Учебный план кружка Фотография
Пояснительная записка
Фотография как направление эстетического воспитания школьников была очень широко распространена в системе внешкольного воспитания XX в.
В типовых и авторских программах фотостудий и фотокружков (например, Г.Н. Лукьяновой) большое количество часов отводилось на темы, связанные с техникой фотографии (определение и установка экспозиции на фотоаппарате, лабораторная обработка пленки, проекционная фотопечать) и закреплением данных навыков в лабораторных условиях.
За последние 10-20 лет фотография в нашей стране пережила качественные изменения. Появление автоматических фотоаппаратов, качественных цветных пленок, лабораторий экспресс-обработки фотоматериалов привело к тому, что изучение техники фотосъемки и химической обработки фотоматериалов на начальном этапе обучения перестало быть актуальным. Но технологическая революция в фотографии на этом не завершилась. На смену традиционной фотографии с пленкой и химической обработкой материалов идет цифровая фотография с быстрым получением изображения и широчайшими возможностями творческого изменения первоначального изображения при помощи компьютерных технологий.
Компьютерная обработка изображений реализует свободу творчества и фантазии рисовальщика и передает достоверность создаваемого изображения, присущую фотографии.
Данная программа - комплексная, предназначена для реализации возможности обучения школьников среднего и старшего возраста нескольким видам деятельности: цифровым технологиям получения и обработки изображения, наряду с изучением традиционных процессов в фотографии. По общим признакам программа рассчитана на допрофессиональную подготовку старшекласников. По целевым установкам и прогнозируемым результатам программа относится к образовательным.
Программа рассчитана на два года обучения: первый год - «технологический блок», предполагает изучение и освоение техники получения фотографии и цифровой обработки изображения; второй год обучения - «творческий». Учащиеся получают общеразвивающие знания по истории искусств, анализу характера изобразительного произведения, изучают композиционные и психологические приемы построения снимка, происходит знакомство с приемами анализа, классификации и конструирования. Данная программа предусматривает обучение фотографии и цифровой обработке изображения с нулевого уровня, предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий.
Оптимальная численность группы первого года обучения - 12 человек. Занятия на втором году обучения включают индивидуальную работу с учащимися в виде совместной с руководителем разработки темы, консультаций, помощи руководителя в анализе сделанной работы. В связи с этим количество занимающихся в группе второго года обучения не должно превышать 10.
Программа предполагает проведение занятий в форме мастер- класса с приглашением специалистов.
Одна из задач программы - обучение фотосъемке, поэтому запланировано большое количество выездов на фотосъемку, а также экскурсии в музеи и на выставки. Такие занятия проводятся для нескольких групп одновременно.
Данная программа отдает приоритет практическим работам. На теоретических занятиях изучаются только те инструменты и приемы и только в том объеме, в котором они будут использоваться в последующей практической работе. При этом целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Порядок тем составлен таким образом, чтобы каждая последующая тема давала возможность перейти на новый этап с получением новой законченной работы. После изучения основного количества тем данного цикла проходит обобщающее занятие. После таких занятий запланированы самостоятельные практические работы и теоретические тесты, часто в игровой форме, направленные не столько на проверку, сколько на закрепление обобщенного результата.
Основные методы работы с группой второго года обучения - это лекции и кураторская работа на индивидуальной основе по разработке и выполнению учащимися иллюстрированных собственными работами рефератов, презентаций, слайд-фильмов, видеозарисовок, разработок уроков в помощь руководителю. Все это позволяет приучить ребят к самостоятельной работе со специальной литературой и компьютерными программами.
Цель программы на первом году обучения: научить основным технологиям получения фотографий и цифровой обработки изображения.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
Освоение техники фотографирования и знакомство с процессами химической обработки фотоматериалов;
Освоение основных композиционных правил построения снимка;
Знакомство и освоение навыков и технологий при съемке основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет;
Приобретение знаний и навыков работы в самой распространенной компьютерной программе.
Изучение инструментов и основных операций по цифровой обработке изображений в программе графического редактора.
Результатом обучения учащихся первого года является:
владение техникой фотографирования
умение использовать в работе основные композиционные правила построения снимка,
владение навыками и технологиями съемки основных жанров фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет,
знание и умение работать в текстовом редакторе ,
владение основными операциями по цифровой обработке изображений в программе графического редактора.
Результаты обучения отражаются в коллекциях фотографий и работ учащихся, выполненных ими с применением приемов и эффектов цифровой обработки изображения.
При оценке работ учащихся обращается внимание на полноту использования приемов и эффектов, пройденных поданной теме, аккуратность выполнения и оригинальность содержания работы.
Предлагаемая программа второго и третьего годов обучения составлена по принципу больших тематических блоков, изучаемых в течение всего учебного года. Порядок чередования тем и их продолжительность устанавливаются в зависимости от склонностей учащихся, их внимания и заинтересованности.
Перед вторым годом обучения ставится цель - обучение творческому конструированию, созданию творческой и художественной фотографии, которая достигается решением следующих задач:
Приобщить к истории изобразительных искусств и к творчеству знаменитых фотографов и художников;
Научить композиционным и психологическим приемам пост роения снимка;
Познакомить с приемами анализа, классификации и конструирования снимка, картины;
Сформировать навыки анализа характера изобразительного произведения.
Результатом второго года обучения являются:
знание истории изобразительных искусств, творчества знаменитых фотографов и художников,
навыки применения композиционных и психологических приемов построения снимка,
знание и навык работы с приемами анализа, классификации и конструирования снимка, картины,
владение навыками анализа характера изобразительного произведения.
Результаты обучения наглядно представлены коллекциями работ учащихся, выполненными ими с применением приемов и эффектов цифровой обработки изображения, использующих (копирующих) конкретные стили или направления изобразительного искусства.
Критерием оценки данных работ являются: полнота коллекции в соответствии с пройденными темами; соответствие примененных приемов и эффектов содержанию работы; наличие и количество оригинальных работ (качественно выполненных работ, содержание которых не обсуждалось на занятиях).
При оценке работ учащихся обращается внимание на соответствие примененного приема или эффекта характеру произведения в целом, оригинальности содержания работы.
Реализация программы позволяет решить многие назревшие проблемы воспитания подрастающего поколения, причем не только профессионального, но и социального, духовного, нравственного, гражданского характера.
Так, изучение «технологических» блоков способствует воспитанию таких качеств характера, как аккуратность и последовательность. Именно от соблюдения порядка на рабочем месте, аккуратного обращения с аппаратурой и оборудованием, строгого выдерживания технологических операций зависит качество получаемых фотографий.
Экскурсии, фотосъемки позволяют ребятам лучше познакомиться со своим городом, понять его многообразие, определить для себя духовную, эстетическую и историческую ценность родного края.
Выполнение правил техники безопасности, дисциплинарных норм и правил, умение правильно обращаться со сложным оборудованием - это основное условие посещения занятий со временем воспитывает в ребятах функциональную грамотность.
Вселить в ребят уверенность, воспитывать в них настойчивость в достижении «большой» цели позволяет знакомство с жизнью и творчеством знаменитых людей в искусстве.
Изучение истории искусств, где передаются дух времени, традиции, основанные на определенной религии, образе жизни православного народа, создадут условия для понимания и терпимости к традициям и религиозным убеждениям других людей.
Программа способствует духовному, эстетическому развитию учёщухся. Посещение выставок фотографии и изобразительного искусства, изучение таких тем, как композиция, правила гармонии, сй^таемость цветов, форм и линий; знакомство с историей искусств, основными направлениями и стилями современного искусства - все это р^Ьширяет художественный кругозор ребят, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.
При составлении программы кружка «Арт-фотограф» за основу взята программа Фрост Л. Современная фотография .
Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:
УМК соответствует учебному плану школы по количеству часов, отведенных на изучение курса.
УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы.
Достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ.
Учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.
Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время или дома.
УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.
Большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.
Цели изучения курса
Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентация учащихся.
С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на снимках.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей деятельности кружка.
Цели и задачи курса:
Образовательные:
Привлечь детей к занятию фотографией.
Повышать уровень мастерства учащихся.
Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
Укрепление дружбы между учащимися.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ
Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации
Развивать у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и выполнения возложенных обязательств
Воспитывающие:
Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией
Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои ошибки;
Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач
Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт
проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных цифровых средств;
коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
Образовательные результаты
В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
как сделать отличную фотографию;
какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;
что такое светочувствительность, баланс белого, диафрагма и т.д. методы;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
Редактировать изображения в растровом графическом редакторе:
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
сохранять выделенные области для последующего использования.
В конце изучаемого курса учащиеся могут:
защитить реферат, доклад;
представить свои портфолио;
представить обработанные фотографии;
оформить школьную газету с помощью импортированных изображений в документ издательской системы.
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике, получение секреты фотографов-репортажников. Постоянное участие всех учеников в учебном процессе.
Межпредметные связи
Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции:, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем.
Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.
Учебный план фотография
Рассчитан на 1 год обучения
72 часа в год 2 часа в неделю
Учебно-тематический план.
№
Разделы
Год обучения
I
Введение, История фотографии
3
Знакомство с фототехникой, основные режимы съемки
10
Основные настройки фотокамеры
Компоновка кадра
Жанры фотографии и их особенности
Массовые мероприятия, подготовка к выставкам,
итоговое занятие, зачет (защита своих проектов)
Итого:
72 часа
№ п/п
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
1
1
-
Знакомство с фототехникой, основные режимы съемки
2
О зеркальных камерах
2
2
-
3
Снимаем, не отвлекаясь. Программный режим (P)
2
1
1
4
Свет в
4
1
3
6
3
1
2
8
2
1
1
9
11
1
10
10
11
1
10
11
6
-
6
12
2
0,5
1,5
13
2
0,5
1,5
14
4
-
4
15
2
-
2
16
2
-
2
17
2
2
18
14
5
9
19
1
-
1
Список литературы:
1. Л. Дыко. «Основы композиции в фотографии». М., 1977.
2. С. Пожарская. «Фотомастер». М., 2002.
3. Л. Дыко «Беседы о фотографии». М., 1977.
4. А. Лапин. «Фотография как». М., 2004.
5. «Новая история фотографии» под ред. М. Фризо.. М., 2008.
15