Открытый урок по математики на тему Арифметические действия над натуральными числами (5 класс)


Тема: «Арифметические действия с натуральными числами.» Цель урока: Закрепить навыки арифметических действий с натуральными числами, навыки применения свойств арифметических действий для рационализации вычислений.
Задачи:
Повторить определения натуральных чисел, цифр, однозначных и многозначных чисел; повторить какие действия можно выполнять с натуральными числами; законы сложения и умножения для натуральных чисел, способы выполнения действий с натуральными числами.
Развивать внимание, зрительную и слуховую память, познавательную активность, грамотность математической речи, навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, творческие способности, кругозор.
Воспитывать дисциплинированность, ответственность, интерес к предмету, самостоятельность.
Знать: свойства арифметических действий над натуральными числами..Уметь: применять теоретические знания в практической деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: урок –сказка
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, мел, раздаточный материал, презентация
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний. Устная работа.
Повторение опорных знаний.
Закрепление материала.
Физкультминутка.
Решение задач .
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент. (2 мин)
Приветствие учащихся.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Учитель: сегодня у нас необычный урок закрепления знаний, умений и навыков по теме “Арифметические действия над натуральными числами ”. Необычность его в том, что это будет сказка. (Слайд 2) Эпиграф «От сказки душе счастье и уму раздумье»
II. Актуализация знаний. (5 мин)
А какие сказки вы знаете? Да, есть самые разные сказки – это сказки о животных, волшебные, бытовые и др. И сегодня мы попадем в одну из них, но я вас познакомлю с ее математической версией. Надеюсь, вы поможете главному герою преодолеть все препятствия и преграды, которые встретятся на его пути. Но для начала посмотрите у вас на столах лежат листы с заданиями и оценочные листы. В течении урока, вы будете заполнять свою таблицу , а в конце урока наши баллы (золотые монеты) переведём в оценки и это будет ваш результат за урок.
Продолжаем разговор о нашем герое, о ком же идет речь? Попробуем отгадать.
Задание 1. (Слайд 3) Выполните устно вычисления и соотнесите значения выражений с соответствующей буквой, и вы отгадаете имя русского богатыря, в сказку которого мы и попадем.
279+56  313+88821-345145*4 216:3 Ш 580 Е 476 А 335 Л 401 А 72  
 
  (Алеша)
III. Повторение опорных знаний. (8 мин)
Учитель: много богатырей – защитников Земли русской было с этим именем (Слайд 4) Мы же поведем речь об Алеше Поповиче.
(Слайд 5) В славном городе Ростове у попа был единственный сын, звали его Алеша, по отцу Поповичем. Рос Алеша не по дням, а по часам. Вырос и стал учиться ратному делу. А во времена те лихие повадились войска тугарские землю русскую топтать, да русских людей неволить. Прискакала сила черная, собрала с жителей Ростова дань немалую.  Обратились тогда жители к Алеше за помощью, вернуть золото и очистить от злых людей землю русскую. Но предупредили, чтоб один не ходил. (Слайд 6)Ребята! Давайте поможем Алеше и его друзьям.
А вот и первое препятствие, чтобы выйти из города необходимо вспомнить , какие числа и действия над числами мы изучали на уроках предыдущих уроках? (Ответ: натуральные числа, действия сложения, умножения, вычитания и деления). Давайте послушаем историческую справку о числах, которую подготовила Павленко Софья( Слайд 7-11)
Молодцы! Не успели выйти за ворота, а там пропасть и перебраться через нее можно лишь перекинув мост из математических вычислениях.
Задание 3. Вычислить наиболее удобным способом : (слайд12-13) работа самостоятельно в тетрадях с самопроверкой
а) 44∙15+56∙15== (44+56)*15=1500
б) 94+145+55= 94+(145+55)=294
в) 25∙89∙4= (25*4)*89=8900
г)427 – 33 – 57 = (427-57)-33=337
Критерии оценивания (слайд 14)
Какие правила (свойства) вы использовали при вычислениях? Ответы учащихся( распределительное свойство относительно сложения, сочетательный)
IV. Закрепление материала. (12 мин)
Учитель: перебрались через мост друзья вышли к домику Святогора( слайд 15) и очень этому обрадовались, ведь, если Святогор видел тугарино войско с золотом, он им укажет путь. Но Святогор уже довольно стар, и так как память стала его подводить, он все записывает. Надо постараться разгадать его записи, и тогда мы узнаем, куда направился Тугарин – змей.
Задание 4. Найдите и исправьте ошибку(.слайд 16-17) работа в парах

Проверка по критериям и выставление в таблицу оценивания (слайд 18)
Учитель: Молодцы! Справились с заданием. Записи Святогора указывали на дорогу к пещере, ведь именно там он последний раз видел войско Тугаринское. И вот мы уже у пещеры. Войдя в нее, Алеша увидел на стене пещеры наскальные надписи и рисунки, чтобы двигаться дальше, нужно помочь их разгадать, применяя свойства сложения, умножения, вычитания и деления.(слайд19)
Задание 5. Поставьте знак, чтобы равенство было верным (слайд20-21) Работа в группах
425 175=600 425+175=600
33 17=561 33*17=561
4590 45=102 4590:45=102
1288 188=1100 1288-188=1100
27 312 82=421 27+312+82=421
Проверка по критериям и выставление в таблицу оценивания (слайд 22)
Учитель: вы не устали от столь длительного перехода? Давайте немного отдохнем. Лучший отдых – это смена деятельности.
V. Физкультминутка.( видео ролик) ( 2 мин)
VI. Решение задач и примеров. (11мин)
Учитель: пора в путь, а где же выход из пещеры, за какой он дверью? Ключ от ворот за одной из четырех дверей.
Задание 6. (Слайд 24) Выполните действия и найдите число, соответствующее номеру двери. (Каким числом может быть номер?)
125+10=135
548-238=310
98*3=294
289:17=17
Учитель: вы справились и с этим заданием, молодцы! И отправились друзья дальше. Вот вышли они на огромную поляну, а на ней камень, на камне надписи, что это? Да, это уравнения, если их решить, то больший из корней этих уравнений укажет дорогу. А для того, чтобы не терять время, поступим так. Трое учеников решают уравнения у доски, остальные решаю группой в тетрадях. Будьте внимательны. Не допустите ошибки, чтобы не потерять драгоценное время. (Трое решают у доски, выставляют баллы в таблицу.)
Задание 7. (Слайд 25) Решите уравнения и сравните их корни, больший укажет путь
2088-х=1555 (х=533)
1414+х=1500 (х=86)
у*605=13310 (х=22)
Учитель: быстро справились с заданием. И вот впереди лес, где спрятался со своим войском Тугарин – змей, мы почти у цели, но перед лесом – огромный ров, как через него перебраться? Нужен мост. Алеша быстро сообразил: можно перекинуть через ров деревья и по ним перебраться на другую сторону, но какой они должны быть длины? (Слайд 26) Помогите решить эту задачу. Ширина рва 35 м, но учтите, чтобы мост не провалился нужно, чтобы часть бревна не менее 8 м с каждой стороны рва лежала на земле.
Задание 8.Вычислите длину моста, если ширина рва 35 м и не менее 8 м бревна должно находиться на земле с каждой стороны рва. (баллы ставит в таблицу) (слайд 26)
Учитель: мост перекинут! В путь! Мы у цели. Алеша с его верными спутниками сразился с тугариным войском и победил в битве. Повязав врага, забрав золото, они двинулись в Ростов. Жители города были счастливы. (Слайд 27 )VІI. Итог урока. (2 мин)
Молодцы! Не без вашей помощи Алеша одолел Тугарина – змея. Давайте посмотрим на сколько каждый смог помочь?
Перевод баллов в оценку и выставление в дневник (слайд 29)
VIII. Задание на дом.  (1мин) (слайд 30) На «5»- №114
На «4»-№113(1ст)
На «3»-№ 77(1)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.(2 мин)
Анкета для проведения рефлексии.
Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив “галочкой” выбранный ответ
1. На уроке я работал активно пассивно
2. Своей работой на уроке доволен не доволен
3. Урок для меня показался коротким длинным
4. За урок я не устал устал
5. Мое настроение стало лучше стало хуже
6. Материал урока мне был понятен не понятен
полезен бесполезен
интересен скучен
Оценочный лист_________________________________________
Вид деятельности Название работы Кол-во монет
Самостоятельная работа Вычислить наиболее удобным способом Работа в парах Найдите ошибки Работа в группах Восстановите знаки действий У доски Уравнения Работа в группах Решение задачи Общее количество монет Оценка за урок Оценочный лист_________________________________________
Вид деятельности Название работы Кол-во монет
Самостоятельная работа Вычислить наиболее удобным способом Работа в парах Найдите ошибки Работа в группах Восстановите знаки действий У доски Уравнения Работа в группах Решение задачи Общее количество монет Оценка за урок Оценочный лист_________________________________________
Вид деятельности Название работы Кол-во монет
Самостоятельная работа Вычислить наиболее удобным способом Работа в парах Найдите ошибки Работа в группах Восстановите знаки действий У доски Уравнения Работа в группах Решение задачи Общее количество монет Оценка за урок Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив “галочкой” выбранный ответ
1. На уроке я работал активно пассивно
2. Своей работой на уроке доволен не доволен
3. Урок для меня показался коротким длинным
4. За урок я не устал устал
5. Мое настроение стало лучше стало хуже
6. Материал урока мне был понятен не понятен
полезен бесполезен
интересен скучен
Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив “галочкой” выбранный ответ
1. На уроке я работал активно пассивно
2. Своей работой на уроке доволен не доволен
3. Урок для меня показался коротким длинным
4. За урок я не устал устал
5. Мое настроение стало лучше стало хуже
6. Материал урока мне был понятен не понятен
полезен бесполезен
интересен скучен
Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив “галочкой” выбранный ответ
1. На уроке я работал активно пассивно
2. Своей работой на уроке доволен не доволен
3. Урок для меня показался коротким длинным
4. За урок я не устал устал
5. Мое настроение стало лучше стало хуже
6. Материал урока мне был понятен не понятен
полезен бесполезен
интересен скучен







Задание 1. Выполните устно вычисления и соотнесите значения выражений с соответствующей буквой, и вы отгадаете имя русского богатыря, в сказку которого мы и попадем.
279+56  313+88821-345145*4 216:3 Ш 580 Е 476 А 335 Л 401 А 72  
 
 
Задание 3. Вычислить наиболее удобным способом : (самостоятельно в тетрадях)
а) 44∙15+56∙15 =
б) 94+145+55 =
в) 25∙89∙4=
г)427 – 33 – 57 =
Задание 4.Найдите и исправьте ошибки (работа в парах)
857429 78945 82175
+ 4578 -45789 +94599
862009 33166 176874
Задание 5. Поставьте знак, чтобы равенство было верным. Работа в группах
425 175=600
33 17=561
4590 45=102
1288 188=1100
27 312 82=421
Задание 6.  Выполните действия и найдите число, соответствующее номеру двери. (Каким числом может быть номер?)
125+10=
548-238=
98*3=
289:17=
Задание 7. Решите уравнения и сравните их корни, больший укажет путь
2088-х=1555
1414+х=1500
у*605=13310
Задание 8.Вычислите длину моста, если ширина рва 35 м и не менее 8 м бревна должно находиться на земле с каждой стороны рва. (баллы ставит в таблицу)
2088-х=1555

1414+х=1500

у*605=13310


Самоанализ урока
Предмет: математика
Класс: 5
Тема: «Арифметические действия над натуральными числами»
Дата проведения: 26 сентября 2015 года
Данный урок обобщения и систематизации знаний проходил в виде сказки .Материал урока опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках. Основное значение такого урока заключается в формировании целостного представления у учащихся об изученном материале, в проверке качества и прочности знаний учеников, а также их умения применять теоретические знания при решении задач.
На уроке использовались компьютер, интерактивная доска, презентация, индивидуальные задания.
При подготовки к уроку я учитывала работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка. Задания, предложенные на уроке, подбирались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и способствовали развитию логического мышления, умению анализировать, применять знания в новых условиях. Задания были дифференцированы по уровню сложности.
Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, развитию аналитического мышления, развитию способности выстраивать логические цепочки рассуждений.
Структура урока была подчинена триединой цели и содействовала достижению конечного результата. Все структурные элементы урока выдержаны. Организация учебного процесса построена в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода к обучению.
Организационный момент был направлен на рефлексию настроения и эмоционального состояния. Устные вопросы, заданные в начале урока, способствовали актуализации знаний учащихся. Для определения темы урока с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся мною было использовано эпиграф «От сказки душе счастье и уму раздумье» .Физкультминутка была использована для психологической и физической разгрузки учащихся в виде танцевального ролика.. Урок спланирован и выдержан по времени, целесообразно распределены виды деятельности детей, учтены требования здоровье сбережения , индивидуальные особенности детей в классе, успешно сочетаются фронтальная, индивидуальная формы работы.
Темп урока был умеренно – быстрый. Происходила смена различных видов деятельности, что давало возможность поддерживать внимание учащихся и активизировать познавательную деятельность у учащихся. Дисциплина была нарушена.
Дети активно работали с предлагавшимися заданиями, проявляли самостоятельность мышления. Анализ ответов детей и записей в тетради показывает, что материал урока усвоен, осмыслен и может активно использоваться в новых ситуациях.
Цели, поставленные на уроке, достигнуты: результат работы – критерий оценивания за каждое задание дети получали монеты, затем переводили их в оценке, каждый ученик получил оценку за урок. Смена деятельности, благоприятный психологический климат всё это способствует сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учащихся.
В ходе урока я реализовала основную учебную цель: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков в процессе решения разнообразных задач и примеров.
Итоги урока были подведены с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.
Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний.
Фотоотчет.
Самостоятельная работа

Устная работа

Работа группой