Программа внеурочной деятельности для слабоуспевающих детей 1 класса
Пояснительная записка
Структура документа.
1.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Приказ Минобрнауки от 09.01.2014г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на один год.
На реализацию курса «В мире знаний» в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю)
Цель и задачи программы:
- адаптация обучающихся в школе;
- создание условий для дальнейшего успешного индивидуального развития ребенка;
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.
Педагогические технологии, используемые при работе:
Личностно-ориентированные технологии - направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.
Игровые технологии –для формирования личности обучающихся с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Инновационные технологии - средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения ;-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;- тестовые технологии (презентации);-аудиовизуальные технологии;- компьютерные тренажеры.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие творческих способностей.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
овладеет учебными действиями с языковыми единицами и использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач,
осознавать значимость чтения для личного развития,
использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Тематический план
N п\п
Содержание программы
Всего часов
1.
Развитие коммуникативных умений
3
2.
Развитие мелкой моторики рук.
4
3.
Развитие речи и грамота.
9
4.
Математика.
8
5.
Чтение.
9
Итого:
33
Календарно - тематическое планирование занятий
Класс 1
Кол-во часов в неделю 1ч.
В год 33 часа.
№ п/п
Название раздела
Тема занятия
Универсальные учебные действия (УУД)
Дата по плану
Дата по факту
1.
Развитие коммуникативных умений.
1.Построение понятных для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что не знает
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4
2.Участие в диалоге, беседе.
Умение отвечать на вопросы учителя и товарищей
11
3.Умение совместно договариваться о правилах общения и следовать им, соблюдение нормы речевого этикета.
18
2.
Развитие мелкой моторики рук.
4.Развитие пространственной ориентировки, мышления. Развитие мелкой моторики.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
25
5.Развитие пространственных отношений, мышления, слуховой и двигательной памяти. Постановка руки.
·
2
6.Развитие мышления, пространственных отношений, слуховой памяти
9
7.Развитие пространственной ориентировки, мышления, внимания, речи. Постановка руки. Графический диктант.
16
3.
Развитие речи и грамота.
8.Развитие речи, внимания и двигательной памяти. Правила приветствия. Игра «Именной паровозик».
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; 17обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
23
9.Развитие умения слышать звуки и называть их. Игра «Возьмём не возьмём».
30
10.Звуки и буквы. Развитие слуховой памяти, быстрой реакции, внимания, пространственной ориентировки, мышления.
13
11.Развитие речи. Рассказывание сказки.
20
12.Определение количества звуков. Автоматизация звуков.
27
13Развитие речи. Сказкотерапия. Слог и слово.
04
14.Развитие речи. Игра «Времена года».
11
15.Развитие речи. Развитие словесно-логической памяти.
18
16.Развитие словесно-логической памяти, зрительной памяти, мышления.
25
4.
Математика.
17.Счёт в пределах 10. Знакомство с числами и цифрами. Ориентировка в понятиях «больше», «меньше», «слева», «направо», «справа», «налево», «внутри», «вне». Рисование прямых и наклонных линий.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: , понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13
18.Счёт в пределах 10. Рисование геометрических фигур. Ориентировка в понятиях «больше», «меньше».
20
Счёт в пределах 10. Рисование геометрических фигур. Ориентировка в понятиях «больше», «меньше».
27
Сравнение предмета по цвету, размеру, форме. Состав чисел 2,3,4,5,6,7.Подготовка к решению задач.
3
Составление и решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
17
Решение задач на сложение и вычитание.
24
Составление и решение задач в одно действие на сложение и вычитание.
03
Решение задач на сложение и вычитание.
10
5.
Чтение.
Чтение слов, состоящих из различного количества слогов, различных по составу звуков.
Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
17
Расстановка ударений в словах. Чтение текста.
7
Чтение предложений с различной интонацией: повествовательного, вопросительного, восклицательного.
14
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.
21
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.
28
Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.
05
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.
05
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.
19
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.
19
Библиографический список.
Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа : плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.
Выготский Л. С Педагогическая психология. – М., 1996.
Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.
Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.
Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.
Кумарина Г. “Компенсирующее обучение” // Начальная школа. – 1995, №3.– с.72.
Немов Р.С. Психология 3 часть. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.
Реан С.А, Бордовская Н. Педагогика. – П., 2000.
Сластенин В., Баранов С. Педагогика. – М., 2000.
Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 1998.
Ульянова Т. “Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов” // Начальная школа. – 1996, №7. – с. 53.
Хромов. Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучамости. – М.: Айрис пресс, 2007.
Волина В. В. Праздник букваря.– М.: АСТ– Пресс. 1995.
5000 игр и головоломок для школьников.-М.: ООО “Издательство АСТ”, 1999.
15