Статья на тему ИКТ на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС


Информационно-коммуникативные средства на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами «содержания образования», то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять. [1] В настоящее время для повышения эффективности усвоения знаний учащиеся должны уметь использовать интерактивные технологии, которые предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учащихся, развитие их творческого потенциала, навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Из этого вытекает, что способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей профессионализма учителя. И поэтому данная проблема очень актуальна.
Цель работы – систематизация опыта использования инновационных технологий в профессиональной деятельности учителя иностранного языка.
Задачи, которые можно решить в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ:
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
способствовать развитию коммуникативных навыков;
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
сформировать интеллектуальные умения учащихся;
естественным образом сформировать у учащихся навыки и умения работы с иноязычным материалом;
получить доступ в открытое общество и, следовательно, осуществить социализацию и актуализацию личности учащегося.
открыть доступ к возможности получения аутентичной информации на изучаемом языке и возможность общения с его носителями.
Активизировать познавательную деятельность, повысить качественную успеваемость школьников;
Развивать навыки самообразования и самоконтроля у учащихся;
Повысить уровень комфортности обучения;
Повысить активность и инициативность детей на уроке;
Развивать информационное мышление школьников, формировать информационно - коммуникационную компетентность. [2]
Для реализации большинства этих задач можно использовать следующие программы:
- Microsoft Word
-Microsoft Power Point
-Microsoft Movie Maker
-Microsoft Excel.
-Internet Explorer
Остановимся на некоторых из них.
Microsoft Word
Один из лучших текстовых редакторов. С использованием этой программы можно совершать коммуникативно важные действия над текстом. Word может использоваться для уроков иностранного языка в направлениях: как инструмент для создания тренировочных упражнений; как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на изучаемом языке.
Примеры заданий, которые можно использовать на уроках:[2]
- напечатайте текст, внесите в него изменения;
- сократите текст, оставив в нем самую важную информацию;
- найдите, выделите в тексте ответы на следующие вопросы;
- поделите текст на смысловые части;
- восстановите правильный порядок следования предложений;
- в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами. Восстановите его;
- найдите и выделите пассивные конструкции (жирным шрифтом, курсивом, красным цветом).
Также учащиеся могут создавать коммуникативно-важные тексты, например, поздравительные открытки, анкеты, биографии, проблемные тексты, рефераты.
На уроках иностранного языка можно использовать мультимедийные презентации, как собственной разработки, так и позаимствованные у других учителей с помощью сети интернет. Для этого можно использовать программу Power Point. Использование презентаций на уроках ведет к лучшему усвоению материала. Так как самим ученикам очень интересно создание презентаций. Учащиеся самостоятельно отбирают все интересующие их факты, выделяют наиболее актуальные проблемы для них. При этом они учатся работать с компьютером, концентрировать свои мысли на главном. Презентацию можно использовать и при объяснении новой темы, и при проверке домашнего задания, и на внеклассном мероприятии.
Internet Explorer.
«Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, и формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией»[3]
На уроках иностранного языка с помощью интернета можно:
- Интегрировать в программу обучения материалы сети
- осуществлять самостоятельный поиск информации учениками над проектами
- мотивировать к изучению иностранного языка посредством общения
- формировать и развивать навыки чтения (чтение текстов различной степени сложности), говорения (высказывания на заданную тему), аудирования (слушание аутентичных текстов), письма (переписка с носителями языка)
- пополнять словарный запас лексикой изучаемого языка
-получать страноведческие и культуроведческие знания
Уроки с использованием ИКТ актуальны . Мультимедийное сопровождение на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными, ускоряется процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, а это очень важно ввиду того, что особенностями современных детей являются клиповое мышление, высокая эмоциональность, повышенная утомляемость, высокая познавательная активность. Таким образом, использование современных ИКТ технологий облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.[4]

Список использованных ресурсов:
http://ped-kopilka.ru/blogs/fazulzjanova-aigul/ispolzovanie-informacionyh-tehnologi-na-urokah-inostranogo-jazyka-v-uslovijah-perehoda-na-fgos-vtorogo-pokolenija.html Фазульзянова А. Использование информационных технологий на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/02/22/informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-na-urokakh Ерохина Л.Л. Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка
http://www.skolano1.ru/node/168 Салуян О.А. Использвание ИКТ на уроках немецкого языка и внеурочной деятельности
http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/97/4408/ Пономарева А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС [Текст] / А. А. Пономарева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).