Аналитическая справка по 4 классу при переходе в среднее звено
МБОУ «Крымская школа-гимназия»
Сакского района Республики Крым
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам психодиагностического исследования
учащихся 4-х классов
Цель исследования: изучение состояния и динамики образовательного процесса, психологического здоровья учащихся при переходе в среднее звено.
Задачи:
определение уровня интеллектуального и эмоционально-личностного развития учащихся;
определение педагогической эффективности ОУ;
выявление групп школьников, испытывающих трудности, определение природы и характера трудностей;
определение причин школьной неуспешности на разных этапах обучения, воспитания, поведения и развития;
определение уровня психологической готовности учащихся при переходе в среднее звено.
Психолог: Рыбась Елена Викторовна
Периодичность: 1 раз в год.
Сроки проведения исследования: март-апрель, 2016 года.
Использовался следующий психодиагностический инструментарий:
1. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), адаптированный М.К.Акимовой, Е. М. Борисовой.
2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модифицированный опросник Ч. Д. Спилбергера, выполненный А.Д. Андреевой).
3. Методика изучения самооценки и уровня притязаний школьников (модификация Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.Н. Прихожан).
4. Анкета Лускановой для оценки уровня школьной мотивации.
5. Методики для определения самооценки «Ступеньки».
Данный диагностический инструментарий позволяет выявить следующие показатели психического развития учащихся:
1) уровень умственного развития;
2) уровень эмоционального отношения к учению, мотивированность школьников;
3) уровень самооценки и притязаний.
Одним из кризисных этапов в школьной жизни является переход из начальной школы в среднюю - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой. Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет) таковы: ведущая деятельность - общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношения с людьми; формирование самооценки, характера; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями.
Поэтому необходимо обеспечить преемственность в обучении и развитии между начальной и основной школой, связанное с учетом психологических особенностей данного возрастного периода.
1. Умственное развитие школьников
В исследовании приняли участие 26 человек (мальчиков – 20, девочек – 15).
1.1. Уровень умственного развития.
Тестирование осуществлялось групповым интеллектуальным тестом (ГИТ), предназначенным для изучения уровня умственного развития и степени обученности учащихся 4-5-х классов. В состав его 7-ми субтестов входят задания, построенные на основе понятий, отобранных на основе психологического анализа учебных программ и учебников начального звена и 5-х классов общеобразовательной школы, что помогает определить, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень умственного развития соответствует психологической норме у 86% обследованных учащихся (27 человек). 8,6% обследуемых имеют высокий уровень умственного развития и 34% учащихся имеют выше среднего уровень умственного развития. Таким образом, эти дети способны обучаться в школе на «хорошо» и «отлично».
40% обследованных четвероклассников имеют близкий к норме (средний) уровень умственного развития. При создании эффективной образовательной среды, при учете индивидуальных особенностей детей, при поддержании учебной мотивации психологическое развитие этих детей позволяет делать благоприятный прогноз в обучении.
17% учащихся с низким и очень низким уровнем умственного развития (большинство представлено мальчиками 4Б класса). Выявление таких детей говорит о необходимости дополнительной коррекции их умственного развития, о возможности привлечения большего внимания к процессу их обучения со стороны родителей, педагогов и психолога.
Причинами отставания от социально-психологической нормы могут быть:
неэффективность систем и методов преподавания;
психофизиологические особенности ребенка;
низкий уровень психологической готовности к школе;
низкая мотивация к учению и др.
2. Мотивация и эмоциональное отношение к учению
2.1. Эмоции в учебной деятельности
Методика изучает степень познавательной активности, тревожности и негативных эмоций. Позволяет получить данные о состоянии основных эмоциональных процессов и характере их проявления в ходе учебной деятельности.
2.1.1. Тревожность (общая по классам)
Большинство учащихся имеют средний уровень тревожности - 40%. Отклонение от нормы в сторону повышения или понижения тревожности уже должно привлекать к себе внимание. Дети с низкой тревожностью по поводу учения (35%), можно предположить, в процессе обучения будут отвлечены, заторможены и безинициативны. Материал ими усваивается не за счет собственных стремлений к познанию, а потому что «все учатся». Высокая тревожность по поводу учения, напротив, будет требовать достаточно сил на уменьшение напряжения, тем самым снижая эффективность учения. Таких учащихся в результате диагностики выявлено 30% (большинство представлено мальчиками). С увеличением эмоционального напряжения увеличивается время, которое школьник расходует на учебные занятия: сокращается время на отдых, а часто и на сон, что неизбежно сказывается на психическом и физическом здоровье ребят.
2.1.2. Познавательная активность
46% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности, большинство которых представляют учащиеся 4-х классов (такие дети практически всегда любознательны, инициативны, самостоятельны). Низкая познавательная активность уже изначально определяет процесс обучения как скучный, неинтересный, а это 20% детей. Особые опасения должны вызывать те учащиеся, которые помимо низкой познавательной активности имеют высокую тревожность и высокую степень проявления гнева. Их выявление требует обязательной дополнительной работы по обнаружению причин возникшего эмоционального состояния и дальнейшей коррекционно-развивающей работы, осуществляемой психологом, педагогом, родителями.
2.1.3. Гнев
43% детей по отношению к школе гнева практически не испытывают. Эту группу представляют в основном учащиеся 4Б класса. 31 % учащихся в процессе учения иногда способны ощущать проявления сильного гнева. Большую обеспокоенность вызывают дети, наиболее часто испытывающие сильное негативное состояние - 25% от общего количества учащихся. У таких детей реакция активного протеста выражается в том, что ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене ссорится с одноклассниками. В эмоциональной сфере аффективная направленность выражается в виде вспышек раздражения, гнева, может проявляться в виде страха, депрессивных состояний.
2.2. Мотивация учения
Было выявлено следующее распределение учащихся по степени мотивации учения: продуктивную мотивацию с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему имеют 20% учащихся; позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу - 35% учащихся (большинство представлено девочками); средний уровень с несколько сниженной мотивацией имеют 20% обследованных четвероклассников (большинство представлено учащимися 4Б класса); сниженную мотивацию, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению – 20% учащихся (большинство представлено мальчиками); резко отрицательное отношение к учению - 11% (один человек).
2.3. Уровни эмоционального отношения к учению
Для определения причин низкого уровня мотивации как качественный показатель необходимо учитывать и эмоциональное отношение учащихся к учению, позволяющий проанализировать факторы, оказывающие наибольшее влияние на эмоциональное состояние школьников:
- продуктивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учению испытывают 48% учащихся. Данную группу представляет большинство девочек;
- переживание «школьной скуки» (при низкой познавательной активности) - 25% детей;
- негативное эмоциональное отношение (при низкой познавательной активности и высоком уровне гнева) - 12% (большинство представлено девочками);
- резко отрицательное отношение к школе и учению (помимо высокого уровня гнева, присутствует и высокая тревожность) и школьная тревожность не отмечается у учащихся;
- чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей (при высокой познавательной активности - высокий уровень тревожности и гнева) – 8%;
- школьную тревожность имеют 5% обследованных;
- позитивное отношение к учению при фрустрированности потребностей и позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения – 30% учащихся.
Наиболее часто встречаемыми внешними источниками тревожности, снижения мотивации к учению являются:
семейная ситуация (перенос эмоциональной нестабильности родителей по поводу обучения ребенка на него);
школьная неуспешность ребенка (неудовлетворенность отметками);
взаимоотношения с учителем (конфликты, несправедливое отношение, придирки);
взаимоотношения со сверстниками (положение, статус в коллективе, зависимость).
Также следует учитывать и внутренние источники тревожности:
внутренний конфликт (связанный с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией);
предшествующий неблагоприятный эмоциональный опыт (преобладающая отрицательная оценочная стимуляция, рост учебных неудач).
Во избежание увеличения количества учащихся с фрустрированностью значимых потребностей на уроке и увеличения повышенной эмоциональности на уроке уже сейчас педагогам в своей работе необходимо учитывать следующее:
- переориентация с оценки результатов учебной деятельности на оценку процессов по критерию объективной успешности;
- удовлетворение основных потребностей учащегося в любви, заботе, одобрении со стороны других, надежности, безопасности и т. д.;
- создание благоприятного климата в коллективе, развитие коммуникативной культуры.
3. Уровень самооценки и притязаний
Было выявлено, что нормальный для развития уровень самооценки и уровень притязаний имеет 32% и 49% учащихся соответственно.
Средний уровень развития самооценки имеют 21% ребят, но такие показатели мало способствуют адекватному личностному развитию.
26% учеников имеют очень высокую самооценку (большинство представлено девочками), что, в свою очередь, не позволяет им адекватно оценивать свои возможности. Это же можно сказать и о 10% ребят, которые имеют низкую самооценку, а также о 2% ребят с низким уровнем притязаний и 45% учащихся с завышенным уровнем притязаний.
Адекватно оценивают свои способности и личность в целом только 38% учащихся, имеющих умеренную степень дифференцированности самооценки.
Такой показатель, как степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой, свидетельствует о том, что 45% учащихся имеют хорошие перспективы личностного развития.
10% четвероклассников, имеющих сильную степень расхождения, либо ставят перед собой очень высокие, трудно достижимые цели (переоценивают свои силы и способности), либо не очень высоко оценивают себя, свои возможности.
Небольшие расхождения между уровнем притязаний и самооценкой имеют 45% учеников, которые не только не стремятся достичь больших успехов, не уверены в своих силах, но и свои возможности реализации себя в разных областях оценивают как одинаковые.
Сочетание степени дифференцированности самооценки и уровня притязаний позволяет говорить о том, что 47% четвероклассников имеют гармоничную самооценку, их притязания выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное развитие. Такой вариант отношения к себе является продуктивным в плане самоопределения.
17% учащихся, имея высокую и очень высокую самооценку, демонстрируют лишь общее положительное отношение к себе, «закрытость» от замечаний и оценкам окружающих. Несомненно, что подобная самооценка не несет в себе стимула для личностного развития.
6% четвероклассников имеют низкую самооценку, что свидетельствует о высокой тревожности и низком уровне социально-психологической адаптации.
Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка у 15% четвероклассников (большинство представлено девочками) указывает на глобальное, завышенное представление о себе. Такая "глобальная удовлетворенность собой" по большей части носит ярко выраженный защитный характер. Это именно те случаи, когда школьник "закрыт", нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям, оценкам окружающих. В других случаях подобная самооценка может выражать самые различные явления - инфантилизм, самодостаточность. Она может также выступать и как реактивное образование на какое-то сильное внешнее неблагополучие, остро переживаемый внутренний конфликт. Подобная самооценка не несет в себе стимула для личностного развития, т.е. является непродуктивной.
15% учащихся имеют сильно дифференцированную самооценку (в чем-то переоценивают свои возможности и способности, где-то, наоборот, недооценивают себя), что также не способствует гармоничному развитию личности.
4. Анкета Лускановой по изучению уровня школьной мотивации (общий)
15 чел. (42,9 %) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
13 чел. (37,1 %) – хорошая школьная мотивация, отношение к себе как к школьнику практически сформировано.
7 чел. (20 %) – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеклассными мероприятиями, внешняя мотивация.
Таким образом, анализ результатов социопсихологического исследования, проведенного среди учащихся четвертых классов, позволяет выделить следующие социально-психологические особенности школьников:
только 15% детей способны обучаться в школе на «хорошо» и «отлично». Среди трудностей отмечается недостаточный уровень знаний по русскому языку (18% успешности) при достаточно развитой способности оперативно переключаться с одного вида заданий на другой и развитом произвольном внимании и памяти (43% успешности выполнения);
большинство четвероклассников имеет средний уровень тревожности (45% учащихся), высокий уровень познавательной активности (77% учащихся) и не испытывают негативных эмоциональных переживаний на уроке (43 % учащихся);
большинство учащихся имеют средний уровень с несколько сниженной мотивацией (66% обследованных четвероклассников);
47% четвероклассников имеют гармоничную самооценку, что свидетельствует о хорошем уровне социально-психологической адаптации.
Можно предположить, что причинами, влияющими на возникновение проблем в умственном, личностном и эмоциональном развитии могут являться:
1. Недостаточный уровень умственного развития учащихся (обусловленный физиологическими особенностями ребенка).
2. Работа педагога со «средним» учеником без учета индивидуальных особенностей ребенка.
3. Недостаточный уровень преподавания основных школьных дисциплин, а также сформированности учебных навыков в области русского языка и математики.
4. Отсутствие четкой системы поощрений и наказаний, неадекватность оценивания возможностей учащихся
5. Сниженная познавательная мотивация к учению.
Успешная адаптация зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания деятельности и обучения ребенка в семье и школе. Сформированность познавательных процессов, хороший уровень социально-психологического развития, поддержка со стороны родителей и педагогов составляют надежную основу для быстрой адаптации пятиклассника.
Рекомендации по результатам исследования
1. Администрации
Проанализировать данные социопсихологического мониторинга по школе-гимназии.
Оценить качество применяемых образовательных технологий в их совокупности и уровень профессионализма педагогов.
Обратить внимание на четкость и доступность учебных программ.
Наметить план мероприятий по нивелированию выявленных проблем в когнитивном, личностном, эмоциональном развитии учащихся:
Организация проведения психолого-педагогических консилиумов с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого учащегося.
Создание условий для развития выявленных нарушений (приобретение оборудования, методической литературы, дидактических пособий).
Обеспечить необходимые условия (психологу, кл. руководителям) для качественной организации и проведения мероприятий по оказанию психологической помощи слабым учащимся.
Наметить план мероприятий по оказанию практической помощи, направленной на активизацию мыслительной деятельности выпускников начальной школы.
Активизировать работу МО.
Обратить особое внимание на комплектование учебных предметов техническими средствами обучения, наглядными материалами по предметам (схемы, таблицы, графики, плакаты, картины и т.п.), использование раздаточного материала на уроках.
Отрабатывать зачетную систему по всем предметам с целью закрепления знаний, умений, навыков в соответствии с государственным стандартом образования.
В течение года осуществлять контроль за выполнением управленческих решений.
1. Классному руководителю, учителям-предметникам:
В 5-х классах оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
Способствовать гармонизации образа «Я», повышению уверенности в себе и своих возможностей у детей с заниженной самооценкой.
Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5 классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
Способствовать снижению: общего уровня тревожности, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, страха и проблем в отношении с учителями.
Учитывать низкую сопротивляемость стрессу у учащихся.
Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности – учебе – приходит новая ведущая деятельность – общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
Провести с родителями дополнительные беседы с целью уточнения их отношения к детям, степени их участия в подготовке детьми домашнего задания, объяснения негативного воздействия на ребенка гиперопеки и эмоциональной прохладности родителей.
3. Родителям
Ознакомиться с результатами исследований и учитывать их при построении процесса домашнего обучения, воспитания ребенка.
Выработать систему конструктивного взаимодействия с педагогом, психологом и ребенком.
Пересмотреть в семье оценку жизненных ценностей. Развивать у детей интерес к знаниям.
Учить детей адекватной самооценке возможностей и способностей.
С целью повышения успешности обучения, воспитания ребенка принимать активное участие в жизни класса, школы.
Создавать в семье положительный эмоционально-психологический фон. Поощрять успехи ребенка, формировать культуру общения.
Помочь ребёнку составить режим дня, правильно распределять время.
Организовывать культурный досуг ребёнка, повышать знания об окружающем мире, общую эрудицию.
Для коррекции уровня тревожности и непродуктивной самооценки:
организация здорового образа жизни ребенка: урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, занятия спортом, отдых;
поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я»:
отказ от негативных оценок его личности;
терпимость к импульсивному поведению;
организация совместного досуга, расширяющего кругозор ребенка;
убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю воспитания.
Соблюдение предложенных рекомендаций и учет выявленных в ходе диагностического исследования проблем позволит создать более благоприятные условия для полноценного обучения и развития детей 10-11-летнего возраста, и в целом будет способствовать повышению качества оказываемых образовательных услуг.
Педагог-психолог Е.В.Рыбась
13PAGE 14915
Діаграма 1Діаграма 1Діаграма 2Заголовок 915