Презентация по русскому языку в казахских классах на тему Сложные слова. соединительные буквы и сочетания (6 класс)
Урок русского языка в 6 «А» - 13.11.15 г., 6 «Ә» - 14.11.15г.
Тема: Словообразование. Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ образования слов
Ссылки: Календарный план, учебник
Цель урока: Активизировать знания учащихся о словообразовании; усвоение способов образования слов (пристав., суффикс., прист.-суффикс., бессуффикс.); определять с помощью чего образовано слово, находить исходную единицу, от которой образовано слово; производить словообразовательный анализ.
Результат обучения: Знают о морфемных способах образования слов(приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном, бессуффиксальном); знают об изменении лексического значения слова при образовании нового слова
Тип урока: Объяснение новой темы
Ход урока Орг.моментПроверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы
Деятельность Учитель Учащиеся
Совместная постановка целей и задач урока «Спорт в жизни человека» Упр.155 Как звали в Греции бога врачевателя? Что входило в обязанности Панакеи? За чем следила Гигиея? Какую эмблему имеет медицина в наши дни? Учащиеся отвечают на вопросы
Открытие новых знаний Поклонялись, исцелять от какого слова образованы слова
Как образованы слова Поклон- поклонение
Исцеление-целитель
Введение в урок Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный «Мозговой штурм» Задание №1. Упр.157 скажите одним словом. Групповая работа Задание №1
Образуйте, используя суффиксы –чик, -очк, -оньк, -еньк новые слова, выделите приставки.
Роза, Юля, береза, Маша, костюмчик, зеленый, стакан.
Задание №2
Подберите к данным словам однокоренные слова с возможными суффиксами, разберите по составу слова.
Корова, рыба, дядя, чаша, Саша, мост, гряда, двор, верх, лед, гора, еж, сад, стрела, ива.Задание №3
Разберите слова по составу слова
Соловушка, пятнышко, печка, ванночка, козочка, книжечка, полюшко. Рефлексия «+», «-» Учащиеся используют стикерыДом.работаУпр. 159, 162 От существительных при помощи суффиксов образуйте новые слова
Урок русского языка в 6 «А» - 14.11.15 г., 6 «Ә» - 17.11.15г.
Тема: Сложные слова. Соединительные буквы и сочетания.
Ссылки: Календарный план, учебник
Цель урока: Активизировать знания учащихся о словообразовании; о сложных словах; усвоение способов образования слов (пристав., суффикс., прист.-суффикс., бессуффикс.); определять с помощью чего образовано слово, находить исходную единицу, от которой образовано слово; производить словообразовательный анализ.
Результат обучения: Знают о сложных словах, о соединительных букв и сочетаниях; знают об изменении лексического значения слова при образовании нового слова
Тип урока: Объяснение новой темы
Ход урока Орг.моментПроверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы
Деятельность Учитель Учащиеся
Необъявленная тема Словарный диктант
Босоногий, следопыт, полководец, водоросли, паровоз, самолет, вертолет, пароход, пешеход, дровосек, пулемет, зубочистка, чистописаниеУчащиеся записывают словарный диктант
Открытие новых знаний «Согласен-несогласен»
Учащиеся читают вслух и разбирают по составу слова
Введение в урок Сложные слова образуются путем сложения:
Целых слов: летчик-космонавт
Основ слов с соединительной гласной: пароход, птицефабрика
Части слова с целым словом: спортплощадка, физкультура
Сокращенных слов: театр юного зрителя – ТЮЗ
В сложных словах соединительная О пишется после твердых согласных, а соединительная Е – после мягких согласных, шипящих и ЦСлайды
«Две звезды – одно пожелание» Задание №1.
ЗЕМЛ: делать, владеть, пахать, черпать, роет, мерить, пользование, трястись, копать.
ВОД: качать, лазить, пить, хранить, возить, мерить, плавать, раздел, емкость Учащиеся составляют сложные слова
Игровая работа Задание №1
Придумайте и запишите 5-7 сложных слов с указанным корнем.
Вариант №1 ХОД
Вариант №2 ЛЕС
Задание №2 Упр. 168 Образуйте сложные слова от данных слов. Назовите способ их образования. Учащиеся составляют сложные слова
Развитие речи Упр.166 Кажымукан МунайтпасовЧтение и пересказ
Словарная работа: мемориальная доска
ПриволочьЦирк шапито Читают и пересказывают
Рефлексия «+», «-» Учащиеся используют стикерыДом.работаУпр. 169 подчеркните соединительную гласную О и Е. Объясните свой выбор Урок русского языка в 6 «А» - 20.11.15 г., 6 «Ә» - 21.11.15г.
Тема: Сложносокращенные слова и их употребление в речи.
Ссылки: Календарный план, учебник
Цель урока: Активизировать знания учащихся о словообразовании; о сложных словах; о сложносокращенных словах; усвоение способов образования слов (пристав., суффикс., прист.-суффикс., бессуффикс.); определять с помощью чего образовано слово, находить исходную единицу, от которой образовано слово; производить словообразовательный анализ.
Результат обучения: Знают о сложносокращенных словах; знают об изменении лексического значения слова при образовании нового слова
Тип урока: Объяснение новой темы
Ход урока Орг.моментПроверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы
Деятельность Учитель Учащиеся
Актуализация знаний Дифференцированные вопросы:
Что такое словообразование?
Способы образования слов?
Что такое сложные слова?
Соединительные О и Е?
Привести примеры.
Учащиеся отвечают на вопросы
Изучение нового материала Слова, образованные путем сложения сокращенных основ, называются сложносокращенными. В образовании сложносокращенных слов участвуют:
Несколько звуков: юн(ый) кор(респондент) – юнкор;
Начальная буква: содружество независимых государств – СНГ (эс эн гэ);
Начальный звук: Алматинский государственный педагогический университет - АГПУ Слайды
Контроль знаний Составление постера
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: корень - суффикс – окончание: книжка, котик, поварУкажите однокоренные слова: слезы, слезают, слезки, слезливый.
Укажите слова с разделительным твердым знаком: обез.яна, в.ехал, за.явление, в.юга, под.ходРазберите слова по составу: соринка, совенок, ракетка, хлопушка, покраска, самокат
Учащиеся составляют постер
Отвечают на вопросы
Развитие речи Упр.175 Балуан ШолакВ каком году родился Б.Ш? Каково его настоящее имя? Почему мальчика прозвали Шолаком? Каким он был в детстве? Что его было главным увлечением? Как его имя осталось в памяти народа Читают и пересказывают.
Отвечают на вопросы
Рефлексия «+», «-» Учащиеся используют стикерыДом.работаУпр. 173, 174 Урок русского языка в 6 «А» - 21.11.15 г., 6 «Ә» - 24.11.15г.
Тема: Случаи чередований в корневых и аффиксальных морфемах
Ссылки: Календарный план, учебник
Цель урока: Активизировать знания учащихся о словообразовании; о сложных словах; о случаях чередований в корневых и аффиксальных морфемах; усвоение способов образования слов (пристав., суффикс., прист.-суффикс., бессуффикс.); определять с помощью чего образовано слово, находить исходную единицу, от которой образовано слово; производить словообразовательный анализ.
Результат обучения: Знают о случаях чередований в корневых и аффиксальных морфемах; знают об изменении лексического значения слова при образовании нового слова
Тип урока: Объяснение новой темы
Ход урока Орг.моментПроверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы
Деятельность Учитель Учащиеся
Необъявленная тема
«Мозговой штурм» Подберите однокоренные слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное.
Дом,….,….,….
Бег,….,…..,….
Желт,…..,……,……
Бел,…..,…….,…… Учащиеся записывают словарный диктант
Открытие новых знаний Прочитайте и найдите ошибки.
Всхадило сонце. На трове, на зелини диревьев сверкала раса. Кругом была полная тиш. Я седел с удочькой на берегуречьки и увидел кожку.
Напишите, какие орфограммы следует повторить ученику, допустившему эти ошибки. Приведите примеры всех этих ошибок. Учащиеся читают вслух и исправляют ошибки.
Введение в урок В корнях слов могут происходить чередования согласных звуков: Слайды
Г-ж-з
К-ч-ц
Д-ж-ждТ-ч-щ
Х-ш
З-ж
С-ш
Ск-ст-щ
Б-блП-плМ-мл
В-влДруг-дружить, дружба, друзья
Рука-ручка-ручной, лик-лицо-личный
Ходить-хожу-хождение
Свет-свеча-освещение
Слух-слушатьВозить-вожу; сказать-скажу
Носить-ношу; просить-прошу
Пускать-пустить-пущу
Любить-люблюНасыпать-насыплюКормить-кормлю-кормление
Ловить-ловлю-ловля Развитие речи Задание №1
Упр.179 прочитайте пословицы и поговорки. Раскройте их содержание.
Задание №2 Упр. 181 Прочитайте и озаглавьте текст. Какова его основная мысль. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов. Учащиеся составляют сложные слова
Рефлексия «+», «-» Учащиеся испо. стикерыДом.работаУпр. 186 Передайте кратко содержание текста. Что вы можете добавить о нашей родине? Урок русского языка в 6 «А» - 28.11.15 г., 6 «Ә» - 5.12.15г.
Тема: Новые слова и формы слова. Словообразующие морфемы
Ссылки: Календарный план, учебник
Цель урока: Активизировать знания учащихся о словообразовании; усвоение способов образования слов; уметь отличать однокоренные слова от формы слова; определять с помощью чего образовано слово, находить исходную единицу, от которой образовано слово; производить словообразовательный анализ.
Результат обучения: Знают о словообразующих морфемах; могут различать формы слова от однокоренных слов; знают об изменении лексического значения слова при образовании нового слова
Тип урока: Объяснение новой темы
Ход урока Орг.моментПроверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы
Деятельность Учитель Учащиеся
Необъявленная тема Самоопределение к деятельности
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
Пишут однокоренные слова
Актуализация знаний -Скажите, что называется окончанием?
- Какое окончание называется нулевым?
- Есть слова-названия предметов, у которых нет окончаний? Назовите.
- Что называется основой?
-Какие слова называются родственными?
Что такое однокоренные слова?
Корень слова? правило
Постановка темы и
цели урока - Я предлагаю вам работу в парах. Упражнение 191 Ответь на вопрос: это формы одного и того же слова или родственные слова? Какого же? Как об этом вы узнали?
- Какова тема нашего урока?
- На какой вопрос нам предстоит ответить? Работа в парах
Изучение нового материала Развитие речи. Абылхан Кастеев. Чтение, словарная работа: землекоп – жер казушы, зимовка – кыстау,кыстак.
Вопросы: Найдите в тексте сложные слова. Запишите их в тетрадь. С помощью чего образованы эти слова? Найдите в тексте формы слова художник. Запишите их в тетрадь.
- Выпишите на одной строчке родственные слова в начальной форме, а на другой – формы каждого слова (парами). В родственных словах выдели дугой сверху общую часть, в которой заключён общий смысл слов. Слайды
Групповая работа Задание №1
Используя образец рассуждения, скажите какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова.
Труд, труда, труду, трудом.
Трудно, труд, трудиться трудный. Трудность.
Смелость, смелый, смело, осмелеть.
Смелый, смелого, смелому.
Ходим, ходите, ходят, ходишь.
Ход, ходить, приходить, уход, вход, выходить.
Задание №2
К данным словам припишите справа другие формы этих же слов, затем подберите однокоренные слова и напишите их внизу. Упражнение 172 Рефлексия «+», «-» Учащиеся используют стикерыДом.работаУпр. 159, 162 От существительных при помощи суффиксов образуйте новые слова
Урок русского языка в 6 «А» - 4.12.15 г., 6 «Ә» - 8.12.15г.
Тема: Анализ гнезд однокоренных слов. Чередование букв в однокоренных словах
Ссылки: Календарный план, учебник
Цель урока: Активизировать знания учащихся о словообразовании; о сложных словах; определять с помощью чего образовано слово, находить исходную единицу, от которой образовано слово; производить словообразовательный анализ.
Результат обучения: Знают о сложных словах, о соединительных букв и сочетаниях; знают об изменении лексического значения слова при образовании нового слова
Тип урока: Объяснение новой темы
Ход урока Орг.моментПроверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы
Деятельность Учитель Учащиеся
Необъявленная тема Словарный диктант
Босоногий, следопыт, полководец, водоросли, паровоз, самолет, вертолет, пароход, пешеход, дровосек, пулемет, зубочистка, чистописаниеУчащиеся записывают словарный диктант
Открытие новых знаний «Согласен-несогласен»
Учащиеся читают вслух и разбирают по составу слова
Введение в урок Сложные слова образуются путем сложения:
Целых слов: летчик-космонавт
Основ слов с соединительной гласной: пароход, птицефабрика
Части слова с целым словом: спортплощадка, физкультура
Сокращенных слов: театр юного зрителя – ТЮЗ
В сложных словах соединительная О пишется после твердых согласных, а соединительная Е – после мягких согласных, шипящих и ЦСлайды
«Две звезды – одно пожелание» Задание №1.
ЗЕМЛ: делать, владеть, пахать, черпать, роет, мерить, пользование, трястись, копать.
ВОД: качать, лазить, пить, хранить, возить, мерить, плавать, раздел, емкость Учащиеся составляют сложные слова
Игровая работа Задание №1
Придумайте и запишите 5-7 сложных слов с указанным корнем.
Вариант №1 ХОД
Вариант №2 ЛЕС
Задание №2 Упр. 168 Образуйте сложные слова от данных слов. Назовите способ их образования. Учащиеся составляют сложные слова
Развитие речи Упр.166 Кажымукан МунайтпасовЧтение и пересказ
Словарная работа: мемориальная доска
ПриволочьЦирк шапито Читают и пересказывают
Рефлексия «+», «-» Учащиеся используют стикерыДом.работаУпр. 169 подчеркните соединительную гласную О и Е. Объясните свой выбор Урок русского языка в 6 «А» - 11.12.15 г., 6 «Ә» - 15.12.15г.
Тема: Способы образования слов. Словообразовательный тип. Словообразовательный анализ.
Ссылки: Календарный план, учебник
Цель урока: Активизировать знания учащихся о словообразовании; о сложных словах; о сложносокращенных словах; усвоение способов образования слов (пристав., суффикс., прист.-суффикс., бессуффикс.); определять с помощью чего образовано слово, находить исходную единицу, от которой образовано слово; производить словообразовательный анализ.
Результат обучения: Знают о сложносокращенных словах; знают об изменении лексического значения слова при образовании нового слова
Тип урока: Объяснение новой темы
Ход урока Орг.моментПроверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы
Деятельность Учитель Учащиеся
Актуализация знаний Дифференцированные вопросы:
Что такое словообразование?
Способы образования слов?
Что такое сложные слова?
Соединительные О и Е?
Привести примеры.
Учащиеся отвечают на вопросы
Изучение нового материала Слова, образованные путем сложения сокращенных основ, называются сложносокращенными. В образовании сложносокращенных слов участвуют:
Несколько звуков: юн(ый) кор(респондент) – юнкор;
Начальная буква: содружество независимых государств – СНГ (эс эн гэ);
Начальный звук: Алматинский государственный педагогический университет - АГПУ Слайды
Контроль знаний Составление постера
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: корень - суффикс – окончание: книжка, котик, поварУкажите однокоренные слова: слезы, слезают, слезки, слезливый.
Укажите слова с разделительным твердым знаком: обез.яна, в.ехал, за.явление, в.юга, под.ходРазберите слова по составу: соринка, совенок, ракетка, хлопушка, покраска, самокат
Учащиеся составляют постер
Отвечают на вопросы
Развитие речи Упр.175 Балуан ШолакВ каком году родился Б.Ш? Каково его настоящее имя? Почему мальчика прозвали Шолаком? Каким он был в детстве? Что его было главным увлечением? Как его имя осталось в памяти народа Читают и пересказывают.
Отвечают на вопросы
Рефлексия «+», «-» Учащиеся используют стикерыДом.работаУпр. 173, 174 Урок русского языка в 6 «А» - 19.12.15 г., 6 «Ә» - 12.12.15г.
Тема: Грамматика. Морфология. Части речи в русском языке
Ссылки: Календарный план, учебник
Цель урока: Активизировать знания учащихся о словообразовании; о сложных словах; о случаях чередований в корневых и аффиксальных морфемах; усвоение способов образования слов (пристав., суффикс., прист.-суффикс., бессуффикс.); определять с помощью чего образовано слово, находить исходную единицу, от которой образовано слово; производить словообразовательный анализ.
Результат обучения: Знают о случаях чередований в корневых и аффиксальных морфемах; знают об изменении лексического значения слова при образовании нового слова
Тип урока: Объяснение новой темы
Ход урока Орг.моментПроверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы
Деятельность Учитель Учащиеся
Необъявленная тема
«Мозговой штурм» Подберите однокоренные слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное.
Дом,….,….,….
Бег,….,…..,….
Желт,…..,……,……
Бел,…..,…….,…… Учащиеся записывают словарный диктант
Открытие новых знаний Прочитайте и найдите ошибки.
Всхадило сонце. На трове, на зелини диревьев сверкала раса. Кругом была полная тиш. Я седел с удочькой на берегуречьки и увидел кожку.
Напишите, какие орфограммы следует повторить ученику, допустившему эти ошибки. Приведите примеры всех этих ошибок. Учащиеся читают вслух и исправляют ошибки.
Введение в урок В корнях слов могут происходить чередования согласных звуков: Слайды
Г-ж-з
К-ч-ц
Д-ж-ждТ-ч-щ
Х-ш
З-ж
С-ш
Ск-ст-щ
Б-блП-плМ-мл
В-влДруг-дружить, дружба, друзья
Рука-ручка-ручной, лик-лицо-личный
Ходить-хожу-хождение
Свет-свеча-освещение
Слух-слушатьВозить-вожу; сказать-скажу
Носить-ношу; просить-прошу
Пускать-пустить-пущу
Любить-люблюНасыпать-насыплюКормить-кормлю-кормление
Ловить-ловлю-ловля Развитие речи Задание №1
Упр.179 прочитайте пословицы и поговорки. Раскройте их содержание.
Задание №2 Упр. 181 Прочитайте и озаглавьте текст. Какова его основная мысль. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов. Учащиеся составляют сложные слова
Рефлексия «+», «-» Учащиеся испо. стикерыДом.работаУпр. 186 Передайте кратко содержание текста. Что вы можете добавить о нашей родине? Урок русского языка в 6 «А» - 19.12.15 г., 6 «Ә» - 12.12.15г.
Тема: Синтаксические функции разных частей речи
Ссылки: Календарный план, учебник
Цель урока: Активизировать знания учащихся о словообразовании; о сложных словах; о случаях чередований в корневых и аффиксальных морфемах; усвоение способов образования слов (пристав., суффикс., прист.-суффикс., бессуффикс.); определять с помощью чего образовано слово, находить исходную единицу, от которой образовано слово; производить словообразовательный анализ.
Результат обучения: Знают о случаях чередований в корневых и аффиксальных морфемах; знают об изменении лексического значения слова при образовании нового слова
Тип урока: Объяснение новой темы
Ход урока Орг.моментПроверить подготовленность учащихся к уроку, распределить класс на группы
Деятельность Учитель Учащиеся
Необъявленная тема
«Мозговой штурм» Подберите однокоренные слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное.
Дом,….,….,….
Бег,….,…..,….
Желт,…..,……,……
Бел,…..,…….,…… Учащиеся записывают словарный диктант
Открытие новых знаний Прочитайте и найдите ошибки.
Всхадило сонце. На трове, на зелини диревьев сверкала раса. Кругом была полная тиш. Я седел с удочькой на берегуречьки и увидел кожку.
Напишите, какие орфограммы следует повторить ученику, допустившему эти ошибки. Приведите примеры всех этих ошибок. Учащиеся читают вслух и исправляют ошибки.
Введение в урок В корнях слов могут происходить чередования согласных звуков: Слайды
Г-ж-з
К-ч-ц
Д-ж-ждТ-ч-щ
Х-ш
З-ж
С-ш
Ск-ст-щ
Б-блП-плМ-мл
В-влДруг-дружить, дружба, друзья
Рука-ручка-ручной, лик-лицо-личный
Ходить-хожу-хождение
Свет-свеча-освещение
Слух-слушатьВозить-вожу; сказать-скажу
Носить-ношу; просить-прошу
Пускать-пустить-пущу
Любить-люблюНасыпать-насыплюКормить-кормлю-кормление
Ловить-ловлю-ловля Развитие речи Задание №1
Упр.179 прочитайте пословицы и поговорки. Раскройте их содержание.
Задание №2 Упр. 181 Прочитайте и озаглавьте текст. Какова его основная мысль. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание слов. Учащиеся составляют сложные слова
Рефлексия «+», «-» Учащиеся испо. стикерыДом.работаУпр. 186 Передайте кратко содержание текста. Что вы можете добавить о нашей родине?