Исследовательская работа — приём активизации внимания на уроках литературы
Тема работы: «Исследовательская работа - приём активизации внимания на уроках литературы».
ФИО педагога: Сенникова Ирина Анатольевна.
Название образовательного учреждения: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
(МКОУСОШ с УИОПпгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области).
Населённый пункт: пгт Мурыгино Юрьянского района.
Регион: Кировская область.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии, к числу которых относится и технология проектного обучения.
Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы должна стать исследовательская работа обучающихся. Так при использовании объяснительно-иллюстративного подхода задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Исследовательский подход “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладение методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.
Тематика и характер исследовательских работ учеников может быть различным. Например, на уроках литературы в 9 классе:
1.Роль постоянных эпитетов в поэме «Слово о полку Игореве».
2.Роль устаревшей и малоупотребительной лексики в произведениях М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
3.Роль эпитетов в сказках А.С.Пушкина.
4.Роль высокой лексики в стихотворении Е.А.Баратынского «Элегия».
5.Роль аллитерации в стихотворении А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд …».
6.Роль изобразительно-выразительных средств языка в любовной лирике А.С.Пушкина.
7.От имён мифологических божеств любви к идеальным божественным первообразам влирике А.С.Пушкина.
8.Роль старославянизмов в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
9.Роль эпитетов в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин».
10.Роль фольклорных элементов в балладах В.А.Жуковского.
Предлагаю проводить исследовательскую работу (групповую или индивидуальную), пользуясь следующим алгоритмом.
Этапы работы:
1.Постановка цели. Цель- это мысленно представленный результат.
2.Задачи (их может быть несколько). Они связаны с изучением теории вопроса, с работой над выполнением цели, с выделением этапов работы, с формулировкой гипотезы, с разработкой рекомендательных материалов по результатам исследования.
3.Выбор предмета исследования. Предмет- это часть научного исследования, который подлежит тщательному изучению.
4.Выбор научного пространства (объекта), в рамках которого ведётся исследование.
5.Выделение проблемы, т.е. теоретического вопроса, требующего решения.
6.Выдвижение гипотезы- данного изначально тезиса, предположения, выдвигаемого для объяснения какого-либо явления и требующего проверки либо на опыте, либо теоретического обоснования. (Если…, то…).
7.Определение методов исследования: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, наблюдение, изучение и т.д.
8.Оформление результатов исследования. Формулировка выводов, которые должны соответствовать теме и цели исследования.
9.Доклад по результатам исследования.
10.Подведение итогов работы над исследованием (творческий потенциал).
Это универсальный алгоритм, его можно применить для проведения нетрадиционных уроков в технологии проектного обучения, обучить теории разработки проекта, провести анализ текста художественного произведения и подготовиться к государственной итоговой аттестации. На уроке с успехом можно поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Интерес ребят к исследованию всегда тем выше, чем актуальнее их работа и чем более практическое значение она имеет.
Стараюсь, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми проблемами, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта ученика, основой для получения новых знаний. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования. Я считаю, что исследовательская работа имеет огромное значение, так как способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам, вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся, формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач, развивает личностные качества ученика, влияет на выбор будущей профессии учеников.
Исследовательская работа учащихся на уроках помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, развивает умение внимательно читать текст, погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственное аргументированное суждение. Поисковая работа учит видеть красоту и значимость художественного слова, постигать мастерство писателя в создании художественного образа, глубже понимать авторскую позицию и замысел. Исследовательская работа на уроках - это самостоятельная творческая поисковая деятельность учащихся под руководством учителя. И чем раньше начнется поисковая и исследовательская работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения ее, формировать свою точку зрения, выносить аргументированное суждение, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.
Практический опыт убеждает, что использование исследовательской работы - приёма активизации внимания на уроках литературы - позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление; помогает получить высокие баллы при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Для мониторинга результативности образовательных технологий использую входные, промежуточные и итоговые диагностики, а также методики диагностических работ Третьякова П.И.: диагностика определения зон актуального и ближайшего развития, диагностика определения уровня обученности. По результатам выходных работ прослеживается положительная динамика применения образовательных технологий: обученность -100 %, качество знаний по русскому языку - 80%, по литературе – 91%.