Роль логопеда в процессе адаптации ребёнка к школьному обучению
Роль логопеда в процессе адаптации ребёнка к школьному обучению.
Проблема адаптации ребёнка к школе является актуальной и для родителей, и для всей системы образования. Ребёнок, попадая в школу (практически все дети) переживает и волнуется. Ему не знакомы «лабиринты» нового здания, страх потеряться, обратиться за помощью к взрослым, да и просто мысль о том, что «мама меня оставила» вызывают чувство тревожности. Выражается это по-разному: одни - становятся слишком активными, подвижными, другие - говорят шёпотом, стесняются отвечать на вопросы, могут заплакать.
В период адаптации все дети нуждаются в помощи и поддержке взрослых. Помочь адаптироваться детям помогает обучение в «Школе будущего первоклассника». И на данном этапе очень важна правильная работа логопеда.
На базе нашей образовательной организации функционируют классы 7 вида, в которых обучаются дети с ЗПР. Это категория детей, которые испытывают определённые трудности ни только в обучении, но и коммуникативные навыки формируются очень слабо. Для данной категории детей нами была разработана программа работы по адаптации к новым условиям обучения.
Основная цель программы: создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, положительное отношение к школе и обучению в ней.
Основные задачи программы:
развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование готовности к обучению;
укрепление и развитие положительного отношения к школе, желания учиться;
снятие психического стресса перед школой, формирование навыков учебного сотрудничества; организация процесса обучения, воспитания.
Организация работы:
группы формируются из детей 6-7-летнего возраста;
продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль - апрель);
наполняемость групп не более 20 человек;
режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут.
Ведущий метод работы с детьми – игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Программа состоит из трёх направление: занятия с психологом, занятия с логопедом, занятия с учителем.
Рассмотрим с вами блок работы логопед.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
1. Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них.
2. Им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.
3. Меняется режим ребёнка, временные представления дополняются новыми понятиями (каникулы, перемены, время для выполнения домашнего задания).
Тематический план занятий
1 Ориентировка в пространстве
«Карта школы: путешествуем, запоминаем, ориентируемся.»Знакомство со школой. Проверка сформированности ориентировки в пространстве и на листе бумаги.
2 Временные понятия. Что когда будет происходить. Установление последовательности. Режим ребёнка во время обучения в школе. Учимся распределять рабочее и свободное время.
3 Возраст и роли в семье. Взаимоотношения в семье. Умение обращаться за помощью к взрослым в период обучения в школе при подготовке домашнего задания.
4 В мире звуков и букв. Соотношение звуков и знаков. Алфавит школьных принадлежностей.
5 Мои любимые сказки. Составление рассказов, разгадывание загадок, разучивание стихотворений, штриховка.
6 Знакомство с линованной бумагой, письмо линий. Развитие пространственного представления.
7 Речь устная и письменная. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
8 Предложение и слово. Развитие грамматического строя речи.
9 Слова паронимы. Развитие у детей внимания на звуковую сторону речи.
10 Составление рассказов о лете. Совершенствование общих речевых навыков: правильное интонирование, удержание ритма и темпа речи.
Предлагаю вам краткое описание занятий.
Занятие №1. Ориентировка в пространстве: «Карта школы: путешествуем, запоминаем, ориентируемся.»Занятие начинается в классе. Необходимо выяснить: насколько у детей сформированы понятия «лево», «право». Предлагаем им выполнить несколько стандартных заданий: поднять левую руку, правую; взять себя за левое ухо, правое; попрыгать на правой ноге, левой; назвать предметы которые находятся в классе слева, справа и т.д. Можно выполнить несколько физкультминуток в стихотворной форме, с помощью которых можно закрепить данные понятия.
Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу!Топай правою ногой,Топай левою ногой,Снова - правою ногой,Снова - левою ногой,После - правою ногой,После - левою ногой.Вот тогда придешь домой!(И. Токмакова)
Далее детям предлагаем отправиться в путешествие по школе, но говорим, что весь маршрут будет засекречен, они будут передвигаться по школе от одного пункта назначения до другого по карточкам, на которых написан заданный маршрут. Почти все дети данного возраста умеют читать, поэтому смело можно печатать карточки с заданиями и раздавать им. А если кто-то из ребят ещё не умеет читать, он просит помощи у друга или у учителя. Ребята начинают общаться друг с другом, учатся вступать в контакт, внимательно слушать инструкцию, которую ему читает товарищ. Задания на карточке могут выглядеть таким образом: «Открой дверь класса. Поверни налево и дойди до лестницы. Спустись на один этаж вниз. У выхода поверни направо и дойди до конца коридора. Посмотри – куда ты попал?». Первая остановка маршрута - спортивный зал. У детей есть возможность побегать 2-3 минуты свободно по залу, рассмотреть где что находится. Затем они выполняют задания приготовленные вами: 10 прыжков влево, 5 скачков вправо, повернуться лицом к двери и по команде девочки бегут к правой стене спортзала, мальчики – к левой и т.д.
После небольшой спортивной разминки раздаются карточки со следующим маршрутом. Дети успевают за 15 минут побывать в библиотеке, столовой, в кабинете врача, спортзале и возвращаются в класс. В классе у каждого на парте лежит листочек в клеточку, на котором схема игрушечной школы с коридорами, классами, символами обозначена библиотека, медицинский кабинет, спортивный зал. Вы закрепляете ещё раз с ними понятия «лево», «право» прорисовывая маршрут карандашом. Это напоминает всем известную игру «Муха»: две клеточки влево, три клеточки вправо, одну вниз. Стоп. Где остановился карандаш?» Поверьте после такого занятия дети с восторгом рассказывают родителям как изучали школу и что теперь знают расположения кабинетов. Но ваша цель была: выяснить как у вашей группы сформированы пространственные представления, умение ориентироваться в новых условиях и поверьте вы достигли результата.
Занятие №2. Временные понятия. Что когда будет происходить. Установление последовательности событий.
Для этого занятия вам необходимо нарисовать или сделать из бумаги большую модель компаса. Вы сообщаете детям, что сегодня вы снова отправитесь в путешествие, а чтобы не потеряться в пути у вас будет помощник компас. Современные дети очень эрудированы и обязательно в группе найдутся ребята, которые знают как устроен данный прибор, как им пользоваться и что обозначают буквы и куда показывают стрелочки компаса. Рассказы и объяснения детей порою интереснее и доступнее чем рассказ педагога. Задайте вопрос: «Какое время года самое лучшее для путешествия?» (Лето). «Посмотрите на компас, один конец стрелки указывает направление где всегда тепло. Что это за направление?» (Юг). А какое время года самое тёплое? (Лето). Вы прикрепляете картинку с изображением времени года лето. Предлагаете детям посмотреть куда показывает другой конец стрелки компаса. (Север). «Какое время года может там жить?» (Зима). «Какие ещё времена года вы знаете?» (Весна, осень). Вращаем стрелку компаса по часовой стрелке и прикрепляем к доске картинки с изображением данных времён года. Повторяем с детьми отличительные признаки каждого времени года, названия месяцев. Например, беседуя об осени, обращаете внимание на дату 1 сентября, сообщаете детям, что это время начала нового учебного года, что дети в школе учатся по четвертям и после каждой четверти наступают каникулы. Осенью – это осенние каникулы.
Поговорите с детьми о режиме дня, что их день будет отличаться от дня пребывания в детском саду, в школе нет тихого часа, дети не ложатся спать, в это время школьники занимаются в кружках и выполняют домашние задания. Спросите у детей, как они понимают понятие «домашнее задание». Составьте с детьми режим дня школьника. Для этого вам необходимо приготовить несколько тематических картинок на которых: ребёнок просыпается, умывается, завтракает, идёт в школу, сидит за партой, обедает, гуляет, учит уроки, читает книгу, смотрит телевизор, ложится спать. Можно кратко поговорить о всех временах года, а возможно более подробно остановиться на одном, включив в задания загадки, ребусы, раскраски, штриховки и т.д.
Занятие №3. Возраст и роли в семье.
Для проведения занятия вам понадобятся фотографии, портреты взрослых, подростков, детей. Попросите родителей отобрать дома вместе с ребёнком фотографии ближайших родственников, по ближайшему окружению детям легче будет ориентироваться в возрастных взаимоотношениях. Необходимо построить занятие таким образом, чтобы дети нитолько рассказали кто старший и кто младший в семье, но и представили себе ситуации: к кому я обращусь за помощью при приготовлении домашнего задания по определённым предметам, если не смогу сделать сам. Например: кормушку на урок окружающего мира поможет сделать папа, презентацию создать старший брат, написать сочинение мама и т.д. Ребёнок должен осознать, что взрослые не должны за него учиться и выполнять уроки, они только помогают ему сделать то, чего он пока сделать затрудняется.
Занятие №4. В мире звуков и букв.
Начало занятия строится по стандартной схеме: знакомим детей с речевыми и неречевыми звуками, слушаем как звучат музыкальные инструменты, голоса птиц, животных, какие звуки издают предметы. Напоминаем, что речевые звуки можно изобразить буквами (говорю напоминаем, потому что в детском саду дети с этими понятиями знакомятся и умеют выделять звуки в словах, обозначать их буквами). Вторая часть занятия – это игра. На доску вывешивается алфавит, но часть букв алфавита заклеена карточками. Придумайте сказочного героя, который спрятал буквы в темницу и отдаст их детям, если они смогут отгадать загадки и скажут какой первый звук в отгадке и какой буквой он обозначается. Закрыты в алфавите буквы на которые вам удастся подобрать загадки по теме школьные принадлежности.
Если ты его отточишь,Нарисуешь все, что хочешь!Солнце, море, горы, пляж.Что же это?..(Карандаш)
Ты беседуй чаще с ней,Станешь вчетверо умней(Книга)
Кто я, если прямотаГлавная моя черта?(Линейка)
Занятие №5. В мире сказок.
Данное занятие можно провести как небольшое инсценированное действие. Выбирайте известные сказки, где много персонажей, например, «Репка». Ваша основная задача на занятие установить, могут ли дети выделить основную тему и сделать обобщение «чему учить сказка».
Занятие №6. Знакомство с линованной бумагой.
Данное занятие помогает логопеду увидеть как развита мелкая моторика у дошкольников, правильно ли дети держат карандаш, с каким нажимом выполняется штриховка, умеют ли удерживать строку и ориентироваться на листе бумаги. В ходе занятия детьми прописывают прямые и наклонные линии, длинные и короткие, с наклоном и без, безотрывное письмо волнистой линии и т.д.
Занятие №7. Речь устная и письменная.
На данном занятие объясняем детям, что речь бывает устная и письменная. Выясняем: какая речь называется письменной, а какая устной? Предлагаем им определить для какой речи нужны: мел, чернила, магнитофон, телефон, карандаш, бумага и т. д.? Какая это речь: учитель объясняет урок; мама оставила записку дочке; дочка читает эту записку? и т.д. Занятие состоит из разгадывания загадок, чтения стихов наизусть, письма записки для родителей или запись сообщения на диктофон.
Занятие №8. Предложение и слово.
Дети знакомятся с понятием предложение. Делают вывод о том, что речь состоит из предложений, а предложение из слов. Сообщаем им, что слова в предложении будем обозначать линиями: одно слово – одна линия. В ходе занятия учим распространять предложение с опорой на картинки. Например: выставляется картинка с изображением девочки. Задаём вопрос: «Кто это?». «Девочка». Заменяем картинку на другую, где девочка выполняет какое либо действие. «Что делает девочка?». «Девочка рисует». На следующей картинке появляется мяч. «Что рисует девочка?» «Девочка рисует мяч.» «Какой мяч рисует девочка?». «Девочка рисует синий мяч». После каждого ответа детей выполняется на доске и в тетрадях схема предложения. Далее просим составить детей предложение к схеме, по картинке, произносим предложения сами и просим определить количество слов и составить к предложению схему.
Занятие №9. Слова-паронимы.
Для проведения занятия понадобятся картинки с изображением слов-паронимов: бочка-почка, дачка-тачка, мишка-миска и т.д. Задания можно выполнять на слух и с опорой на картинки дети учатся объяснять значение каждого слова, выделять звуки, которыми отличаются слова, составлять с каждым из слов предложения. Каждое слово-пароним можно загадать с помощью загадки или как в игре «Узнай предмет по описанию». Включите в данное занятие повторение слоговых дорожек с оппозиционными звуками, чистоговорки, скороговорки.
Занятие №10. Составление рассказов о лете.
В ходе занятия хорошо прослеживается уровень сформированности связной речи. Можно предложить самостоятельное составление рассказа, составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок. Обязательно следим за речью ребёнка, исправляем аграмматизмы, останавливаем рассказ, если он отходит от темы, просим добавлять описания предметов (отслеживаем словарь прилагательных), отмечаем для себя, использует ли синонимы и однокоренные слова.
В ходе каждого занятия учитель-логопед ведёт записи ответов детей, отмечает на сколько сформирован словарь, фонематический слух, навыки анализа слова, грамматический строй и связная речь, общая и мелкая моторика. Всё это позволяет сделать вывод о речевой готовности будущих первоклассников, составить рекомендации для родителей с заданиями в летний период, а так же для учителей начальных классов - паспорт речевой готовности будущих учеников, упражнения по коррекции недостаточно сформированных навыков и предложить им темы выступлений на родительском собрании и консультаций для учителей на методических объединениях.
Литература:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004