Программа кружка Увлекательное программирование в скетч ( для 9-13 лет) 72 часа
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования детей научно-технической направленности «Увлекательное программирование» составлена на основе авторской программы «Творческие задания в среде программирования Скретч», которая входит в сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3 – 6 классы» / М.С. Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 128 с.: ил. Программа модифицирована.
Программа предполагает обучение детей 9-13 лет.
Срок реализации программы 1 год, всего 72 часа.
Цель: сформировать у учащихся базовые представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма; организовать проектную научно-познавательную деятельность творческого характера; сформировать у школьника познавательный интерес к учёбе и исследовательские навыки.
Занятия направлены на решение следующих задач.
Задачи программы:
Обучающие:
овладеть навыками составления алгоритмов;
овладеть понятиями «объект», «событие», «управление», «обработка событий»;
изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
сформировать представление о профессии «программист»;
сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;
познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов, интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных презентаций.
Развивающие:
способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
развивать внимание, память, наблюдательность; познавательный интерес;
развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;
развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитательные:
формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;
развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;
формировать умение демонстрировать результаты своей работы.
Общая характеристика курса
Мы живем в век информатизации общества. Информационные технологии проникают в нашу жизнь с разных сторон. Одно из самых удивительных и увлекательных занятий настоящего времени - программирование.
Обучение основам программирования школьников должно осуществляться на специальном языке программирования, который будет понятен детям, будет легок для освоения и соответствовать современным направлениям в программировании.
В данном курсе предполагается вести изучение программирования в игровой, увлекательной форме.
Scratch – это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков.
Scratch – это мультимедийная система. Большая часть операторов языка направлена на работу с графикой и звуком, создание анимационных и видеоэффектов. Манипуляции с медиаинформацией – главная цель создания Scratch.
Основные особенности Scratch
Блочное программирование. Для создание программ в Scratch, вы просто совмещаете графические блоки вместе в стеках. Блоки сделаны так, чтобы их можно было собрать только в синтаксически верных конструкциях, что исключает ошибки. Различные типы данных имеют разные формы, подчеркивая несовместимость. Вы можете сделать изменения в стеках, даже когда программа запущена, что позволяет больше экспериментировать с новыми идеями снова и снова.
Манипуляции данными. Со Scratch вы можете создать программы, которые управляют и смешивают графику, анимацию, музыку и звуки. Scratch расширяет возможности управления визуальными данными, которые популярны в сегодняшней культуре например, добавляя программируемость, похожих на Photoshop фильтров.
Совместная работа и обмен. Сайт проекта Scratch предлагает вдохновение и аудиторию: вы можете посмотреть проекты других людей, использовать и изменить их картинки и скрипты, и добавить ваш собственный проект. Самое большое достижение это общая среда и культура, созданная вокруг самого проекта.
Scratch предлагает низкий пол легко начать; высокий потолок -возможность создавать сложные проекты; и широкие стены поддержка большого многообразия проектов. В работе над Scratch уделили особое внимание простоте, иногда даже в ущерб функциональности, но с целью большей доступности.
Когда учащиеся работают над проектом в Scratch, они имеют шанс выучить важные вычислительные концепции, такие как повторения, условия, переменные, типы данных, события и процессы. Scratch уже был использован для представления этих понятий детям различных возрастов, от элементарной школы до колледжа. Некоторые студенты перешли от традиционных, текстовых, языков программирования, после того, как им показали программирование в Scratch.
Scratch - это проект с открытым исходным кодом, но с «закрытой» командой разработчиков. Исходный код доступен в свободном доступе, но приложение разрабатывается маленькой командой ученых из MIT Media Lab.
Одной из главных концепций языка Scratch, является развитие собственных задумок с первой идеи до конечного программного продукта. Для этого в Scratch имеются все необходимые средства:
– стандартные для языков процедурного типа: следование, ветвление, циклы, переменные, типы данных (целые и вещественные числа, строки, логические, списки динамические массивы), псевдослучайные числа;
– объектно-ориентированные: объекты (их поля и методы), передача сообщений и обработка событий;
– интерактивные: обработка взаимодействия объектов между собой, с пользователем, а также событий вне компьютера (при помощи подключаемого сенсорного блока);
– параллельное выполнение: запуск методов объектов в параллельных потоках с возможностью координации и синхронизации;
– создание простого интерфейса пользователя.
Актуальность и новизна программы.
Актуальность программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у детей стойкий интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования.
Изучение языка значительно облегчает последующий переход к изучению других языков программирования. Преимуществом Scratсh, среди подобных сред программирования, также является наличие версий для различных операционных систем: для Windows, Mac OS, GNU/Linux. В настоящее время имеет смысл рассматривать программы с открытым кодом, что позволяет сформировать у учащихся более широкое представление о возможностях работы с цифровой техникой.
Скретч свободно распространяемая программа, скачать которую можно, к примеру, с сайта: http://info.scratch.mit. edu/Scratch 1.4 Downloаd.
Аспект новизны заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной.
Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу «Увлекательное программирование» практически значимой для современного школьника, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Все задания расположены по возрастанию степени их сложности. Доступная детям практическая деятельность помогает избежать умственного переутомления.
Организация деятельности учащихся:
формы организации деятельности обучающихся:
групповые,
индивидуальные;
методы обучения
словесные методы (лекция, объяснение);
демонстративно-наглядные (демонстрация работы в программе, схем, скриптов, таблиц);
проектные методы (разработка проекта по спирали творчества, моделирование, планирование деятельности)
работа с Интернет - сообществом (публикация проектов в Интернет - сообществе скретчеров).
объяснительно – иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
частично-поисковые методы обучения (участие детей в
коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Отличительные особенности. Данная программа обучения основана на
преимуществах дополнительного образования и призвана дать необходимые знания и
умения в области изучения компьютерных технологий для школьников, а также выявить
способных, талантливых детей и развить их способности, дает большие возможности для творческого развития детей, предусматривая индивидуальный подход к ребенку.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
состоит в том, что изучая программирование в среде Scratch, у обучающихся
формируется не только логическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа;
создаются условия для активного, поискового учения, предоставляются широкие
возможности для разнообразного моделирования.
Набор обучающихся – свободный, по желанию детей и их родителей.
Режим организации занятий:
общее количество часов в год 72 часа;
количество часов в неделю 2 часа.
Прогнозируемые результаты.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
оценивать правильность выполнения учебной
·задачи, собственные возможности ее решения;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
на формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Требования к уровню освоения материала.
В результате школьник, участвующий в проектной научно-познавательной деятельности, будет:
Знать:
отдельные способы планирования деятельности;
составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;
составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий;
разбиение задачи на подзадачи;
распределение ролей и задач в группе;
Уметь:
составить план проекта, включая: выбор темы; анализ предметной области; разбиение задачи на подзадачи; проанализировать результат и сделать выводы;
найти и исправить ошибки;
подготовить небольшой отчет о работе; публично выступить с докладом;
наметить дальнейшие пути разв ития проекта;
Получат навыки:
работы в группе;
ведения дискуссии;
донесения своих мыслей до других.
Получат возможность:
постепенно учиться программированию;
реализовать свои творческие порывы;
участвовать в интерактивном процессе создания игр и анимирования разнообразных историй как индивидуально, так и вместе со своими сверстниками из разных стран;
получать живой отклик от единомышленников; оценить свои творческие способности.
Учебно-тематический план.
номер
Наименование темы
Количество часов
Теория
Практика
Формы контроля
1
Знакомство со средой Scratch
2
2
2
Создание собственного спрайта
2
Управление спрайтами.
8
4
4
Создание проектов
3
Циклы.
6
3
3
Создание проектов
4
Создание анимационных проектов.
6.
3
3
Создание проектов
5
Разветвляющие алгоритмы.
8
4
4
Создание проектов
6
Случайности по заказу.
4
2
2
Создание проектов
7
Запуск и самоуправление спрайтов спрайтов
8
4
4
Создание проектов
8
Переменные и рычажки
8
4
4
Создание проектов
9
Списки.
8
4
4
Создание проектов
10
Музыка чисел.
4
2
2
Создание проектов
11
Свободное проектирование.
10
5
5
Защита собственного проекта
72
36
36
Содержание программы.
Знакомство со средой Scratch.
Теоретические знания и умения:
Знакомство со средой программирования Scratch. Интерфейс Scratch. Главное меню Scratch. Понятие алгоритма, способы записи алгоритма. Понятие спрайта и объекта. Коллекции спрайтов и фонов. Использование интернета для импорта объектов. Особенности графического редактора среды Scratch.
Практическая работа:
Установка программы Scratch, составление алгоритмов. Изучение интерфейса среды. Создание и редактирование спрайтов и фонов для сцены, создание новых спрайтов и сцен. Поиск, импорт и редактирование спрайтов из интернета. Сохранение и открытие проектов.
Управление спрайтами.
Теоретические знания и умения:
Команды и блоки. Программные единицы: процедуры и скрипты. Навигация а среде Scratch. Система координат. Оси координат. Команды управления. Градусная мера угла. Средства рисования группы перо. Знакомство с правильными геометрическими фигурами.
Практическая работа:
Определение координат спрайта. Ориентация по координатам. Проект «Робот рисует», «Кругосветное путешествие Магелана».
Циклы.
Теоретические знания и умения:
Понятие цикла. Команда повторить. Конструкция всегда. Управление курсором движения. Команда повернуть в направлении.
Практическая работа:
Рисование узоров и орнаментов. Проект «берегись автомобиля». Проект «Гонки по вертикали». Проект «Полет самолета».
Создание анимационных проектов.
Теоретические знания и умения:
Анимация. Этапы создания проекта. Смена костюмов.
Практическая работа:
Проект «Осьминог». Проект «Девочка, прыгающая на скакалке». Проект «Бегущий человек». Создание мультипликационного сюжета «Кот и птичка».
Разветвляющиеся алгоритмы.
Теоретические знания и умения:
Знакомства с командами ветвления. . Понятие условия. Простые и составные условия. Сенсоры. Блок если. Выполнение скриптов с ветвлением. Вложенные команды ветвления.
Практическая работа:
Проект «Осторожно лужи». Проект «Управляемый робот».
Игры «Лабиринт», «Опасный лабиринт». Проект «Хождение по коридору». Проект «Слепой кот». Проект «Тренажер памяти».
Случайности по заказу.
Теоретические знания и умения:
Датчик случайных чисел, сенсоры.
Практическая работа:
Проект «Кошки-мышки». Проект «Цветок». Проект «Таймер»
Запуск и самоуправление спрайтов.
Теоретические знания и умения:
Запуск спрайтов с помощью клавиатуры. Запуск спрайтов с помощью мыши. Передача сигналов. Датчики.
Практическая работа:
Проект «Переродевайка». Проект «Дюймовочка». Проект «Лампа». Проект «Презентация»
Переменные и рычажки.
Теоретические знания и умения:
Переменные. Типы переменных. Рычажки.
Практическая работа:
Игра «Голодный кот». Проект «Цветы». Проект «Правильные многоугольники»
Списки.
Теоретические знания и умения:
Понятие списка. Элементы списков. Создание списка. Добавление и удаление элементов в список.
Практическая работа:
Проект «Гадание». Проект «Назойливый собеседник». Проект «интерактивный собеседник». »Проект «Тест». Игра «Угадай слово».
Музыка чисел.
Теоретические знания и умения:
Знакомство с музыкальными возможностями Scratch. Громкость. Тон. Тембр. Запись звука. Форматы звуковых файлов. Озвучивание проектов Scratch.
Практическая работа:
Проект « музыкальный инструмент». Проект «Композитор»
Свободное проектирование.
Теоретические знания и умения:
Знакомство с этапами проектирования. Составление таблицы объектов, их свойства и взаимодействие. Создаём собственную игру, мультфильм. Хранилище проектов.
Практическая работа:
Включение в деятельность обсуждения проектов. Публичные презентаций результатов деятельности
Методическое обеспечение программы дополнительного образования.
Раздел
Формы занятий
Приёмы и методы
Основные умения
Техническое оснащение
Диагностические материалы к контролю
Знакомство со средой Scratch
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Познакомиться со средой программирования Scratch. Уметь создавать и редактировать спрайты и фоны для сцен. Выполнять и сохранять проекты.
Компьютер
Управление спрайтами.
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Знать навигацию в среде Scratch, систему координат, команды управления, средства рисования группы перо. Уметь составлять проекты.
Компьютер
Циклы.
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Уметь составлять алгоритмы и проекты с циклами.
Компьютер
Создание анимационных проектов.
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Знать этапы создания проектов.
Уметь применять анимацию в проектах.
Компьютер
Разветвляющие алгоритмы.
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Уметь составлять алгоритмы и проекты с ветвлением.
Компьютер
Случайности по заказу.
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Уметь применять датчики случайных чисел и сенсоры в проектах.
Компьютер
Запуск и самоуправление спрайтов спрайтов
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Знать понятие датчиков. Уметь запускать спрайты в проектах с клавиатуры и с помощью мыши.
Компьютер
Переменные и рычажки
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Знать понятия переметных и рычажков.
Уметь применять их в проектах.
Компьютер
Списки.
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Знать понятия списки. Уметь применять их в программах.
Компьютер
Музыка чисел.
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа
Уметь создавать музыкальные проекты.
Компьютер
Свободное проектирование.
Учебно-практическая, творческие занятия
Объяснение, упражнение, практическая работа, выступление
Уметь создавать проекты и представлять их.
Компьютер
Литература и материалы для учителя:
Сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3 – 6 классы» / М.С. Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 128 с.: ил.
Ю.В. Пашковская «Творческие задания в среде Scratch» . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.: ил.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Переводчик: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программирование для детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2015 г.
Интернет-ресурсы
http://scratch.mit.edu – официальный сайт Scratch
http://letopisi.ru/index.php/Скретч - Скретч в Летописи.ру
http://setilab.ru/scratch/category/commun - Учитесь со Scratch
13PAGE 15
13PAGE 14715
15