План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему о — ё после шипящих в корне слова


«Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ»
Конспект урока русского языка
на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне»
Автор:
учитель русского языка и литературы
Васильева Лариса Александровна
2015 - 2016
Тема урока: Буквы О и Ё после шипящих в корне
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л. М. Рыбченкова.
Москва: Издательство «просвещение», 2015 г.
Цели Личностные:
- способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и диалогичного ответа;
- способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения;
-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь
Регулятивные
- формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника
- планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;
- осуществлять самоконтроль, самооценку
Предметные
- сформировать у учащихся понятие о правописании О - Ё в корне слова после шипящих, алгоритм использования правила
- содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы
опираться на морфемно - словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова
использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения проблем
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся. Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование. Структура и ход урока
Этапы урока Цель этапа Действия учителя Действия обучающихсяРезультат
Этап 1.
Организационный этап Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Создание ситуации для психологического настроя обучающихся Личностные УД:
Самооценка готовности к уроку.
Учащиеся включаются в учебную деятельность. Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Этап 2. Мотивационный этап Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока
Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа):
- Просмотрите упражнения раздела. Какие орфографические правила вы изучали в предыдущих разделах учебника? Какие являются новыми?
Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить буквы в словах.
(На доске скороговорки)
У Саш… нос в саже, скаж… об этом Саше.
Тащ… , не дотащ…, боюсь, что выпущ….
В ж…вом уголке ж..ли еж… и уж….
Волки рыщ…т, пищ… ищ…т.
Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели.
- На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? (шипящие Ж Ш Ч Щ)
- Вот они все в одной скороговорке. Читаем:
Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща; же, че, ша, ща.
-Назовите (обозначаем). Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма.
- Какие правила связаны с шипящими согласными? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Послушайте шуточный рассказ. 
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим..- Предположите, какова тема урока?
-О чем мы будем с вами говорить на этом уроке?
-Какова тема сегодняшнего урока? (Запись темы) Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы.
Познавательные: доказательства.
Фронтальная работа.
Приводят свои варианты цели и задач урока.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.
Личностные:
Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности
Метапредметные УД:
Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.
Этап 3.
Актуализация знаний Уточнение написания о-ё после шипящих в коне слова Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, в которых они могут быть найдены. Предлагает найти существенные признаки, определяющие условия написания слов, сделать вывод о правописании гласных о- ё в корнях слов.
1) 1. Работа с таблицей 
Буквы ё и о после шипящих в корне
ЖЁЛТЫЙ - желтеть ШОК
ЧЁРНЫЙ - чернеть ЧОПОРНЫЙ
ЩЁКИ - щекастыйТРУЩОБА
–Посмотрите на таблицу.
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Под ударением пишется Ё в корнях слов, где ударному звуку о в однокоренных словах или формах слов соответствует безударный или ударный гласный, передаваемый буквой Е)
– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)
- Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)
- А что же за слова с правой стороны?
– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о - ё после шипящих?
–Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 70 (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.
Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.
2. Слова-исключения.
– Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет в нашем языке однокоренных пар с гласной е в корне слова, поэтому в них пишется о.
- -Значение всех слов нам понятно?
Предлагаем обучающимся найти значение слов джоуль, артишок в толковом словаре
3. Слова иноязычного происхождения 
- Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих.
Жокей - наездник на скачке.
Крюшон – прохладительный напиток.
Вывод: - Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. 4. Наблюдение.
Что? Что сделал?
ожог на руке – ожёг руку
поджог сарая _ поджёг сарай
- От чего зависит написание о – ё в корне слова?
Вывод: от того, какой частью речи является слово. У существительных в корне пишем О, у глагола – Ё.
5. Алгоритм
- Посмотрите на карточки. Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм.
Он лежит у каждого на парте. Во время урока вы можете им пользоваться.
ИЛИ
Предлагает обучающимся составить алгоритм выбора букв о- ё в корнях слов .
Алгоритм
1. Определю часть слова.
2. Если в корне, поставлю ударение.
3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.
4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О.
5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.
6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения - Е.
7. Если не чередуется - О.
Предлагает проверить свою работу по записи на доске.
6. Работа с учебником: выполнить упр.148,150.
Организует работу с учебниками, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы Познавательные УД:
Устная работа по заявленным вопросам;
работа с учебником;
выполнение практических упражнений
Регулятивные УД:
Работа в группах
Коммуникативные УД:
Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.
Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ
Предметные :2.Безошибочное написание корней с гласными о-ёМетапредметные:
1.Научились правильно строить свои ответы и высказывания
Этап 4.
Закрепление материала
Закрепление умений по определению чередующихся гласных в корне слова1. Работа в паре. Упражнение 90. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне». Проверка.
2.Выполнение небольшого теста «Найди ошибку».
а) жолтыйб) решоткав) чёрточка
г) жёнглёрд) жокей
е) шорох
ж) крыжовник
з) шопот( а б г з)
Познавательные УД:
Выполнение задания.
Групповая работа.
Индивидуальная работа.
Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.
Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.
Личностные:
1.Успешно выполненные задания.
2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.
Этап 5.
Рефлексия Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса Предлагает ответить на вопросы
- Какой из этапов урока вызвал затруднение?
- Что помогло решить проблему?
- Над чем еще надо поработать?
-Ответьте, используя незаконченное предложение.
•Для меня было важным и интересным…
•По этому вопросу я получил разъяснение…
•Мне было трудно (почему)…
•Моя оценка атмосферы на уроке…
•Для меня было недостаточно…
ИЛИ
Какую цель ставили перед собой?
Смайлики и чемодан с кастрюлей Личностные:
Самостоятельно выбрать тему домашней работы.
Развитие регулятивных УД.
Выполнить все требования к домашней работе
Коммуникативные:
Обсудить возникающие затруднения по домашней работе Личностные:
1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности
2.Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Этап 6. Домашнее задание Домашнее задание