Научная статья: К вопросу изучения табличного умножения младшими школьниками
Нечаева Е.А.
К вопросу изучения табличного умножения младшими школьниками
Перед современной школой ставятся задачи неуклонно повышать качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательной деятельности учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний.
Изучая математику, младшие школьники получают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Процесс изучения табличного умножения и соответствующих случаев деления можно организовать так, чтобы учащиеся самостоятельно нашли способ вычислений, заменяя сумму одинаковых слагаемых произведением. Для этого можно создать проблемную ситуацию или задавать серию проблемных вопросов, отвечая на которые младший школьник сделает вывод о значимости первого и второго множителей, а следовательно, усвоит смысл табличного умножения как арифметического действия. Это важно, так как сегодня необходимо развивать способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учится.
Для того чтобы процесс формирования навыков табличного умножения и деления сделать наиболее интересным, запоминающимся для детей необходимо использовать различные приемы активизации познавательной деятельности младших школьников.
Мы предполагаем, такие приемы активизации познавательной деятельности младших школьников как: сообщение исторического материала, (приведение сведений образования таблицы умножения, таблицы Пифагора); работа по таблицам, матрицам, схемам; иллюстрация смысла умножения и соответствующих случаев деления примерами из жизни; использование стихов, загадок; создание проблемных ситуаций; использование дидактических игр; положительный эмоциональный фон обучения; использование тренажёров для формирования навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления. Апробация перечисленных приёмов показала, что формированию устойчивых навыков табличного умножения способствовало использование сюжетов развивающих компьютерных технологий таких как CD – «Приключение на планету чисел 2». На диске представлен сюжет, кондитер знакомит детей с таблицей умножения наглядно. Совместно с ним дети разучивают таблицу умножения. Кондитер расставляет кондитерские изделия, например, по 2 и просчитывает вслух 1 раз. Затем ведётся счёт совместно с детьми. Далее он предлагает детям разложить на столе печенье (учитель раздаёт конверты с нарисованным печеньем) по 2 штуки в ряд и определить сколько рядов получится у каждого. Далее просит посчитать, - «сколько всего печенья на столе?». Сколько печенья в 2рядах, 3 рядах, 4, 5 … 9? [1].
Особый интерес у учащихся вызывала работа с электрифицированной таблице, которая представляет собой табло, состоящее из двух частей в верхней части примеры на умножение, а в нижней части ответ. Это средство обучения можно успешно использовать на перемене или во внеурочное деятельности. Электрифицированная таблица умножения тренажёр, позволяющий каждому ученику сформировать знание таблицы умножения, а навыки применения этих знаний лучше формируются с помощью компьютерных тренажёров типа «Найти множитель», в которых учтено, что при выполнении заданий по нахождению множителей ученик должен выполнять правильно нахождение неизвестного множителя, применить знание табличного умножения и определить соответствующий случай табличного деления как действия обратного табличному умножению. Детям нравится также закреплять и проявлять свои знания табличного умножения при построении «Города умножения», который представляет собой графическую и знаковую модель таблицы умножения, где каждый столбик представлен в виде цветного домика, а произведения точками в нём.
Рассмотрим методику работы с «Городом умножения» при ознакомлении с умножением числа 2. Учитель обводит указкой 2 клетки, а дети хором называют пример: «По 2 взять 1 раз, получится 2». Учитель говорит, что произведение 2 «живёт» во второй квартире. Дети видят во второй клеточке точку, а сверху цифру 2. Учитель обводит 4 клетки. Дети называют пример: «По 2 взять 2 раза, получится 4» и видят, что точка стоит в четвёртой клетке и т.д. [3].
Другая таблица «Радужный цветок» даёт возможность вести наблюдение, опираясь на цифровой материал, а при решении задач на умножение и деление – на графический (полоски), путешествуя по «лепестку цветка» и «дуге радуги» [5].
Мы считаем, что именно использование таких приёмов, активизирующих познавательную деятельность младших школьников при изучении таблицы умножения и соответствующих случаев деления позволяет сформировать устойчивый навык выполнения табличного умножения и соответствующих случаев деления у каждого ребёнка в соответствии с его познавательными возможностями.
Список литературы:
1. Арапова, С.В. При изучении таблицы умножения [Текст] / С.В. Арапова // Начальная школа.- 1993. -№2. – 53 с.
2. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пос. для учителя. [Текст] /Н.Б. Истомина. - М: Просвещение,1985.– С. 21-29.
3. Кузька изучает табличное умножение // Начальная школа (газета), 2002. – С.14.
4. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, А.М. Фридман. – М.: Педагогика, 1983. – С.11-13.
5. Перельман, Я.И. Приемы активизации познавательной деятельности [Текст] / Я.И. Перельман // Народное образование.- 1988. -№3. – С. 38-42.
6. Савлюбаева Н.З., Шилина Н.В. В сборнике: XXIII Ершовские чтения Межвузовский сборник научных статей. отв. редактор Л.В. Ведерникова. Ишим, 2013. С.187-
6. 188Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. [Текст] / Н.Ф. Талызина.- М.: Просвещение, 1998.- С.8-17.
7. Ферман Г.В., Шилина Н.В.