ИНФОРМАЦИЯ о процессе адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению (2013 – 2014 учебный год)
ИНФОРМАЦИЯ
о процессе адаптации учащихся 1-х классов к школьному обучению
(2013 – 2014 учебный год)
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Поэтому отслеживание состояния учащихся первых классов начинается с момента поступления в школу. Цель: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
установление контакта с учащимися, с учителем;
формирование адекватного поведения;
овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
Медико-психолого-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников показывает, что значительных изменений в состоянии здоровья и поведении у них не наблюдается.
При выявлении уровня школьной мотивации учащихся получены следующие результаты:
высокий уровень школьной мотивации
положительное отношение к школе
низкая школьная мотивация
негативное отношение к школе
1 «А» класс
(23чел.)
8
12
3 (Лачугин Ж., Чмырев А., Шевчук А.)
0
1 «Б» класс
(25 чел.)
12
10
3 (Панков Д.,Колесников В., Бережной К.)
0
Анализируя данную диаграмму, можно сказать, что отношение к себе как к школьнику сформировано у 42 учащихся 1-х классов нашей школы и у 6 учащихся недостаточно сформулировано. Эти дети посещают школу неохотно. На уроках часто отвлекаются на посторонние дела. Испытывают затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
42% - высокий уровень школьной мотивации и адаптации,
46% - средний уровень,
12% - низкий уровень.
. Для большинства первоклассников любимыми уроками стали уроки математики (79% учащихся 1А и 81% 1Б классов) и чтения (72% всех учащихся), письмо 62% всех учащихся.
Анализируя данные изучения самооценки первоклассников, можно сказать, что не все дети умеют самооценивать себя и оценивать свою учебную деятельность.
Только 42% учащихся имеет адекватную самооценку.
52% учащихся первых классов демонстрируют завышенную самооценку (что, по сути, является возрастной нормой для данного возраста). Эти ребята подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не осознают своих неудач.. Им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний. Нередко бывает так, что ребята данной группы не всегда могут объяснить свой выбор, молчат, улыбаются или напряженно думают. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
6 % учащихся имеют заниженную самооценку (Панков Д., Григорьев А., Шевчук А.) Такие ребята, как правило, нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
При изучении процесса адаптации выявились трудности в усвоении учебного материала, учитывались наблюдения учителей.
При выявлении уровня усвоения учебного материала получены результаты:
высокий уровень и выше-среднего
Средний уровень
Низкий уровень
1 «А» класс
(23 чел.)
13
9
1 (Шевчук А)
1 «Б» класс
(25 чел.)
15
9
1 (Бережной К.)
Результаты диагностики показывают, что высокий и выше-среднего уровни усвоения учебного материала у 61% и средний 35%, 4% первоклассников демонстрируют низкий уровень усвоения учебного материала.
Из полученных данных можно сделать вывод, что у 96% учащихся достаточный уровень адаптации.
Эти первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; глубоко и полно овладевает программным материалом; учебный материал усваивает легко; решает усложнённые задачи, прилежен; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; выполняет поручения без внешнего контроля.
У 4% учащихся частичный уровень адаптации.
При частичном уровне первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал при неоднократном повторении, чаще при индивидуальной работе, усваивает основное содержание учебных программ, но самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, они дружат со многими одноклассниками, но успехи в обучении даются не всегда легко.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕПОЛНОЙ АДАПТАЦИИ :
Не высокая подготовка к школьному обучению
Несформированность мыслительных процессов (анализ, синтез), недостаточное развитие внимания, памяти.
Рекомендации по итогам процесса адаптации к обучению в школе
Учителю;
1.В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
задания разной степени трудности;
специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитиемышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
2.Чаще употреблять слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что ты все сделал хорошо
Ты делаешь это очень хорошо
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему
Зная тебя и твои способности, я думаю ты сможешь сделать это гораздо лучше
Психологу:
1.Индивидуальное консультирование родителей учащихся, испытывающих трудности в адаптации.
2.Провести с учителями начальных классов обзор новинок психологической литературы по проблемам адаптации.
4.Выступить на родительском собрании по итогам процесса адаптации.
5.В апреле месяце провести повторную диагностику по адаптации к школе детей с частичным уровнем адаптации.
Информацию подготовила педагог-психолог В.В.Сушкова
15