Контрольно-измерительный материал 5 класс к учебнику географии А.А. Летягин раздел 2 Геосферы земли


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 69»
Город Новокузнецк Кемеровской области
Из опыта работы
Контрольно-измерительные материалы
для 5 класса как форма фронтальной, индивидуальной, домашней проверки знаний и умений учащихся
к учебнику А.А. Летягин, «География. Начальный курс : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.А. Летягин ; под ред В.П. Дронова. – 3-е изд., дораб. и доп. - » М.: Из-кий центр «Винтана-Граф», 2015. – 160с. : ил., Раздел 2 «Геосферы Земли: с п.6 по п.12»

(предназначено для учителей географии работающих по программе ФГОС)
Дидактический материал разработал:
учитель географии и биологии
МБОУ «СОШ № 69»
город Новокузнецк Кемеровской области
Митюгова Валентина Петровна.
Новокузнецк, 2017
5 кл. География к учебнику А.А. Летягин.
Учитель географии МБОУ «СОШ № 69» г. Новокузнецк Митюгова В.П.»
Контроль знаний по теме «Литосфера. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Рельеф. Полезные ископаемые»
Задания № 1 на тему «Географическая карта»
Какими буквами на карте обозначены: А) Южный полюс Б) экватор В) меридиан Г) северный тропик
2476527940
1
2
3
4
2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушария, называется:
А) Северным тропиком Б) Южным тропиком В) нулевым меридианом Г)экватором
3. Окружность Земли по экватору равна:
А) 4400 км Б) 400 000 км В) 40 000 км Г) 40 440 км
4.Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Западное и Восточное полушария, называется:
А) Северным тропиком Б) Нулевым меридианом В) Южным тропиком Г) экватором
Задание № 2 на тему «Внутреннее строение Земли». «Продолжите предложения»
1. Планета Земля имеет форму ………… приближенное к ………… .2. Планеты земной группы и в т.ч. Земля имеют сходное внутреннее строение: ………., ……….., …………. .
3. Большую часть объема Земли составляет ………… - это 83%, от общего объема планеты.
4. Над мантией располагается ………., которая представлена двумя типами …… и ……. .
5. Под мантией находится в центре планеты ……… ., которое имеет температуру …… *С.
6. Ядро нашей планеты состоит из ……. и …….. .
7. «Мантия» (с греческого) переводится как …….., и её температура составляет ……..*С, она обладает главным свойством – беспрерывным ………… . 8. Литосфера Земли образована из …………… и ……….. ……… .
9. «Литос» переводится как ………….. ……… Земли
10. Главный метод изучения литосферы Земли называется ……………. .
11. Самая глубокая скважина находится: А) на полуострове Корея
Б) на Кольском полуострове В) на полуострове Таймыр Г) на полуострове Камчатка
Задание № 3 на определение соответствия: 1______ 2_______3______
2
Б
В
3
А
1

Задание № 4 на составление кластера «Строение земной коры»
Земной коры










ВЕРХНЯЯ МАНТИЯ ВЕРХНЯЯ МАНТИЯ
ВЕРХНЯЯ МАНТИЯ ВЕРХНЯЯ МАНТИЯ
Задание № 4 на тему «Вулканы Земли»
Подпишите строение вулкана и распишите функции каждой составляющей его части:
Продолжи предложения:
Как переводится слово «вулкан»?
Что такое магма?
Как образуется лава?
Продукты вулкана это - ………………………
Вулканы мира ученые делят на:
А) ………………………………..
Б) …………………………………
В)…………………………………
Сколько действующих вулканов на нашей планете ………………………………
Как называется самый высокий вулкан России и Азии ........................ ………..Какой вулкан России объявлен памятником Всемирного природного наследия ЮНЕСКО ……………………..

7
6
5
4
3
2
1

Задания № 6 Ответьте на вопросы учебника А.А. Летягин, 5 кл. География стр. 39
1.Опишите этапы извержения вулкана от образования трещины в земной коре до излияния лавы.
2. какие формы вулканов Вам известны? Приведите примеры и найдите их на физической карет полушарий.
3. От чего зависит образование той или иной формы вулкана? Составьте кластер с примерам.
4. Какими значками обозначаются вулканы на карте?
5. По карте определите положение, название и высоту вулканов на материках.(не менее 2-3 примера).
6. На каком материке нет вулканов? 7. Что такое гейзер? 8. Где они встречаются?
9. Каково их значение?
10. приведите примеры названий самых известных (высоких или особенных) гейзеров нашей планеты.
Задания № 7 к теме «Из чего состоит земная кора».
Дайте определения терминам: литосфера, земная кора, минерал, горная порода, полезные ископаемые.
Какие горные породы преобладают в земной коре? Какие из них наиболее известны?
Горные породы Земли делятся по условиям образования на три группы: …, …., ... .
Сравните условия образования гранита и базальта. Как условия их образования влияют на величину кресталлов?
Назовите три группы по происхождению осадочных горных пород ……,…….,………. .В результате каких процессов образуются каменная соль, песок и каменный уголь.
Как перевести слово «метаморфические» горные породы, приведите примеры.
Назовите полезные ископаемые (не менее трех) применяемые в:
А) строительстве ___________________________________________
Б) получении металлов ______________________________________
В) топливно-энергетические _________________________________
Г) драгоценные металлы и поделочные камни __________________
Назовите полезные ископаемые Кемеровской области (не менее семи примеров).
Назовите полезные ископаемые и область их применения человеком7
6
5
4
3
2
1

Задание № 8.

Задания № 9 на тему «Колебательные движения земной коры»
Земная кора в самых спокойных участках испытывает вертикальные перемещения:
А) ……………………… Б) ………………….. их скорость составляет ……….. в год. Опускание прибрежной территории Нидерландов заставляет население страны возводить ………. . Огражденный участок берега от наступления вод Северного моря, осушенный и возделываемый называют ……… .
Продолжите предложения. Вся земная кора нашей планеты разбита на большие участки, называемые литосферными плитами, которые совершают четыре движения и образуя при этом складки и разломы:
А) складки в земной коре образуются, если литосферные плиты движутся ……………
Б) сдвиг может образоваться в земной коре, если литосферные плиты движутся - ………
В) ………… (или разлом) в земной коре образуется, если одна литосферные плита неподвижна на месте, а другая начинает опускаться параллельно ей.
Г) грабен образуется, если …………..
Д) горст образуется, если ……………...
Задание № 10. В предложенный текст вставьте пропущенные слова с помощью словарика: очаг землетрясения, эпицентр, школа Рихтера, землетрясение, сейсмическая волна, 6 км./сек., цунами, 12-и балльная школа, сейсмология, сейсмографы.
Внезапные подземные удары и вызываемые ими колебания земной поверхности
называют ………… . Землетрясение начинается с серии толчков (сейсмических ударов) в …….., который может располагаться на глубине до нескольких сот км. На земной поверхности прямо над очагом располагается ……… ……… ., который может охватывать площадь до несколько десятков квадратных километров. От очага землетрясения расходятся ……… ……. . Достигнув земной поверхности сейсмические волны расходятся по ней в разных направлениях. Скорость распространения сейсмических волн достигает ………. в год. Если очаг землетрясения находится под океаническом дном, на водной поверхности образуются длинные до 800 км. и высотой около 1 м. волны - ……… . Высота волн у берега достигает от 20 до 30 м., чаще всего эти волны возникают в Тихом океане. Для оценки степени воздействия жилые постройки и инженерные сооружения разработана Международная ………….. ……… , которую называют ………. ……… . Наука о происхождения сейсмических волн в недрах Земли называется - ……………….., а для регистрации сейсмических волн применяют - …………., прибор который записывает колебания грунта.
Задание № 11. Выполните тест.
1. Из твердых минералов и горных пород состоит:
А) мантия Б) ядро В) земная кора
2.Предполагается, что ядро имеет температуру:
А) от 2000 до 5000 °С Б) от 2000 до 3000 °С В) от 1500 до 4000 °С Г) от 2500 до 4500 °С
3. Магма в переводе с греческого означает:
А) «густая мазь» Б) «вязкая жидкость» В)«твердая масса»
4. Материковая кора на равнинах в среднем составляет:
А) 30—40 км Б) 20—30 км В) 100—130 км Г) 130—140 км
5. Полезные ископаемые — это:
А) вещества земной коры, используемые человеком
Б) твердые вещества земной коры, используемые человеком
В) жидкие вещества земной коры, используемые человеком
6. Магматические горные породы образовались в результате:
А) накопления останков животных Б) застывания лавы В) разрушения твердых пород
Г) повышенного давления и высоких температур на большой глубине
7. К магматическим горным породам относится:
А) каменный уголь Б) гранит В) мрамор Г) песчаник
8. Неорганические осадочные горные породы могут быть:
А) глубинными Б) обломочными В) излившимися
9. Что объединяет вулканы, горячие источники, гейзеры:
А) горячая вода Б) излившаяся магма В) образование горных пород Г) вулканизм
10. В центре Земли находится:
А) мантия Б) эпицентр В) ядро Г)земная кора
11. На рисунке изображен:
1) горст 2) грабен 3) сброс
12. Какая из полезных ископаемых (горных пород) используется для получения электроэнергии:
А) базальт Б) каменная соль В) каменный уголь Г) кварцит
13. На поверхности Земли над очагом землетрясения расположен:
А) вулкан Б) гейзер В) кратер Г) жерло Д) эпицентр
14. Причиной извержения вулканов является:
А) образование магмы Б) образование трещин в литосфере
В) понижение давления в трещинах литосферы Г) все перечисленное
15. С глубиной температура в земной коре:
А) понижается Б) повышается В) не изменяется Г) понижается, затем повышается
Д) повышается, затем понижается
Задание № 12. Решите задачи.
Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли равна + 8*С, а глубина шахты 750 м.
Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли равна + 15*С, а глубина шахты 1 000 м.
Вычислите температуру в шахте, если на поверхности Земли равна - 20*С, а глубина шахты 1 000 м.
Вычислите температуру на поверхности Земли, если в шахте равна + 30*С, а глубина шахты 1 000 м.
Температура у поверхности + 24*С, а на глубине +34*С. Определите глубину шахты.
Задание № 13 на тему «Рельеф земной поверхности»
Дайте определение: Рельеф – это …………………………………………………, (в переводе с франц.) обозначает «………………», «…………..».
В рельефе выделяют формы …………… и …………...
Примеры вогнутых форм рельефа - ………………………, примеров выпуклых форм рельефа -…………………….. .
Вся совокупность неровностей земной поверхности отличается друг от друга: …………., …………….., …………………….. , …………., …………. .
Любой географический объект имеет две высоты- …………………….. и ………………..
Высоту на местности определяют …………………….., приборами …………, которые могут быть ………….. и ………………. .
Главными формами рельефа на планете являются ……………. и ………………..
Горы делят по высоте А) ……………. Б) ………………….. В) ……………… .Равнины по высоте бывают А) ………… Б) ………, В)……….. .По характеру поверхности равнины бывают А) ………………….. Б) ……………
На дне Мирового океана выделяют следующие формы рельефа
А) …………………..Б) ……………… В) ……………….. Г) …………….
12. Назовите приборы, которые применяют в изучении рельефа:
А) при изучении рельефа дна Мирового океана -…………………
Б) прибор, фиксирующий состояние земной коры -…………….
В) высоту холма можно измерить - …………………..
Г) компас – прибор для определения -…………………….
13. Определите соответствие.
Материк Горы Вершина
А) Северная Америка 1. Анды а) Джомолунгма
Б) Евразия 2. Атлас б) Мак-Кинли
В) Африка 3. Гималаи в) Тубколь
Г) Южная Америка 4. Кордильеры г) Аконкагуа
Задание № 14. Угадай –ка. Назови полезное ископаемое и впиши в нужную строчку.


lefttop Задание № 15. Придумай вопросы к кроссворду.

Задание № 16. Каких горючих полезных ископаемых нет
территории Кемеровской области?
Задание № 17. Угадай-ка
Загадки по теме «Полезные ископаемые»
1. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
2. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветом, расцветает от спички.
3. Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам сделали ножницы, ключи.
4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - она понадобится сразу.
5.Он нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже.
6. Покрывают им дороги, улицы в селении, а еще он есть в цементе. Сам он удобрение.
7. По доске он бегает, нужное дело делает. Чертил, решал, раскрошился и пропал.
8. Без нее, ребята, повар просто как без рук, и становится вся каша несъедобной вдруг.
9.Что сначала в воде родится, а потом воды боится.
10. Черен, как ворон, а греет, как Солнце.
11. Белый, как сахар, но не сладкий.  Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься.
Используя карту Кемеровской области, назовите полезные ископаемые края.


Используя карту Кемеровской области, назовите полезные ископаемые края.
Задание № 18.
1. Гималаи: а) высочайшие горы б) низкие горы
2. Горы на карте обозначаются: а) зелёным цветом б) коричневым цветом
3. В формировании рельефа участвуют: а) внутренние и внешние силы Земли
б) только внутренние силы Земли в) только внешние силы Земли
4. Высочайшая вершина мира: а) Эльбрус б) Эверест в) Косцюшка г) Народная
5. Равнины на карте обозначают: а) зелёным и желтым цветом б) коричневым цветом
Литература
Учебник А.А. Летягин, «География. Начальный курс : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.А. Летягин ; под ред В.П. Дронова. – 3-е изд., дораб. и доп. - » М.: Из-кий центр «Винтана-Граф», 2015. – 160с. : ил.
Рисунки, фотографии, значки полезных ископаемых взяты из Сети Интернета.
Летягин А.А. География : начальный курс : 5-6 классы : методическое пособие. – М. : Вентана – Граф, 2014. -240 с. – 240 с. : ил.
Юрков П.М. Географические диктанты в 5-7 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984. – 128 с., ил.