения населения из городов в деревню, а также переселения из центральных областей государства в южные степи. Это период голодомора, вынуждающий правительство страны действовать быстро – вывозить население Украины и России в южные районы – более сытные. Именно в это время создаётся колхоз «Первомайский», которому в ноябре этого года исполняется 80 лет.
Вторая волна переселенцев – конец 40-х годов прошлого века. Страна в разрухе после Великой Отечественной Войны. Центральные области страны не могут прокормить такое количество населения. А наши территории дают больше шансов выжить. Строятся заводы, фабрики, дороги. Растет потребность в рабочей силе. По приказу партии тысячи молодых людей едут строить новый мир. Переформируются и уплотняются колхозы и совхозы.
Третья волна переселенцев – 70-е годы. В это время велик приток населения из соседних областей – Донецкой области , Крыма(Украина), Белгородской области, Краснодарского края.
Конец 80-х –90-е годы – время «перестройки» и различных реформ. В нашей стране сокращается производство, многие люди теряют работу. Многие предприятия, в том числе сельскохозяйственные, испытывают проблемы, связанные с продажей своей продукции, получении сырья для производств. В это время отмечается как отъезд населения наших сёл в крупные города, так и приезд населения из северных районов нашей страны ( Тюменская область, Архангельская область, Мурманская область, Магаданская область).
Из бывших союзных республик переезжает славянское население – русские и украинцы, а также «смешанные» семьи. Так велик приток населения из Узбекистана, Казахстана, Армении.
В наше время количество приезжающих значительно меньше.
Представители каких-же народов проживают на территории наших сёл? Конечно доминирует русское население. Но даже те, кто считают себя русскими имеют смешанные корни и часто носят либо греческие (Шерасовы), либо украинские фамилии (Горбатенко, Кучеренко, Литвиненко). Не совсем понятно происхождение таких фамилий как Рура, Гура, Фурса, Цома.
Можно сделать один важный вывод: мы сами не знаем, кто мы, какой национальности. А так ли это важно? В нашей школе рядом за партами сидят армяне и украинцы, русские и корейцы, татары и греки. Нам не важно, к какому народу относится новенький ученик, тихонько и боязливо входящий в класс. Первая реакция – помочь освоиться, подружиться.
Причины, по которым люди переезжают много: сколько семей – столько и проблем. Так в анкетах на вопрос «Что может повлиять на отъезд людей из нашей местности?» наши родители отвечают: низкая заработная плата, отсутствие работы, жизненные обстоятельства, неподходящий климат, отсутствие социальной инфраструктуры. Вписывали даже не столько причины, сколько проблемы, которые мешают комфортно жить. Звучали так же такие ответы, как «несостоятельность и безразличие местной администрации к селу и его жителям». Беседы выявили такую проблему, как создание семьи. Молодое население спивается, поэтому желающие создать нормальную семью предпочитают искать спутника жизни в крупном городе. А те, кто приехал недавно, отметили злобу и зависть местного населения по отношению к приезжим. Часто складывается впечатление о зажиточности приезжающих. К человеку, сумевшему купить дом и занимающемуся каким-либо делом (предпринимательство, земледелие, животноводство, торговля) относятся негативно.
Задавался также вопрос «Что, на ваш взгляд, привлекает приезжающих в нашу местность на постоянное место жительства?»
Наиболее распространенными ответами были: благоприятный климат, близость моря, чистый воздух, красивая местность. Мигранты отмечали безопасность, политическую стабильность, благоприятные условия жизни.
Самое интересное, что никто не упомянул о межнациональных проблемах, нетерпимости к представителям других национальностей. Хотя проблемы в отношениях иногда возникают. Из бесед со сверстниками, мы знаем о проблемах с мигрантами из кавказских республик. Иногда зачинщиками конфликтов являются и коренные жители, которые крайне негативно относятся даже к появлению их в общественных местах. Надо сказать, что селятся армяне компактно, обособленно и не стараются наладить хорошие отношения с местным населением. Конечно, поведение обеих сторон приводит к непониманию. Я считаю, что организация этнических диаспор могла бы помочь в решении бытовых споров. Так же, чтобы наладить взаимопонимание, нужно узнавать как можно больше о культуре, традициях и обычаях других народов.
Заключение.
Толерантность – уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способ проявления человеческой индивидуальность. Толерантность означает, что каждый человек свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же правило за другими; признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению.
Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми, проявляется через конфликтное и агрессивное поведение.
Нами были выявлены проблемы во взаимоотношениях односельчан, которые накапливались не один десяток лет. Понятно, что так быстро они не решаются. По большому счету никто из нас не является коренным жителем наших сёл : мы все в разное время пришли на эту землю жить, работать, быть счастливыми. Проведённое исследование показало, что межэтнические проблемы в нашей местности, хотя и не так часто случаются, являются дремлющими. Фраза «понаехали» у нас пока громко не звучит. Нагнетают обстановку чаще всего представители старшего поколения. В учебнике географии В. П. Максаковского «Географическая картина мира» говорится, что «…причинами этнических конфликтов чаще являются не прямая дискриминация, нарушение прав человека, а социальное неравенство, различия в уровнях жизни национальных меньшинств и «титульных» наций».
Возможно, некоторой части населения приятнее видеть «тонущего» соседа, чем «спасшегося» и успешного. Мы ещё не умеем радоваться чужому счастью. Примечательно ещё и то, что приезжие чаще общаются между собой.
У всех, у каждого из нас много возможностей, много такого, что делает каждого уникальным, всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее.
Литература
Галкина Т.И., Котельникова В.В. «Воспитательная работа классного руководителя в 7-8 классах», Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 год
Максаковский В.П. «Географическая картина мира», Москва «Просвещение», 2008 год
Данные анкетирования
Материалы интернет-сайтов
Сообщения учащихся МОУ Краснодесантской сош