Программа коррекционно-развивающих занятий Академия младшего школьника
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 10»
РАССМОТРЕНО
и согласовано на заседании
педагогического совета
Протокол от 31.08.2015 г. № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГКСКОУ СКШИ 8 вида 10
_____________________Л.Ю.Созинова
Приказ от 31.08.2015 г №_______
Рабочая адаптированная программа
Коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
«Академия младшего школьника»
1-4 класс
2015-2016 учебный год
Учитель-дефектолог: Нейман Я.Е.
г. Бикин
Пояснительная записка
Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения обучающегося с легкой умственной отсталостью в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.
Коррекционно-развивающая программа «Учись учиться», ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей имеющих низкий уровень познавательного развития, обучающихся по специальной коррекционной программеVIII вида.
Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на формирование социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья учащихся.
Цель программы: Выявление и коррекция нарушений когнитивных процессов, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций, их преодоление и предупреждение путём специального коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- Углубить и расширить знания учащихся исходя из интересов и специфики их способностей;
- Формировать навыки учебной деятельность;
- Учить пользоваться школьными принадлежностями.
Развивающие:
- Формировать и развивать логическое мышление;
- Корригировать и развивать внимание (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- Корригировать и развивать память (формировать навыки запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- Корригировать и развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
- Развивать психологические предпосылки овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
Воспитательные:
- Формировать духовно-нравственную культуру;
- Формировать положительную мотивацию к обучению;
- Формировать адекватную самооценку, объективное отношение ребёнка к себе и своим качествам;
- Формировать умение работать в группе (при групповых занятиях).
Курс коррекционно-развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Принципы реализации программы:
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать, как последовательность сменяющих друг друга возрастов
Принцип коррекции «сверху вниз».
Принцип коррекции «снизу вверх». При его реализации в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.
Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач.
Он базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет выбор средств и способов достижения цели, пути и способы их реализации и тактику проведения коррекционной работы.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Этот принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности с другой.
Принцип комплексности методов психологического воздействия. Этот принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.
Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого к максимально сложному. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность ребенку испытать радость преодоления.
Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Критерии отбора:
- согласно диагностическим исследованиям познавательного развития учащихся;
- учащимся с умственной отсталостью согласно заключениям ПМПК (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основании специальных (коррекционных) программ VIII вида.
Организационные моменты по реализации программы.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с задержкой психического развития в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 4 обучающихся. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом журнале. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся 5-6 уроки; часть коррекционно-развивающей работы вынесена во вторую половину дня. На занятия с группой и индивидуальные занятия обучающихся отводится, как правило, 15 – 20 минут. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Количество занятий: 1-3 класс индивидуально-3 раза в неделю: 4 класс-групповое-4 раза в неделю.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от дефекта и степени усвоения материала детьми. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса упражнений, направленных на устранении специфических нарушений. На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над выполнением коррекционных упражнений.
Формы организации процесса коррекционного обучения: индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
Метод наблюдения:
-является одновременно методом познания и психологического исследования;
-дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации.
Метод словесного обучения:
-беседа (проверка прочности и сознательности усвоения учебного материала, развитие самостоятельности суждений);
-объяснение (метод сообщения новых знаний).
Метод экспериментальной и дифференциальной психологии:
-экспериментальный метод проверки своих личностных и познавательных особенностей (самооценки, самоконтроля в общении и т.д.)
Методы психической саморегуляции и тренировки психических функций:
-аутогенная тренировка;
- релаксация.
Метод «Активного слушания»:
-анализ проблемы говорящего, активное слушание помогает понять - ЧТО стоит за тем или иным высказыванием человека, помогает посмотреть на мир «сквозь его очки», показывает, насколько мы внимательны к собеседнику.
-чтобы убедиться в правильности своего понимания собеседника необходимо ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ТО, ЧТО сказал собеседник: «Таким образом...», «Говоря другими словами...», «Если я правильно понял...» - и далее своими словами изложить суть проблемы собеседника. Активное слушание помогает детям воспринимать свои эмоции естественно, учит: чувства - это друзья. Помогает осознанию реальных или подразумевающихся проблем, дает начало процессу их разрешения. И, что очень важно, - НЕ ОСТАВЛЯЕТ РЕБЕНКА ОДИН НА ОДИН СО СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ!
Метод «Я-высказывание» («Я-сообщение», «Я-замечание»): передает действительное положение вещей, оно содержит минимум отрицательной оценки, не причиняет обиды ребенку, не вызывает у него реакцию защиты. Ребенок свободен; его энергия направлена не на то, чтобы обижаться, возмущаться, злиться, а на то, чтобы попробовать проявить внимание и заботу и исправить ситуацию.
Планируемый результат.
1-2 класс:
Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти, мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже возрастной нормы уровень познавательных БУД.
Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.
Личностные учебные действия:
Осознание себя как ученика,
Заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Понимание личной ответственности за свои поступки,
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель
·ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель
·класс);
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
Обращаться за помощью и принимать помощь;
Слушать и понимать инструкцию к заданию;
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Регулятивные учебные действия:
Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
Устанавливать видородовые отношения предметов;
Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
Читать; писать; выполнять арифметические действия;
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных и на бумажных и электронных и других носителях).
3-4 класс:
Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.
Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе (при групповых формах работы).
Общая структура программы.
1 блок – Диагностический – Вначале курса занятий проводиться диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
2блок - Коррекционно-развивающие занятия –Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального напряжения, формирование и развитие БУД, развитие психических процессов.
3 блок – Диагностический - По окончанию курса занятий проводиться диагностика динамики коррекции развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.
Диагностическая база.
Планирование контроля. Предположительные сроки проведения диагностики: 2-15 сентября, 1 мая – 15 мая.
Разделы
Содержание
Примерные задания
Методики
Зрительное восприятие
- узнавание и называние реалистических, в перевернутом ракурсе, зашумленных, наложенных, недорисованных изображений
- самостоятельное составление описательного рассказа по рассматриваемой картине
- установление причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок
- «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры»
- восприятие сюжетной картинки
- восприятие серии сюжетных картинок
- «Разрезные картинки»
- «Сюжетные «вкладки»
1 Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002
2. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.
3. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005
4. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998
Ознакомление с окружающим миром, пространственно-временная ориентировка
- умение ориентироваться в ближайшем окружении
- временная ориентировка
- сведения об окружающем
- ориентировка в схеме тела и ближайшем пространстве
- называние и показ местоположения фигур
- определение частей суток, времен года, последовательности, признаков, месяцев,
дни недели
- понимание сложных логико-грамматических конструкций
- беседа об окружающем мире
1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.
2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002
3. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998
Развитие мелкой моторики
- выявление уровня графического навыка
- зрительно-моторная
координация
- общая моторика
- графические пробы
- анализ школьных тетрадей
1. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал, М.В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева, Москва – Воронеж, 2002
Мышление
- конструирование
- установление причинно-следственных зависимостей
- понимание скрытого смысла
- обобщение
- «Сложи картинку»
(без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания)
- «Сложи узор» (Кубики Никитина, кубики Коса»)
- выбор по аналогии
- «Дополни набор» («9-я клеточка»)
- «Продолжи ряд» (установление закономерности)
- исключение предметов («4-й лишний»)
- предметная классификация
- сравнение понятий
- понимание картин со скрытым смыслом, с изображением нелепых ситуаций, серии картин, связанных единым сюжетом
- понимание метафор, пословиц и поговорок
- простые и сложные аналогии
- выделение существенных признаков
1. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002
2. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998
3.Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей С.Д. Забрамная, «Просвещение», 1995
4. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»
5. Тест умственного развития младшего школьника / Е.М.Борисова, В.П. Арсланьян., Психологический институт РАО, М., 1997
6. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. Л.И. Переслени, «Айрис Пресс», М.,2006
7. Диагностика познавательной сферы ребенка. Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова, «Роспедагенство», М., 1994
Содержание изучаемого курса.
4класс (136 часов)
ДИАГНОСТИКА – 15 часов
ВОСПРИЯТИЕ- 46 часов
Восприятие особых свойств предметов. - 6 часов.
Тактильно-двигательное восприятие – 7 часов.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. - 5 часов
Развитие слухового восприятия. 5 часов
Восприятие пространства. 11 часов
Восприятие времени. 12 часов
МОТОРИКА И ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ- 12 часов.
ВНИМАНИЕ- 8 часов
ПАМЯТЬ- 9 часов
МЫШЛЕНИЕ- 20 часов
ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА -9 часов
ДИАГНОСТИКА- 15 часов
Класс (136 часов)
№
п/п
Темы коррекционно-развивающих занятий
Кол-во часов
Содержание работы
Информационное сопровождение
Дата
ДИАГНОСТИКА
Обследование
15
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка.
Диагностика внимания
Диагностика памяти:
Диагностика мышления:
Диагностика восприятия
Диагностика зрительно-моторной координации:
Диагностика эмоционально-волевой сферы
Методики
2.09-15.09
ВОСПРИЯТИЕ(46 часов)
Восприятие особых свойств предметов.( 6 часов)
Формирование восприятия особых свойств предмета (Вкусовых)
1
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).
- Домашняя Школа Монтессори «Вижу, слышу, чувствую» Сумнительная С.И. изд. Карапуз
- Уроки для самых маленьких «Сравни противоположности»
- Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Формирование восприятия особых свойств предмета. (На вес)
1
Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение ощущений.
Формирование восприятия особых свойств предмета. (Форма. Величина предмета)
1
Развивать умение различать величины: Длинный-короткий, тонкий-толстый.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Развитие восприятия особых свойств предмета. (Дифференциация вкусов)
1
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий-слаще, кислый – кислее и т.д.), словесное обозначение.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Формирование восприятия особых свойств предмета. (Вес предмета, величина не постоянная)
1
Упражнения в измерении веса предметов на весах.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Формирование восприятия особых свойств предмета. (Противоположные свойства предмета)
1
Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный - полезный).
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Тактильно-двигательное восприятие (7 часов)
Формирование тактильно-двигательного восприятия.
1
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
1
Определение на ощупь формы предмета.
Развитие тактильно- двигательного восприятия.
«Давай слепим»
1
Работа с пластилином.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Формирование тактильно-двигательного восприятия.
1
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Развитие тактильно- двигательного восприятия.
1
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).
1
Определение на ощупь предметы
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Развитие тактильно- двигательного восприятия.
«Пазл»
1
Игры с мелкой мозаикой.
Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (5 часов)
Формирование, развитие и коррекция зрительного восприятия.
1
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование, развитие и коррекция зрительного восприятия.
1
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование, развитие и коррекция зрительного восприятия.
1
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование, развитие и коррекция зрительного восприятия.
1
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование, развитие и коррекция зрительного восприятия.
1
Конструирование сложных форм предметов (мелкиепазлы, конструктор).
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Восприятие пространства (11 часов)
Формирование пространственных представлений.
«Я и пространство вокруг меня»
1
Ориентировка на собственном теле.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович.
Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве»
Папка дошкольника «Найди по схеме»
Формирование пространственных представлений.
«Левый, правый»
1
Выполнение практических упражнений по рабочей тетради.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. - Как преодолеть трудности в обучении детей (Практическая психология)
Формирование пространственных представлений.
1
Игра «Что, где?»
Упражнение 1
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова
Формирование пространственных представлений.
Игра «Кто где стоит?»
1
Закрепление понятии правый и левый.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович
Формирование пространственных представлений.
Упражнение «Выполни задание»
1
Правильное обозначении положения предметов по отношению к себе.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович
Формирование пространственных представлений.
Игра «Нарисуй».
1
Ориентировка в пространстве, используя слова «около», «рядом», «между».
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович.
Формирование пространственных представлений.
«Лабиринты»
1
Употребляя предлоги «за», «из», «под», положить предмет.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. - Как преодолеть трудности в обучении детей (Практическая психология)
Формирование пространственных представлений.
Дорога от дома до школы.
Правила перехода улицы.
1
Проверка знаний правил дорожного движения [TEST 32]
Решение анаграмм [ANAGRAMM 10]
Дорожные знаки [COMBINE 182] ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Формирование пространственных представлений.
Игра «В гостях у Джерри»
1
Продолжать формировать пространственные представления;
Развивать зрительно-двигательную координацию;
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование пространственных представлений.
Игра в тетради «Повторяй за мной»
1
Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; учить выполнять задания под диктовку; учить двигаться во время задания от указанной точки в том направлении, которое называет педагог.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование пространственных представлений.
Игра «Нарисуй фигуру»
1
Продолжать учить детей ориентироваться на тетрадной странице; работать без образца, пользуясь словесной инструкцией
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Восприятие времени (12 часов)
Формирование временных представлений
«Совушка»
1
Закрепляем понятие часть суток.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. - Игровые зан. по развитию памяти, внимания, мышления и вообр. у дошк. (Растем умными) – 2008
Папка дошкольника «Знакомимся со временем»
Формирование временных представлений
«Завтрак, обед, ужин»
1
Последовательность событий (смена времени суток).
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович.
Формирование временных представлений
«Машина времени»
1
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. - Игровые зан. по развитию памяти, внимания, мышления и вообр. у дошк. (Растем умными) - 2008
Формирование временных представлений
1
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович 2002г.
Формирование временных представлений
«Порядок месяцев в году»
1
Работа с календарем.
Формирование временных представлений
«Времена года»
1
Обсуждение, анализ, закрепление понятий о временах года
Цикл специализированных компьютерных программ» Институт коррекционной педагогики РАО, 2006
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. - Игровые зан. по развитию памяти, внимания, мышления и вообр. у дошк. (Растем умными) – 2008
Папка дошкольника «Знакомимся со временем»
1
Работа с календарем и моделью календарного года. Закрепление понятий.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование временных представлений
1
Знакомство с часами (циферблат, стрелки).
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г
Папка дошкольника «Знакомимся со временем»
Формирование временных представлений
Меры времени (секунда, минута, час, сутки).
Игра с моделью часов
1
Установление соответствия между видами деятельности школьника и временем их выполнения [MEETING 91]
Установления порядка выполнения режима дня [SENTENCE 31]
Решение кроссворда [CROSSWRD 5] РЕЖИМ ДНЯ УЧЕНИКА
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Формирование временных представлений
Определение времени по часам.
1
Определение количества часов по часовой стрелке [COMBINE 58] СКОЛЬКО ЧАСОВ?
Определение количества минут по минутной стрелке [COMBINE 59] СКОЛЬКО МИНУТ?
Определение количества часов и минут, которое показывают часы [COMBINE 59] КОТОРЫЙ ЧАС?
Половина и четверть часа [COMBINE 119] СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ?
Определение времени суток [MEETING 92]
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Формирование временных представлений
1
Последовательность основных жизненных событий.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование временных представлений
1
Возраст людей.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова
Развитие слухового восприятия.(5 часов)
Развитие фонематического восприятия.
1
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович.
Развитие фонематического восприятия.
1
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович.
Развитие фонематического восприятия.
1
Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович.
Развитие фонематического восприятия.
1
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович
Развитие фонематического восприятия.
Дидактическая игра «Угадай по голосу».
1
Определение на слух говорящего.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высших учеб.заведений /А.В. Семенович
МОТОРИКА И ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ (12 часов)
Формирование и развитие макромоторики.
1
Развитие точности движений.
Чистякова М.И. Психогимнастика
Формирование и развитие макромоторики.
1
Упражнения на синхронность работы обеих рук.
Чистякова М.И. Психогимнастика
Формирование и развитие макромоторики.
Координации движений.
1
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).
Чистякова М.И. Психогимнастика
Формирование и развитие макромоторики.
1
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
Чистякова М.И. Психогимнастика /
Формирование и развитие мелкой моторики.
1
Совершенствование точности мелких движений рук.
Пальчиковые игры. Смолянский О.В.
Формирование и развитие мелкой моторики.
1
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Пальчиковые игры. Смолянский О.В., 2010 ООО «1-С Паблишинг».
Формирование и развитие мелкой моторики.
1
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование и развитие графомоторных навыков.
1
Штриховка в различных направлениях и рисование по трафарету.
Чистякова М.И. Психогимнастика
Формирование и развитие графомоторных навыков.
1
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.
Чистякова М.И. Психогимнастика
Формирование и развитие графомоторных навыков.
1
Графический диктант с усложненными заданиями.
Чистякова М.И. Психогимнастика
Формирование и развитие графомоторных навыков.
1
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
Формирование и развитие графомоторных навыков.
1
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова.
ВНИМАНИЕ (8 часов)
Формирование и развитие внимания.
Игра «УКАЖИ КАРТИНКУ»
2
Упражнение 1-5 [READ 1]
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Формирование и развитие внимания.
Игра «Найди пару»
1
Нахождение одинаковых картинок
Упражнение1-15 [PECSESO1-15]
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Формирование и развитие внимания.
Игра «ПРОДОЛЖИ УЗОР»
1
Построение орнаментов по заданному шаблону [DESIGN]
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Формирование и развитие внимания.
«Перепутанные линии»
2
Ваша задача проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца".
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей»
Формирование и развитие внимания.
«Арифметический диктант»
1
Записать примеры по инструкции педагога
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей»
Формирование и развитие внимания «Корректурная проба»
1
Вычеркивать одинаковые буквы или символы на время.
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей»
ПАМЯТЬ (9 часов)
Коррекция и развитие памяти
«Выполни движения»
1
Повторение движений
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. - Игровые зан. по развитию памяти, внимания, мышления и вообр. у дошк. (Растем умными) - 2008
Коррекция и развитие памяти
«Кот Василий»
1
«Читаем и запоминаем» Сиварева Т.Л.
Коррекция и развитие памяти
«Что? Когда? Где? Почему? Как?»
1
Упражнение 42.
Читаем текст вслух, отвечаем на вопросы.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. - Как преодолеть трудности в обучении детей (Практическая психология)
Коррекция и развитие памяти
«Запомни порядок»
1
Запоминаем местонахождение
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. - Игровые зан. по развитию памяти, внимания, мышления и вообр. у дошк. (Растем умными) - 2008
Коррекция и развитие памяти
«Упражняйка»
1
Вся дошкольная программа «Внимание и память»
Коррекция и развитие памяти
«Запоминаем»
1
ТЕСТ
«Готов ли ты к школе?» Игра «Забавы в картинках»
Коррекция и развитие памяти
«Летние забавы»
1
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. - Развитие речи детей 4-5 лет. Весна-лето (Беседы по картинкам)
Коррекция и развитие памяти
Игра «Запомни меня»
1
Упражнение 30-33
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Коррекция и развитие памяти
Игра «Кубики»
1
Упражнение 1-10
[CUBES 1-10]
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
МЫШЛЕНИЕ (20 часов)
Формирование и развитие мышления
«Какое оно?»
1
Упражнение 29
Осознание словесного материала.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. - Как преодолеть трудности в обучении детей (Практическая психология)
Формирование и развитие мышления
«Для чего это?»
1
Упражнение 53
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. - Как преодолеть трудности в обучении детей (Практическая психология)
Формирование и развитие мышления
"Нелогичные ассоциации'
1
Упражнение 38
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. - Как преодолеть трудности в обучении детей (Практическая психология)
Формирование и развитие мышления
Умная сказка «Колобок»
1
Электронная книга с заданиями Умная сказка «Колобок»
Формирование и развитие мышления
Умная сказка «Маша и три медведя»
1
Электронная книга с заданиями Умная сказка «Маша и три медведя»
Формирование и развитие мышления
Умная сказка «Теремок»
1
Электронная книга с заданиями Умная сказка «Теремок»
Формирование и развитие мышления
Умная сказка «Три поросенка»
1
Электронная книга с заданиями Умная сказка «Три поросенка»
Формирование и развитие мышления
«Правильно или не правильно»
1
В.В. Глебова Дидактическое пособие
Формирование и развитие мышления
«Занимательная логика»
1
Измеряем и сравниваем. Занимательная логика. Г.И. Просветов»
Выполнять упражнения.
Формирование и развитие мышления
«Мыслитель»
1
Игра «Забавы в картинках»
«Логика» Давай договоримся. Т.А.Рудченко
«Готов ли ты к школе?» Игра «Забавы в картинках»
Формирование и развитие мышления
«Демисезонная одежда»
1
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. - Развитие речи детей 4-5 лет. Весна-лето (Беседы по картинкам)
Формирование и развитие мышления
«Недостающие предметы»
1
Найти чего не хватает на картинке
Белопольская Н.Л. - Недостающие предметы
Формирование и развитие мышления
«Назови одним словом»
1
Учащихся просят заменить несколько слов одним общим словом
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей»
Формирование и развитие мышления
«Конкретизация понятий»
1
Нужно назвать как можно больше слов, относящихся к заданному понятию.
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей»
Формирование и развитие мышления
«Установи связь»
1
Найти связь между понятиями и объяснить ее.
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей»
Формирование и развитие мышления
Игра «Найди пары».
1
Обобщение. Часть и целое. Нахождение соответствий между понятиями, близкими по значению. [MEETING 60-61]
Нахождение соответствий между понятиями, противоположными по значению. MEETING 51,62
Нахождение соответствий между однородными понятиями. [MEETING 21-22]
Нахождение соответствий между частью и целым. [MEETING 23, 24, 148, 164]
Нахождение соответствий между различными понятиями. [POINT 89,95, 97, 100,101, 77,78]
Выполнение тестовых заданий [TEST 82-87]
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Формирование и развитие мышления
Игра «УКАЖИ ЛИШНЕЕ»
1
Исключение лишнего из набора названий
[POINT 85, 82, 87, 96, 88]
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Формирование и развитие мышления
«РЕШИ АНАГРАММУ»
1
Распознавание слов в анаграммах. [ANAGRAMM 79-100]
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Формирование и развитие мышления
«Установи связь»
1
Найти связь между понятиями и объяснить ее.
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей»
Формирование и развитие мышления
«Пословицы»
1
Объяснить понятие пословиц.
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей»
ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА (9 часов)
Школьная деятельность.
Правила поведения на уроке.
1
Установления соответствий между названиями некоторых предметов и их пригодностью для обучения [POINT 50]
Установления соответствий между названиями школьных кабинетов и их назначением [XFILES 16]
Восстановление текста про правила поведения на уроке [XFILES 17]
Выбор действий, разрешенных на уроке [POINT 196]
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
Кто я?
1
Разминка «Летние впечатления».
Упр. «Я-четвероклассник», «Роли», «Конкурс портретов». Беседа «Что такое способности».
Этюды «Отгадай, кто я?», «Отражение в озере». Рисование «Мой автопортрет».
Работа со сказкой. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.
Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».
Какой я? Большой или маленький?
1
Мои способности
1
Мой выбор, мой путь
1
Мой внутренний мир
1
Моё будущее
1
Разминка «Заглянуть во взрослый мир». Упр. «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас». Рисование: «Я в настоящем и в будущем».
Беседа о взаимосвязи физического и психологического здоровья
Кем бы я хотел стать?
1
Хочу вырасти здоровым человеком.
1
ДИАГНОСТИКА -15 часов
Обследование
15
Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка.
Диагностика внимания
Диагностика памяти:
Диагностика мышления:
Диагностика восприятия
Диагностика зрительно-моторной координации:
Диагностика эмоционально-волевой сферы
Методики
01.05-15.05
№ п/п
ФИО
Класс
Количество коррекционных занятий
ИТОГО
Конойко Владимир Степанович
1
3 раза в неделю
Коротеев Кирилл Алексеевич
1
3 раза в неделю
Кузнецова Валентина Александровна
1
3 раза в неделю
Борисовский Алексей Евгеньевич
2
3 раза в неделю
Бихерт Альберт Евгеньевич
2
3 раза в неделю
Зубан Анастасия Константиновна
2
3 раза в неделю
Кузнецов Дмитрий Николаевич
2
3 раза в неделю
Кривозуб Алина Федоровна
2
3 раза в неделю
Ильин Егор Михайлович
2
3 раза в неделю
Мокрушина Настя
2
3 раза в неделю
Гордеев Иван Александрович
3
3 раза в неделю
Марченко Николай Николаевич
3
3 раза в неделю
Никифоров Борис Евгеньевич
3
3 раза в неделю
Буханцов Андрей Романович
3
3 раза в неделю
Макарова Софья Сергеевна
3
3 раза в неделю
Герасько Дмитрий Васильевич
3
3 раза в неделю
Программа индивидуальных коррекционных занятий
иНДИВИДУАЛЬНЫЕ коррекционно-развивающие занятия
для обучающихся:
Конойко Владимир
№
тЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Кол-во часов
дАТА
пРИМЕЧАНИЯ
Диагностика.
Обследование сформированности Когнитивной, аффективной и коммуникативной сфер.
Первый этап – установить контакт
Цель первого этапа – вовлечение ребенка в совместную деятельность.
Задачи первого этапа:
1. установить первичный контакт;
2. создать свободную мягкую эмоционально-разряженную обстановку на занятиях;
3. преодолеть страх общения;
5. постепенно избавить от накопившихся негативных эмоций;
6. предоставить возможность пережить как можно больше положительных эмоций.
Второй этап – усилить психологическую активность
Задачи второго этапа:
1.включить ребенка в различные виды деятельности, сначала индивидуальные, затем групповые,
2.формировать эмоциональный контакт с дефектологом,
3.развивать активность,
4.развивать контактность.
5.помочь снять накопившееся напряжение
Развивать адекватные формы коммуникации
Сформировать понимание обращенной речи и сложных речевых инструкций.
Научить самостоятельному пользованию речи для коммуникации.
Сформировать понимание обращенной речи, простых инструкций.
Научить использовать штамповую речь, эхолалии.
Вокализация.
Научить реагировать на голос, имя, речевые звуки.
Научить проявлять реакцию на речь или речевые звуки.
Научить проявлять реакцию на шумы.
Научить повторять предложение за педагогом.
Научить повторять слова за педагогом.
Развивать понимание обращенной речи
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 3-4-5 действий: «Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за («Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом» и др.).
Формировать стереотип учебного поведения.
Обучить выполнению инструкций;
Сформировать стереотип выполнения самостоятельных заданий:
Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению взрослого;
Выйдя из-за стола, задвигать за собою стул;
Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него;
Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора
Уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности.
Формировать общую, мелкую моторику рук и графомоторные навыки
Научить совершать мелкие движения пальцами левой и правой руки (щипки, последовательное соединение пальчиков).
Развивать согласованность действий и движений разных частей тела;
Развивать крупную моторику. Повороты, построения.;
Научить владеть карандашом, фломастером, ручкой:
Научить рисовать (обведи, соедини, закрась)
Научить удерживать (возьми карандаш, закрась)
Научить следить взглядом за движением руки. Проведение пальцем руки по нарисованной линии.
Научить брось мяч
Сформировать координацию крупных движений (Попрыгай на двух ножках, попрыгай на одной ножке, разведи руки в стороны, вытяни руки вперед, похлопай, пройди до стола)
Научить сгибать бумагу
Научить рисовать пальцами (при помощи специальной краски);
Ознакомить с окружающим миром
Человек, тело человека, одежда, личность и семья.
Квартира, комната, кухня, ванная, туалет, прихожая.
Двор и улица: части двора, растения и животный мир, улица, транспорт.
Формировать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек мишке холодно, жарко, горячо; кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше не хочет купаться и т.д.
Побуждать здороваться при встрече, пожимать руку, посылать «воздушный поцелуй», обнимать, целовать близких взрослых и т.д.
Игры и упражнения: «Хорошая мама», «Пожалей папу», «Ваня и Петя катают мяч», «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.
Развивать восприятие
Восприятие предметного окружения:
Научить показывать предмет по словесной инструкции.
Научить называть предъявляемый предмет или его изображение.
Научить выделять предмет из окружающего поля, проявление интереса к предъявляемым объектам (игрушке, бытовым предметам, еде).
Научить проявлять двигательную реакцию на словесную инструкцию (возьми, дай, покажи, положи).
Восприятие сенсорных эталонов:
Научить показывать по предъявляемому образцу (по аналогии).
Развивать мышление
Научить складывать целую картинку из частей: 3 части, 2 части
Конструировать из палочек:
По образцу (стол, стул, окно)
По образцу (наложением) - (стол, стул,окно)
Вставить в пазы фигурки знакомых животных (на таблице изображены заяц, лиса, медведь, петух. Необходимо соотнести форму прорези в таблице с изображением животного).
Понимать эмоциональное состояние человека:
Назови, кто веселый? (Радость, гнев,страх)
Покажи (кто плачет, кто смеется)
Складывать пирамиды.
Раскладывать однородные предметы разных форм в коробки.
Развивать внимание
Научить произвольно удерживать внимание на материале задания
Сформировать проявление интереса к предмету, фиксирование взгляда
Развивать концентрацию и устойчивость внимания
Развивать процессы распределения и переключения внимания
Расширять объем внимания
Развивать произвольное внимание
Развивать память.
Мотивировать на коррекцию и развитие памяти
Развивать различные виды памяти
Развивать зрительную память и расширять е объ м
Развивать смысловую образную память
Развивать произвольную память
Формировать продуктивные виды деятельности
Формировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
Лепка:
Учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин;
Учить лепить совместно («Баранки», «Колобок» и т. д.).
Рисование:
Вызывать интерес к рисованию: взрослый совместными действиями с ребенком рисует простые элементы прямые, круговые линии, различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши), изображая: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки и т. д.;
Побуждать к самостоятельному рисованию.
Третий этап- организация целенаправленного поведения
Формировать целенаправленность деятельности;
Корригировать произвольную регуляцию во всех видах деятельности
Итоговая диагностика.
2.Бихерт Альберт
№
тЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Кол-во часов
дАТА
пРИМЕЧАНИЯ
Диагностика.
Обследование сформированности Когнитивной, аффективной и коммуникативной сфер.
Первый этап
Цель первого этапа – вовлечение ребенка в совместную деятельность.
Задачи первого этапа:
1. установить положительный контакт;
2. создать свободную мягкую эмоционально-разряженную обстановку на занятиях;
3. предоставить возможность пережить как можно больше положительных эмоций.
Второй этап – усилить психологическую активность
Задачи второго этапа:
1.включить ребенка в различные виды деятельности, сначала индивидуальные, затем групповые,
2.формировать эмоциональный контакт с дефектологом,
3.развивать активность.
Развивать адекватные формы коммуникации
Сформировать понимание обращенной речи и сложных речевых инструкций.
Научить самостоятельному пользованию речи для коммуникации.
Сформировать понимание обращенной речи, простых инструкций.
Научить использовать штамповую речь, эхолалии.
Вокализация.
Научить реагировать на голос, имя, речевые звуки.
Научить проявлять реакцию на речь или речевые звуки.
Научить проявлять реакцию на шумы.
Научить повторять предложение за педагогом.
Научить повторять слова за педагогом.
Развивать адекватные формы коммуникации
Учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях;
Последовательное поощрение адекватного общения с другим человеком;
Учить дифференцировать людей из ближайшего окружения;
Создать систему коррекции проявления негативизма в различных ситуациях
сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми,
научить выражать эмоции более адекватным способом.
Развивать понимание обращенной речи
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 3-4-5 действий: «Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми»;
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами: на, под, в, за («Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машинку, она под столом» и др.).
Формировать стереотип учебного поведения.
Обучить выполнению инструкций;
Сформировать стереотип выполнения самостоятельных заданий:
Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению взрослого;
Выйдя из-за стола, задвигать за собою стул;
Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него;
Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора
Уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, рабочее место (парту), школьные принадлежности.
Формировать общую, мелкую моторику рук и графомоторные навыки
Научить выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности;
Развивать согласованность действий и движений разных частей тела;
Развивать крупную моторику. Повороты, построения. Бросание в цель;
Формировать чувство равновесия;
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Пальчиковая гимнастика;
Обводить по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка;
Сгибать бумагу. Вырезать ножницами прямые полосы;
Научить выполнять самостоятельно задания по нарастающей склонности. (Нанизывание бус, сортировка предметов);
Научить рисовать пальцами (при помощи специальной краски);
Ознакомить с окружающим миром
Человек, тело человека, одежда, личность и семья.
Квартира, комната, кухня, ванная, туалет, прихожая.
Двор и улица: части двора, растения и животный мир, улица, транспорт.
Формировать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек мишке холодно, жарко, горячо; кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше не хочет купаться и т.д.
Побуждать здороваться при встрече, пожимать руку, посылать «воздушный поцелуй», обнимать, целовать близких взрослых и т.д.
Игры и упражнения: «Хорошая мама», «Пожалей папу», «Ваня и Петя катают мяч», «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.
Развивать восприятие
Мотивировать на коррекцию и развитие восприятия
Развивать зрительное восприятие
Развивать слуховое восприятие
Формировать восприятие отдельных свойств предмета и его целостного образа;
Корригировать и развивать тактильное восприятие;
Формировать пространственную и временную ориентировку.
Формировать продуктивные навыки ориентации в пространстве
Развивать мышление
Складывать пирамиды.
«Почтовый ящик».
Складывать разрезные картинки.
Классифицировать объекты по одному признаку.
Сравнивать объекты по одному признаку.
Различать предметы по величине («Как котенок стал взрослым).
Узнавать, различать и называть предметы по цвету.
Группировать предметы по цвету и раскладывать по коробкам.
Раскладывать однородные предметы разных форм в коробки.
Сравнивать предметы. Находить такой же предмет в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма).
Развивать внимание
Мотивировать на развитие внимании
Развивать концентрацию и устойчивость внимания
Развивать процессы распределения и переключения внимания
Расширять объем внимания
Развивать произвольное внимание
Развивать память.
Мотивировать на коррекцию и развитие памяти
Развивать различные виды памяти
Развивать зрительную память и расширять е объ м
Развивать смысловую образную память
Развивать произвольную память
Формировать элементарные математические навыки.
Счет до 5.
Формировать представления «один-много»
Пересчет предметов в пределах 5.
Формировать представления о частях суток.
Формировать представления о днях недели.
Формировать продуктивные виды деятельности
Формировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
Лепка:
Учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин;
Учить лепить совместно («Баранки», «Колобок» и т. д.).
Рисование:
Вызывать интерес к рисованию: взрослый совместными действиями с ребенком рисует простые элементы прямые, круговые линии, различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши), изображая: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки и т. д.;
Побуждать к самостоятельному рисованию.
Конструирование:
Учить строить совместно, используя
Речевую инструкцию, поделки из двух-трехдеталей (стол, стул, башенка, дорожка, забор и т. д.).
Взрослый обыгрывает постройки.
Третий этап- организация целенаправленного поведения
Формировать целенаправленность деятельности;
Корригировать произвольную регуляцию во всех видах деятельности
Четвертый этап-формирование аффективной сферы
Задачи этапа:
Развивать личностно- мотивационную сферу.
Развивать эмоциональную стабильность.
Итоговая диагностика.
Герасько Дима
№
тЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Кол-во часов
дАТА
пРИМЕЧАНИЯ
Диагностика.
Обследование сформированности Когнитивной, аффективной и коммуникативной сфер.
Формирование коммуникативной компетенции
Учить обращаться за помощью к взрослому в затруднительных ситуациях;
Создать систему коррекции проявления негативизма в различных ситуациях
Сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми,
Научить выражать эмоции более адекватным способом.
Способствовать активному включению ребенка в учебный процесс
Формировать умение слушать сверстников, вступать с ними в диалог
Формировать этические нормы поведения на специально созданных жизненно-практических ситуациях.
Развивать навык самостоятельного обращения с простейшей просьбой, приветствием к взрослым и детям
Совершенствовать умение обращаться по имени и отчеству к педагогам и учить употреблять при обращении фамилии и имена детей по классу в ходе специально созданных ситуаций и игровой деятельности.
Формирование связной речи
Формировать умение отвечать на вопросы собеседника; задавать вопросы; выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание
Формировать умение пересказывать текст цепной организации с опорой на картинки и систему вопросов педагога.
Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Формировать умение составлять рассказ-описание предмета на основе его восприятия и по представлению (по системе наводящих вопросов педагога, с опорой на символический план).
Формирование пространственных представлений
Ориентировка на собственном теле.
Формирование понятии правый и левый.
Правильное обозначении положения предметов по отношению к себе.
Ориентировка в помещении (кабинет). Определение расположения предметов в помещение. Употребляя предлоги «за», «из», «под», положить предмет. Употребляя предлоги «из-за», «из-под», «между», «около», рассказать где зайчик
Ориентировка в пространстве, следуя словесной или графической инструкции
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона).
Формировать умение определять своё место в пространстве по заданному условию.
Формировать умение правильно употреблять слова, конкретизирующие пространственные расположения предметов (впереди, позади, справа, слева, вверху, внизу, в центре, между, перед, за, над, под, далеко, близко, ближе, рядом, выше, ниже, налево, направо, вперед, назад, вверх, вниз, первый, последний) в процессе практической и игровой деятельности, при выполнении речевых инструкций.
Развивать умение определять своё положение среди предметов окружающего мира.
Формировать умение определять положение предметов в пространстве (ориентирование на листе бумаги, на крышке стола, на доске; расположение предметов в разных пространственных направлениях).
Формирование временных представлений
Формировать умение определять и называть части суток (утро, день, вечер, ночь), знать их последовательность
Формировать умение называть и восстанавливать последовательность дней недели.
Формировать умение задавать вопросы: «Какой сегодня день недели?», «Какой день стоит между субботой и понедельником?» и т. д.
Формировать общую, мелкую моторику рук и графомоторные навыки
Учиться правильно держать письменные принадлежности, соотносить бумагу и ручку, учиться правильно сидеть за партой.
Формировать умения обводить трафареты, шаблоны; обводить изображения по контуру; раскрашивать изображение с соблюдением его границ; проводить линии заданной формы («дорожки»).
Формировать умение рисовать прямые и волнистые линии, круги и овалы; рисовать по точкам, соединять точки прямыми линиями; рисовать по клеточкам; штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях; копировать линии («палочки»), разные по длине, высоте, цвету; копировать геометрические фигуры, их ряды.
Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.
Научить выполнению различных физических упражнений, направленных на развитие самоконтроля, на преодоление неловкости, развитие плавности;
Развивать согласованность действий и движений разных частей тела;
Развивать крупную моторику. Повороты, построения. Бросание в цель;
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Пальчиковая гимнастика;
Научить выполнять самостоятельно задания по нарастающей склонности. (Нанизывание бус, сортировка предметов).
Ознакомить с окружающим миром
Человек, тело человека, одежда, личность и семья.
Квартира, комната, кухня, ванная, туалет, прихожая.
Двор и улица: части двора, растения и животный мир, улица, транспорт.
Формировать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Воспитывать эмоциональное отношение и способы выражения своих чувств к близким взрослым, «чувствам» игрушек мишке холодно, жарко, горячо; кукла довольна, недовольна, радуется, плачет, хочет купаться, больше не хочет купаться и т.д.
Побуждать здороваться при встрече, пожимать руку, посылать «воздушный поцелуй», обнимать, целовать близких взрослых и т.д.
Игры и упражнения: «Хорошая мама», «Пожалей папу», «Ваня и Петя катают мяч», «Давай играть в куклы». «Будем возить кубики и строить домики для зверей» и т.д.
Развивать восприятие
Мотивировать на коррекцию и развитие восприятия
Тактильно-двигательное восприятие
- Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).
- Определение на ощупь формы предмета.
- Работа с пластилином.
- Игры со средней мозаикой.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
- Различение предметов по величине (большой -маленький).
- Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, длине и ширине.
- Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом.
- Группировка предметов и их изображений по форме
- Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).
- Группировка предметов по форме и величине и цвету по инструкции педагога.
- Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).
Развитие слухового восприятия
- Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.
- Различение речевых и музыкальных звуков.
- Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен).
- Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.
Развивать внимание
Перепутанные линии
Графический диктант
Арифметический диктант
Формировать способность сосредоточения на определенном деле (занятии)
Формировать способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой
Формировать способность рассеивания внимания на второстепенное с потерей основного,
Формировать сосредоточение при увеличении объема заданий,
Формировать необходимый уровень произвольности внимания.
Мотивировать на развитие внимании
Развивать концентрацию и устойчивость внимания
Развивать процессы распределения и переключения внимания
Расширять объем внимания
Развивать произвольное внимание
Развивать мышление
Складывать пирамиды.
Складывать разрезные картинки.
Классифицировать объекты по одному признаку.
Сравнивать объекты по одному признаку.
Группировать предметы по цвету и раскладывать по коробкам.
Раскладывать однородные предметы разных форм в коробки.
Сравнивать предметы. Находить такой же предмет в группе других предметов по качественному признаку (цвет, размер, форма).
Обобщение.
Часть и целое.
Нахождение соответствий между понятиями, близкими по значению.
Нахождение соответствий между однородными понятиями.
Нахождение соответствий между частью и целым.
Исключение лишнего из набора названий
Найти связь между понятиями и объяснить ее.
Значение пословиц.
Развивать память.
Мотивировать на коррекцию и развитие памяти
Развивать различные виды памяти
Развивать зрительную память и расширять е объ м
Развивать смысловую образную память
Развивать произвольную память
Формировать способность запоминания материала без затруднений
Формировать умение использовать приемы запоминания
Формировать способность длительно и прочно сохранять информацию
Развивать зрительную, слуховую, двигательную и смешанную память
Развивать способность запоминания и пересказа текста
Формировать способность к усвоению главной мысли текста
Формировать элементарные математические навыки.
Счет до 5.
Формировать представления «один-много»
Пересчет предметов в пределах 5.
Формировать представления о частях суток.
Формировать представления о днях недели.
Формировать продуктивные виды деятельности
Формировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности.
Лепка:
Учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин;
Учить лепить совместно («Баранки», «Колобок» и т. д.).
Рисование:
Вызывать интерес к рисованию: взрослый совместными действиями с ребенком рисует простые элементы прямые, круговые линии, различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши), изображая: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки и т. д.;
Побуждать к самостоятельному рисованию.
Формировать личностно-мотивационную сферу
Школьная деятельность. Установление соответствий между названиями некоторых предметов и их пригодностью для обучения.
Правила поведения на уроке. Правила вежливости, культура поведения в общественных местах.
Я и моя школа
Я и мой учитель
Я и мои одноклассники
Что такое лень?
Как справиться с «Немогучками»?
Разминка «слова и действия». Упр. «Мешок хороших качеств», «Школьные ситуации».Работа со сказкой «О ленивой звёздочке»
Итоговая диагностика.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315