Урок по русскому языку по теме:Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных


 Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме
         «Гласные О и Е после шипящих  в суффиксах существительных».
Цели урока
1) Образовательные: создать условия, способствующие изучению знаний по теме «Гласные О – Е после  шипящих  в суффиксах существительных» и применению этих знаний в  нестандартных учебных ситуациях.
2) Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе, в паре.
3) Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.
Оборудование:    учебник русского языка под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, презентация, карточки с заданиями.  
Тип урока:   изучение нового материала.
       
                                                             Ход урока 
Классные тетради раздать перед уроком!
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
     Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. /Аплодисменты/.
     Знаете, ребята, когда я была школьницей и училась, как вы, в 6 классе, я мечтала о волшебной         палочке, которая исполняла бы мои желания. И вот сегодня она у меня есть! Да-да! Не удивляйтесь! Волшебная палочка, которая поможет сделать из большого маленькое, из обычного  - ласковое, и даже из нового неаккуратное и старое. И сегодня на уроке вы убедитесь в этом и сами попробуете себя в роли волшебников.
 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 2. Определение целей урока.
    Но для начала давайте определим цели урока.
- Какую часть речи мы с вами изучаем?
- Что такое имя существительное?
- Почему мы изучали имя существительное в 4 классе, в 5 классе, а теперь и в 6 классе? Записываем на доске!
1.Повторить.
2.Изучить новое.
3.Обобщить, систематизировать. 
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------                                                
3. Проверка домашней работы. А теперь  давайте обсудим выполнение домашней работы. Какие трудности  вы испытали при выполнении домашней работы?
К доске выйдет и запишет слова в 2 столбика: с суффиксом –ик- существительных___________________
А с суффиксом –ек- существительных___________________________  .
Собираем тетради для домашних работ /передать с последних парт на первые/.
 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В тетрадях для классных работ записываем число, классная работа.
4.Определение темы урока.
Слайд 2.
Посмотрите, пожалуйста на экран. / Слова ШЁПОТ, ВРАЧОМ, ДРУЖОК/.
-Попробуйте объяснить написание гласной после шипящих в слове ШЁПОТ…..ВРАЧОМ. Соотнесите эти слова с темами. А можно ли применить известные вам правила к слову ДРУЖОК? Почему? А теперь, опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока.
Слайд 2 (третий щелчок).
        Гласные О и Е после шипящих  в суффиксах существительных.    
 /5 мин./
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Теперь нам надо определить, когда после шипящих пишется О, а когда Е в суффиксах существительных.
Слайд 3.
 Запишите в тетради, распределив слова в два столбика: в 1 – с буквой О в суффиксе после шипящих, во 2 – с буквой Е в суффиксе после шипящей, существительные со слайда. Попробуйте сделать вывод и сформулировать правило о том, когда в суффиксах существительных после шипящих  пишется гласная О, а когда гласная Е.
 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------6. Работа с учебником. Теперь давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило (читаем правило на с. 106). Определите и назовите 3 условия правила написания , на которые опирается изучаемая сегодня орфограмма.
Обратите внимание, как выделяется эта орфограмма.
А теперь составим алгоритм применения правила.
Слайд 4.
/5 мин./
 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7. А теперь мы займёмся творческой работой – напишем диктант с творческим заданием.
     1 вариант записывает существительные с гласной О после шипящих, угадывая их по определениям, которые я диктую и правильно обозначая орфограмму.
     2 вариант – с гласной Е.
   Мальчик-пастух; его открывает маленький ключик; маленький жук, подросший цыплёнок, щенок, что остаётся на месте отломленной ветки, одна из самых распространённых кличек собак; маленький дед; грязная, неряшливая шапка; еле заметный знак конца предложения; его любит грызть белка в сказке Пушкина; самый младший из трёх героев народной сказки о трёх медведях; при разрезывании торта каждому гостю достаётся, его подкладывали под 40 перин, на которых спала принцесса, которая его почувствовала, я у мамы любимая.
1 вариант                                                 2 вариант
Пастушок                                                   замочек
Жучок                                                         точечка
Петушок                                                     орешек
Собачонка                                                  кусочек
Сучок                                                           горошек
Дружок                                                       доченька
Старичок
Шапчонка
Медвежонок
Слайд 5.
Проверяем по слайду. /Ребята подсчитывают свои ошибки/.
Ребята, а с помощью какого словообразовательного способа вы составляли новые слова? /Суффиксального/. С помощью каких суффиксов? /-ок-, -ек-,-онк-,-ечк-,-еньк-,-онок-/.
Какие значения придают эти суффиксы именам существительным?
  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8.Физкультминутка. Проводит Игорь Думалкин.
__________________________________________________________________________________________
Слайд 6.
9.Синтаксическая работа. 
Составьте из слов связный текст из 3 предложений.    Озаглавьте его. Синтаксический разбор 1 пр-ия.
Медвеж…нок,  ш…поты, ш…рохи, овраж…к, лягуш…нок, суч…к, мыш…нок.
Зачитываем 2-3 текста.
Разбор предложения на доске.
 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10.Работа в группах. Учащиеся поворачиваются друг к другу по 2 парты и выполняют задания по группам. Вместе обсуждаем результат, проверяя по слайдам.
1 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.
Уж…нок, человеч…к, галч…нок, старич…к. /Старичок – не детёныш/
2 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.
Шапч…нка, старич…к, пастуш…к, замоч…к. /Замочек – суффикс –ек/
3 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.
Книж…нка, собач…нка, мыш…нок, одеж…нка. /Мышонок – не пренебрежительное/
4 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.
Пирож…к, кукуш…нок, волчон…к, червяч…к. /Пирожок – неодушевлённое существительное/
5 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.
Овраж…к, доч…нька, зайч…нок, гор…шек. /Зайчонок – гласная в суффиксе О/
6 группа. Вставить пропущенную орфограмму, найти четвёртое лишнее.
Руч…нка, врач…м, луч…к, порош…к. /Врачом – орфограмма в окончании/
Слайд 7.
 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11.Работа с пословицами. Ребята, а теперь подумайте, к какой лексической группе слов можно отнести существительные, образованные с помощью суффиксов с буквами О и Е после шипящих? /Эмоционально-окрашенные/
Именно поэтому эти существительные можно часто встретить в фольклорных произведениях малого жанра. Вспомните, что такое фольклор? Какие малые жанры фольклора вы знаете?
Слайд 8.
1. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. 
2. Крут бережок, да рыбка хороша. 
-Объясните, какая гласная должна быть в суффиксе слова цветочек и почему. Объясните постановку тире в предложении.
-Какая гласная в суффиксе слова бережок. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Не отступать перед трудностями, если цель стоящая.)
  ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-Как вы считаете, можно ли эту пословицу соотнести с результатом нашего сегодняшнего урока? (Да, потому что мы потрудились и теперь знаем, как выбирать гласную в суффиксах существительных.)
-Смотрите, ребята, а ведь моя волшебная палочка нам сегодня и не пригодилась! Вы сами смогли превращать большое в маленькое, обычное в ласковое. А что вам в этом помогло?
-Что же сегодня на уроке стало для нас волшебной палочкой? (Знания и умения, полученные на уроке).
  ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12.Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке и получаете следующие отметки. Приготовьте, пожалуйста, дневники для выставления отметок.
  ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 9.
13. А сейчас запишите задание на дом.
       1.Думалкин, Заверняев, Николаева, Бубнов, и кто желает, составляют рассказ «В детском зоопарке», опираясь на слова из упр. 
      2. Остальные – упр. 
 Объяснить выполнение задания. 
      ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------                              
13. Рефлексия. Ребята! А теперь – внимание! Сейчас все, кому урок понравился, похлопали в ладоши. А теперь те, кому не понравился – потопали ногами. Спасибо!
 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 10.
      Наш урок подошёл к концу. Спасибо за сотрудничество, ребята!