карточки для отработки вычислительных навыков 5-6
Карточки для отработки вычислительных навыков
В современном обществе при обучении математике в школе на первом месте стоит развитие мышления школьника. Тем не менее при отсутствии отработанных вычислительных навыков говорить о развитии математического мышления нет смысла.
Предлагаю подборку карточек, которые помогают отработать определенные вычислительные навыки, а также могут быть использованы для проверки изученного материала. Их можно использовать и для работы в классе, и для домашней работы.
Карточки для устного счета позволяют отрабатывать отдельное действие (в строчку) или действия в комплексе (столбик). Также такое расположение заданий позволяет составить несколько похожих вариантов для письменной или устной проверки или дифференцировать работу на уроке.
Очень удобно для проверки вычислительных навыков использовать «помощников». Это дети, которые ответили свои примеры без ошибок и могут проверять других учеников и выставлять им оценки.
Крупный шрифт делает работу более комфортной для ребенка.
5 класс
Тема: «Письменное деление»
1) 325 : 5 7) 40 815 : 45 13) 4 300 500 : 150
2) 7 252 : 7 8) 2 268 : 42 14) 631 400 : 205
3) 44 200 : 80 9) 30 086 : 98 15) 301 320 : 558
4) 2 676 : 12 10) 72 600 : 120 16) 129 668 : 421
5) 24 840 : 23 11) 20 293 : 223 17) 1 422 311 : 473
6) 16 218 : 18 12) 11 016 : 102 18) 44 200 : 136
Подсказка:
в результате вычислений получаются следующие ответы:
907; 108; 91; 3007; 307; 555; 65; 308; 3080; 223; 28670; 901; 540; 1080; 54; 1036; 605; 325.
Тема «Порядок выполнения действий»
Укажи, какое действие выполняется последним (знаком заменены числа) Укажи, какое действие выполняется последним (знаком заменены числа)
А Б
1 + - + - + 1 · ( - )
2 ( - ) : + 2 + ( - ) : - ( - ) ·
3 ( + : - ) · - ( · + ) 3 · + : -
4 ( - ) : ( + ) · ( - ) 4 ( + ) · ( + ) · ( + )
5 : · 5 : ·
6 + : + - · - + 6 · : ( - ) : +
7 · : · : 7 ( + ) · -
8 ( : + · - · ) – ( - ) 8 + · - :
9 ( - ) · ( + ) · ( - ) 9 ( + ) · - ( + ) : :
10 + - 10 - :
11 ( + ) : - · ( + ) 11 (( - ) : - ) + · ( - : )
12 ( - ) · : ( + ) 12 · ( - ) : + :
13 ( - ) · + 13 · ( - ) +
14 ( - ) · + · ( - ) : 14 + ( - ) : · ( - ) -
15 + · 15 ( - ) · + ( - )
16 : ( + ) - · ( - ) : 16 ( + + ) - : -
17 ( - ) · · · ( - ) 17 · ( : - : ) +
18 ( + ) · - 18 · ( + ) + + : -
19 ( - - ) · - · ( + + ) 19 - - +
20 · · 20 ( + ) + ( + ) :
Тема «Единицы измерения площади»
Выразите в см Выразите в м Выразите в арах Вставьте пропущенные числа
1 1 дм 1 а 1 га4 см = …… мм
2 4 дм 4 а 5 га12 дм = …… см
3 105 дм 23 а 12 га11 а = …… м
4 7 дм 87 см 45 а 23 м 234 га41 га = ……. м
5 20 дм 6 мм 100 а 6 м 65 га 13 а 1 км = ……. м
6 1 м 1 га2 га 6 а 5 га = ……. а
7 13 м 8 га1 км 14 км = ……. га
8 21 м 8 дм 89 га36 км 1 км = …… а
9 3 м 9 см 34 га 92 а 680 км 87 га500 см = ……. дм
10 100 мм 15 га 56 м 3 км 67 а 40 000 см = …..дм
11 600 мм 1 га 1 а 1 м 1 км 1 га 1 а 24 км 4 га = …… га12 3000 мм 1 км 100 м 5 км 6 а = …… а13 40 000 мм 65 км 700 м 3 га 3 а = ……. м
14 800 000 мм 13 км 5 га17 000 м 765 а = ……. м
15 1 а 2 км 3 а 600 000 м 8 км 8 м =…….м
16 2 а 100 дм 10 000 см 10 000 м = ……дм
17 1 а 35 м 3400 дм 200 000 см 65 м 76 см = мм
18 2 а 45 дм 100 000 дм 5 000 000 см 65 000 мм = …..см219 3 а 13 см 1 000 000 см 123 га400 000 см = …. м
20 8 дм 8 а 60 км 80 000 м = ….. а
21 15 м 13 га4 км 16 га 7 а 900 000 м = ….. га
22 8000 мм 7 км 60 000 м 6 дм 9 см = ….см
23 10 а 36 а 98 м 800 000 м 17 км = ….. м
24 67 000 мм 2 га 2 а 2 м 88 га 65 а 765 га = …….дм
25 3 м 5 см 400 000 см 1 000 000 см 6 м = ……..мм
26 12 дм 6 см 600 000 дм 12 км 6 а 20 000 га = …..м
Тема «Десятичные дроби»
Заполните пропуски: Выполните обратное соотношение:
1 см = ………... мм 1 мм = …………….. см
1дм = ………….см 1 см = ……………… дм
1 м = …………... см 1 см = ……………… м
1 км = ………….. м 1 м = ………………. км
1 кг = …………… г 1 г = ………………. кг
1 ц = ……………. кг 1 кг = ……………… ц1 т = …………….. кг 1 кг = ……………… т
1 см2 = ……..…… мм2 1 мм2 = ……………. см2
1 дм2 = ……………. см2 1 см2 = ……………. дм2
1 м2 = ………………. см2 1 см2 = …………….. м2
1 км2 = ……………….. м2 1 м2 = ………………. км2
1 см3 = ………………. мм3 1 мм3 = …………….. см3
1 литр = ……………… см21 см3 = ……………… литра
1 м3 = ………………… дм3 1 дм3 = ………………. м3
1 км3 = ……………….. м3 1 м3 = ………………… км3
Тема «Упрощение выражений».
1. (а + b) + с = а + (b + с) = (а + с) + b2. а – (b + с) = а – b – с
3. (а + b) – с = (а – с) + b = (b – с) + а
Используя эти свойства, упростите выражение:
1) (х + 24) + 17 =
2) 50 – (34 + х) =
3) (х + 16) – 10 =
4) 80 + х + 45 =
5) х – 25 – 15 =
6) 50 – х + 20 =
Тема «Обыкновенные дроби»
Выделите целую часть из неправильной дроби
1 2 3 4 5 6 7 8
А
Б
В
Г
Д
Замените неправильной дробью
1 2 3 4 5 6 7 8
А 1 3 4 1 6 7 9 4
Б 4 5 6 5 10 3 2 13
В 4 1 3 7 11 13 17 12
Г 2 1 7 5 10 7 17 20
Д 9 8 11 18 8 20 5 1
Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Расшифруй скороговорку. Повтори ее 10 раз подряд. (Архип охрип, Осип осип)
Т + 3 А 15 - ( 7 + 4 )
О 9 - 5 И ( 2 + 8 ) - 4
Р 1 + 2 Х ( 4 + 3 ) – ( 12 - 8 )
П 4 - 1 С 12 - ( 5 + 6 - 2 )
3 4 4 6 2
3 4 4 6 2
3 2 6 2
3 2 6 2
Вычислите устно:
А Б В Г Д Е
1 - + 1 - 4 - 2 + 1 -
2 + + 4 - 13 - 7 + 3 1 -
3 - + 2 6 - 2 4 + 2 + 1 -
4 - + 8 - 6 + 3 + 1 7 -
5 - 8 + 6 5 - 11 - 3 + 2 7 - 6
6 + + 3 - 5 - 3 + 9 - 2
7 + 2 + 9 - 6 1 + 3 + 2 6 - 5
8 - 7 + 8 1 - 2 - 1 + 1 -
9 - 8 + 1 4 - 4 + 2 5 + 7 9 - 5
10 - + 9 - 3 6 - 4 4 + 8 - 7
11 - + 6 7 - 2 + 3 + 1 -
12 + 4 + 1 8 - 6 3 + 5 + 2 6 - 3
13 - + 6 3 - 1 + 2 + 1 -
14 + 4 + 1 4 - 3 3 - 1 6 + 7 8 - 3
15 - 7 + 3 - 2 10 - 7 1 + 8 8 - 5
Выполните действия с десятичными дробями
1 2 3 4
А 0,21 + 12 2 – 0,4 10 · 0,04 1,8 : 0,6
В 11 + 0,4 8,4 – 4,8 0,21 · 100 12,5 : 10
В 0,26 + 9,4 0,58 – 0,2 0,07 · 100 6,9 : 3
Г 0,43 + 0,7 9,1 – 0,4 0,13 · 0 0,65 : 5
Д 0,7 + 8 1,5 – 0,11 1,2 · 7 0,9 : 10
Е 0,9 + 0,7 16,5 – 8 0,6 · 0,3 18,6 : 0,3
Ж 8,2 + 0,18 19,11 – 4 0,13 · 1 4 : 100
З3,17 + 23 21,8 – 5 0,5 · 0,01 0 : 0,7
И 0,126 + 0,874 0,527 – 5 0,1 · 0,1 0,8 : 4
К 7,81 + 0,19 0,7 – 1,13 0,8 · 1,1 2 : 0,1
Л 6,25 + 5 1 – 0,7 4,203 · 0,1 1,2 : 3
М 0,05 + 15 0,9 – 0,09 0,5 · 18 4 : 0,5
Н 0,47 + 1,03 7 – 0,7 0,6 · 5 1 : 10
О 5,74 + 0,3 0,4 – 0,15 36 · 0,5 6,06 : 6
П4,23 + 1,7 7 – 0,3 4,7 · 0,1 0,3 : 0,01
Р1,02 + 0,18 0,4 – 0,01 0,26 · 10 6,24 : 0,3
С 3,01 + 0,09 4 – 1,2 47,84 · 0 7,5 : 0,25
Т 14,4 + 0,06 11 – 0,02 800 · 0,1 1 : 0,4
У 0,8 + 7 1 – 0,001 0,004 · 100 26 : 1,3
Ф 3,4 + 10,56 0,1 – 0,01 0,13 · 0,01 5,4 : 0,18
Выполните действия с десятичными дробями
А Б В Г
1 0,2 + 0,3 0,4 + 0,3 0,2 + 0,5 0,6 + 0,3
2 1,34 · 10 1,34 · 100 1,34 · 100 1,34 · 10
3 3,6 : 6 7,2 : 8 3,6 : 9 7,2 : 9
4 4 – 0,6 5 – 0,7 3 – 0,4 2 – 0,1
5 0,1 · 0,2 0,2 · 0,4 0,3 · 0,2 0,1 · 0,5
6 90 + 1,1 70 + 5,4 50 + 3,6 80 +4,2
7 0,35 : 0,7 0,48 : 0,8 0,24 : 0,3 0,12 : 0,4
8 3,21 – 1,2 6,75 – 3,4 8,43 – 5,3 9,54 – 6,1
9 2 · 1,8 3 · 1,8 4 · 1,3 6 · 1,3
10 3,2 : 0,2 4,3 : 0,1 4,2 :0,2 5,6 : 0,8
11 0,3 + 0,13 0,4 + 0,03 0,2 + 0,15 0,6 + 0,11
12 55 : 100 45 : 10 320 :100 65 :100
13 3,6 – 2,11 5,6 – 1,13 3,6 – 3,15 3,8 – 1,45
14 20 · 0,4 30 · 0,2 40 · 0,1 20 · 0,2
15 0,8 : 0,02 0,6 : 0,03 0,8 : 0,04 0,9 : 0,03
16 3,4 – 1,5 5,2 – 2,9 4,3 – 2,7 3,6 – 2,8
17 2,3 · 0,3 3,3 · 0,2 4,3 · 0,2 6,3 · 0,1
18 1: 2 2 : 5 4 : 8 3: 5
19 10 – 4,35 10 – 2,33 10 – 5,72 10 – 4,25
20 1,24 + 0,76 4,91 + 0,09 2,54 + 0,46 5,33 + 0,67
21 0,5 · 0,2 0,5 · 0,6 0,8 · 0,5 0,5 · 0,4
22 0,21 : 7 0,56 : 8 0,64 : 8 0,45 : 5
23 9,1 – 6 7,4 – 5 5,8 – 4 3,2 – 2
24 0,45 : 0,15 0,36 : 0,18 0,52 : 0,13 0,34 : 0,17
6 класс
Из букв, соответствующим истинным высказываниям, составь математический термин:
Р 8 – делитель 68 Н 70 – кратное 5
А 15 – делитель 3 Т 4 – кратное 12
К 24 – делитель 72 С 56 – кратное 7
У 1 – делитель a О x – кратное xВосстановите запись:
= = = =
= = = =
= = = =
= = = =
Переведите в десятичную дробь:
1 2 3 4 5 6 7 8
А
Б
В
Г
Д
Сократите дробь
1 2 3 4 5 6 7 8
А
Б
В
Г
Д
Тема: «Деление обыкновенных дробей»
Правило Образец решения Примеры
: = ·
1) первую дробь переписываем без изменения
2) деление заменяем умножением
3) у второй дроби меняем местами числитель и знаменатель 1) : = · = = 1
2) : 4 = : = · =
3) 14 : = : = · = 16
4) 1 : = : = · = = = 2 1) : 11) 3 :
2) : 5 12) :
3) 5 : 13) 1 : 1
4) 7 : 11 14) 3 : 2
5) : 9 15) 7 : 1
6) : 16) 3 : 1
7) 21 : 17) : 2
8) 4 : 3 18) 0 :
9) 12 : 19) :
10) : 20) 2 : 11
Тема: «Вычисление числа по его дроби»
Пример 1.
Длина дороги 30 км, и ее засыпано гравием. Сколько это километров?
30 · = 18 (км)
Пример 2.
Расчистили от снега дорожки. Это составило 10 м. Какова длина всей дорожки?
10 : = 15 (м)
1. Девочка исписала 36 страниц, что составило общей тетради. Сколько всего страниц в тетради?
2. Мальчик прочитал 36 страниц, что составило всей книги. Сколько страниц в книге? Сколько страниц ему осталось прочитать?
3. Туристы проплыли на байдарках намеченного маршрута, после чего им осталось проплыть 24 км. Какова длина всего маршрута?
4. Ширина прямоугольника 10 см, что составляет его длины. Какова площадь прямоугольника?
5. На пришкольном участке посадили 6 берез и 3 ивы. Число посаженных деревьев составило 0,3 числа деревьев, которые запланировали посадить. Сколько деревьев запланировано посадить на участке?
6. Сторона квадрата 10 см. Она составляет длины прямоугольника и его ширины. Какова площадь заданного прямоугольника? На сколько площадь прямоугольника больше площади квадрата?
7. Две бригады начали одновременно проходку тоннеля, двигаясь навстречу друг другу. Одна бригада проходит в день 2 м тоннеля, что составляет от выработки в день второй бригады. Через сколько дней бригады закончат проходку тоннеля длиной 250 м?
Задачи по теме: «Прямая и обратная пропорциональность»
1. Для покраски пола в комнате площадью 24 м² понадобится 4,8 кг краски. Сколько нужно такой краски, чтобы покрасить пол в другой комнате площадью 14 м²?
2. На 5 га посеяно 17,5 ц зерна. Сколько зерна потребуется на засев 8 га?
3. В 900 г раствора содержится 36 г соли. Сколько соли содержится в 50 г раствора?
4. За 7 ч плот проплыл по реке 22,4 км. За сколько часов этот плот проплывет 35 км?
5. Стальной брусок объемом 50 см³ весит 235 г. Сколько весит стальной брусок объемом в 60 см³?
6. При варке варенья на 3 стакана ягод берут 2 стакана сахарного песка. Сколько песка нужно взять на 5 стакана ягод?
7. Пятеро рабочих выполняют работу за 16 дней. За сколько дней выполнят ту же работу 8 рабочих, если производительность труда одинаковая?
8. Если при постройке забора школьного участка вкапывать столбы на расстоянии 3 м друг от друга, то понадобится 84 столба. Сколько нужно столбов, если их вкапывать на расстоянии 4,2 м друг от друга?
9. Если при печатании рукописи на каждой странице помещать 32 строки, то рукопись будет иметь 144 страницы. Сколько страниц будет иметь рукопись, если помещать на каждой странице 24 строки?
10. На путь от турбазы до станции турист потратил 3,5 ч при скорости 5 км/ч. Сколько ему понадобится времени на обратную дорогу при скорости 7 км/ч?
11. Длина реки Невы 74 км. Чему равняется ее длина на карте, масштаб которой 1 : 1 000 000?
12. Расстояние от Москвы до Тулы на карте с масштабом 1 : 10 000 000, равно 2 см. Чему равно это расстояние на местности?
13. Два прямоугольника имеют одинаковую площадь. Длина первого прямоугольника 1,8 м, а ширина 0,5 м. Длина второго прямоугольника 0,6 м. Найдите ширину второго прямоугольника.
14. Две машинистки перепечатывают рукопись за 8 ч. Сколько нужно взять машинисток, чтобы успеть перепечатать рукопись за 2 ч?
15. Для перевозки груза машине грузоподъемностью 7,5 т пришлось сделать 12 рейсов. Сколько рейсов придется сделать машине грузоподъемностью 9 т для перевозки этого же груза?
16. На изготовление некоторого количества деталей первый станок – автомат тратит 3,5 мин, а второй 5 мин. Сколько деталей в минуту изготавливает второй станок, если первый станок изготавливает 20 деталей в минуту?
Тема: «Сложение рациональных чисел»
1. Вычислите сумму:
1 + (- 6) = - 4 + 4 = 14 + (- 25) = 17 + (- 18) = - 9 + 6 =
- 1 + 6 = 3 + (- 6) = - 8 + 3 = - 29 + 29 = 31 + (- 18) =
- 2 + 4 = - 5 + 6 = - 11 + 11 = 15 + (- 23) = 16 + (- 27) =
5 + (- 3) = 4 + (- 1) = 55 + (- 24) = - 14 + 29 = - 55 + 24 =
2. Заполните таблицу:
a3 - 6 - 3 - 1 - 2 7 0 - 4 8 - 1 - 14 5
b5 2 - 2 - 5 2 - 5 -9 0 - 8 10 14 - 17
a + b3. Восстановите пропуски в записи примеров:
1) - 7 + … = - 4 2) … + 8 = - 1 3) 9 + … = 0
4) - 7 + … = - 10 5) … + (- 8) = - 17 6) … + 11 = 0
7) 7 + … = 4 8) … + (- 8) = 1 9) - 12 + … = 0
Вычислите:
1) (- 3,75) + 2,25 2) 0,35 + (- 7,45) 3) – 5,35 + 3,05 4) – 14,35 + 21,05
5) 18,23 + (- 10,03) 6) – 12,57 + 43,57 7) -9 + (- 24,3) 8) – 6,12 + (- 7,38)
9) – 3,2 + (- 4,3) 10) – 7,2 + (- 3,11) 11) - 0,48 + (- 2,7) 12) 3,5 + (- 8,3)13) 9,1 + (- 1,9) 14) 3,8 + (- 0,15) 15) - 0,37 + 2,4 16) – 17,9 + 3,12Выполните сложение:
а) - + (-) б) - + в) - + (- ) г) - +
д) - + (-) е) - + ж) - + з) + (-)
и) - + (-) к) - + л) + (-) м) - +
Выполните сложение:
а) - + б) - + (-) в) - + (-) г) - +
д) - + (- ) е) + (-) ж) - + з) - + (- )
и) + (-) к) - + (- ) л) - + м) + (- )
Заполните таблицу:
m0,7 - 3,17 0 - 0,09 - 6,3 - 29,7 11 - 2,04
n- 0,7 2,07 - 8,5 - 3,11 10 3,6 -10,2 - 1,96
m + nЗаполните таблицу:
m- - 9 0 - 1 4 - - 7
n- 6 - 1 - 3 0 - 4 - - 2
m + nКакой знак («+» или « - «) надо поставить в квадратике, чтобы получилось верное равенство? Запишите получившиеся примеры.
1) (5) + (- 7) = - 12 2) – 9 + (13) = 4
3) (9) + (9) = 0 4) (25) + (15) = - 40
5) (26) + (28) = - 2 6) (17) + (13) = 30
Заполните таблицу:
Выражение Сумма
положительных слагаемых отрицательных слагаемых общая
- 3 + 6 + (- 2) + 10 16 - 5 11
- 4 + 7 + (- 9) + 8 - 5 + 4 + (- 1) + 2 9 + (- 4) + 7 + (- 12) 3 + 11 + (- 7) + (- 8) - 12 + 7 + (- 3) + 9 - 8 + 4 + (- 6) + 12 6 + (- 11) + 7 + (- 8) 11 + (- 5) + 6 + 1 + (- 4) - 10 + 2 + (- 5) + (- 8) + 12
Тема: «Раскрытие скобок»
Раскройте скобки и упростите полученное выражение. Для самопроверки: в результате должно получиться одно из выражений, указанных ниже.
1) 4(х – 3) – 2х =
2) – 2(3а + 1) + 6а =
3) – 2(х – 5) – 1=
4) (2а – 1) · (- 2) + 2 =
5) – (а – 5) + 2а =
6) 6х – 2(3х – 1) =
7) 3(а – 5) + 5(3 – а) =
8) - 4(2b + 1) - 2b + 3 =
9) х – 1 – 2(х + 2) =
10) 2(а + 3) – (а – 3) + 1 =
11) 5(1 – 2а) – 3(а + 1) =
12) 3(2 – с) – 4(с + 3) =
Ответы:
- 2а; а + 10; - 4а + 4; 2х – 12; 2; - 6 – 7с; а + 5; - 2; - х – 5; 2 – 13а; - 10b – 1; - 2х + 9.
Поставьте знак «+» рядом с верным решением уравнения. В неверно решенных уравнениях подчеркните ошибки.
1) 6у – (у – 1) = 2(2у – 4)
6у – у – 1 = 4у – 8
5у – 1 = 4у – 8
5у – 4у = - 8 + 1
у = - 7 1) 3х – (12 – х) = 4(5 – х)
3х – 12 + х = 20 – х
4х – 12 = 20 – х
4х + х = 20 + 12
5х = 32
х = 32 : 5
х = 6,4
2) 6у – (у – 1) = 2(2у – 4)
6у – у + 1 = 4у – 8
5у + 1 = 4у – 8
5у – 4у = - 8 - 1
у = - 9 2) 3х – (12 – х) = 4(5 – х)
3х – 12 + х = 20 – 4х
4х – 12 = 20 – 4х
4х + 4х = 20 - 12
8х = 8
х = 8 : 8
х = 1
3) 6у – (у – 1) = 2(2у – 4)
6у – у + 1 = 4у – 4
5у + 1 = 4у – 4
5у – 4у = - 4 - 1
у = - 5 1) 3х – (12 – х) = 4(5 – х)
3х – 12 + х = 20 – 4х
4х – 12 = 20 – 4х
4х + 4х = 20 + 12
8х = 32
х = 32 : 8
х = 4
4) 6у – (у – 1) = 2(2у – 4)
6у – у + 1 = 4у – 8
5у + 1 = 4у – 8
5у – 4у = - 8 + 1
у = - 7 1) 3х – (12 – х) = 4(5 – х)
3х – 12 - х = 20 – 4х
2х – 12 = 20 – 4х
2х + 4х = 20 + 12
6х = 32
х = 32 : 6
х = 5