Поэзия сердца (интимная лирика Н.А. Некрасова)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Тема урока: "Поэзия сердца" (интимная лирика Н.А. Некрасова) Эпиграф: "Зачем же ты в душе неистребима, Мечта любви, не знающей конца…" Н.А. Некрасов Цели: 1) увидеть новизну подхода Н.А. Некрасова к традиционной "теме любви"; 2) развитие умения учащихся читать, воспринимать, интерпретир о- вать поэтические произведения; 3) развивать умение выделить главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать излагаемые факты, логически излагать свои мысли; 4) способствовать развитию художественного вкуса учащихся. Перед уроком уча щиеся получили домашнее задание: Если бы вам как редактору предложили составить антологию 1 стихов о любви поэтов XIX века, какое из некрасовских любовных стихотворений вы бы предложили в нее ? Подготовьте к уроку выразительное чтение этого стихотв о- рения и р ецензию - рекомендацию, в которой обоснуйте свой выбор, опираясь на личное отношение. Цель домашнего задания: Предполагается, что непохожие на известные ученикам стихи о любви Н.А. Некрасова могут показаться слишком обыкновенными и не вызовут обычной в таких случаях живой реакции восхищения. Хочется, чтобы ученики их внимательно прочитали, вдумались в них, размышляя, попытались понять и объяснить поэта, который ищет в женщине друга, опору, жалеет ее и по - своему восхищается и возвышает ее. Перечисляются стихи, чтобы сэкономить время учащихся в их поисках: "Ты всегда хороша несравненно", "Прости", "Прощание", "О письма женщины нам милой", "Горящие письма", "Мы с тобой бестолковые люди", "Я не люблю иронии твоей…", "Давно – отвергнутый тобой", "Тяжелый год – слом ил меня недуг", "Тяжелый крест достался ей на долю…", "Ах! Что изгнанье, заточенье" ("Три элегии"). 1 антология (греч.) – букет цветов; 1) название нескольких сборников древнегреческой лир и- ки; 2) подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных авт о- ров). 2 Вступительное слово учителя Когда произносят имя Николая Алексеевича Некрасова, то на память приходят строки: "Я лиру посвятил народу своему" "Доля ты русск ая, долюшка женская, Вряд ли труднее сыскать" "Иди на бой за честь Отчизны, За убежденье, за любовь…" "Будь гражданин! служа искусству, Для блага ближнего живи…" Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт - гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. Некрасов любил и писал о любви. И эпиграфом к нашему уроку будут строки из стихотворения Некрасова: "Зачем же ты в душе неистребима, Мечта любви, не знающей конца…" Многие его стихи св язаны с именем Авдотьи Яковлевны Панаевой. Н е красов печатал их в журналах и включал в сборник стихов, он сам видел в них не просто стихотворное обращение к определенной женщине, а придавал им гораздо более широкий литературно - общественный смысл. Кстати, мн огие из стихов Некрасова были положены на музыку и превр а- тились в популярные романсы и песни. Например, стихотворению "Прости", обращенному к Панаевой, дали в разное время музыкальное истолкование ок о- ло 40 русских композиторов. Среди них Петр Ильич Чайковс кий, Николай А н- дреевич Римский - Корсаков, Цезарь Ант. Кюи. Композиторы писали музыку, вовсе не заботясь о том, кому посвящено, и по какому поводу написано стих о- творение. Это наглядный пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим, т .е. интересным и нужным для всех. Дома вы читали стихи Н.А. Некрасова, принадлежащие к любовной л и- рике. Что вы предлагаете в антологию ? (читаются выбранные стихотворения, обосновывается выбор тем, что многие стихи заинтересовали и тронули гуманизмом автора , состраданием героине, любованием и т.д.) Стихи образуют как бы лирический дневник. Прочитаем и мы с вами его, попытаемся проследить, как складывались отношения лирического героя и г е- роини, что нового вносит Некрасов в "поэзию сердца". Начнем со стихотвор е- ний "Мы с тобой бестолковые люди…" и "Ах! Что изгнанье, заточ е нье!". (Наизусть звучат стихи в исполнении учащихся) 3 Вопросы: 1) Мысленно сопоставим прозвучавшие стихи с пушкинскими стихами "Я помню чудное мгновение" и "Я вас любил…". Чем отличается самый "обр аз любви" у Некрасова и Пушкина. На каких моментах переживаний сосредотач и- вается их внимание ? "Ах! Что изгнанье, заточенье!" Вопросы: 1) Как герой относится к героине? 2) Можно ли это чувство считать противоречивым? 3) Решил ли герой, как он относится к любимой? (а втор показывает психологический процесс, который совершается в душе, когда она еще не обрела согласия с собой. В стихотворении утвержд а- ется, что никакие жизненные невзгоды не могут сравниться с потерей любви, лирический герой обвиняет героиню в том, что он а не выдержала трудностей совместной жизни, желает ей счастья, которое было бы таким полным, что отпала бы необходимость вспоминать прошлое, он не может смириться с мыслью, что любимая счастлива без него, он мучается, не в силах разлюбить ее и простить). " Мы с тобой бестолковые люди…" Вопросы: 1) Почему лирический герой называет себя и героиню бестолковыми людьми? (потому что они не могут понять, что проза в любви неизбежна, прозу любви они принимают за угасание любви, это ведет к ссорам, обидам, нед о- мол в кам). 2) Где же выход? Приемлем он для вас? (по выражению Гуковского, у Пушкина "нравственный образ любви" дан "в самом чистом, свободном, высоком явлении". У Некрасова же "любовь пре д- стает перед нами в сложном переплетении прекрасного и прозаического, во з- вышенног о и житейски обыденного. Образ лирической героини у Пушкина с у- ществует как прекрасный идеал, но конкретно ее облик, характер едва ли представим. В стихотворении "Ах! Что изгнанье, заточенье!" передано пр о- тиворечивое и одновременно светлое чувство: в нем пе реплелись "ревнивая п е- чаль" и желание счастья любимой женщине, уверенность в негасимой, взаи м- ной любви и трезвое сознание невозможности вернуть счастье. Пушкин в ы- ражал в своей лирике гармоничное, законченное чувство, он не обнаруживал психологического проц есса, который совершается в душе, прежде чем она приходит к согласию с собой, к гармонии. Пушкинское чувство дано как итог, как достигнутое нравственное состояние. Любовь у Пушкина как дар жизни, даже если она неразделенная. Прикосновение к пушкинской любв и целебно, оно лечит от отчаяния и спасает от безверия. Некрасов сосредотачивается на отношениях двух любящих – отношениях, как правило, сложных, в чем - то драматичных ). 4 В исполнении учащегося звучит стихотворение "Я не люблю иронии твоей". Вопросы: 1) Каковы взаимоотношения героев? (Что вызывает недоумение в отношениях героев ? ). 2) Каким предстает здесь женский образ, женский характер? 3) Каким вам представляется человек – лирический герой стихотвор е ния? (с первых слов ощущается противоречивость чувств, т.к. о любви гов о- рится в прошедшем времени, любовь еще присутствует, но оба знают, что разлука неизбежна, отношения между любящими непростые: они любят, а в сердцах тайный холод и тоска. Лирический герой жесткий и в то же время умеющий тонко и глубоко чувствовать. "Су хая", не терпящая возражений строка "я не люблю иронии твоей…". Остальные предложения осложненные, с инверсией и эпитетами, восклицательной интонацией выдают в лирическом герое человека, умеющего нежно любить, относящегося к себе критически, не оправдывающ его своих недостатков.). "О письма женщины нам милой!" Вопросы: 1) Стихотворение делится на две части. В чем смысл такого деления? (Что утверждается в первой части?) (Итак, когда любовь уходит, письма становятся источником тоски и ревнивой злобы). 2) Что может п ослужить причиной разрыва? ("погаснет пламя страсти" или "послушаетесь вы благоразумья строгой власти"). 3) Что вы понимаете под "благоразумья строгой власти"? (в словаре В. Даля благоразумие – полезная осторожность и расчетл и- вость). 4) Какая опасность для любви таится в "полезной осторожности"? 5) Что же утверждается во второй части стихотворения? (ценность прошедшей любви). 6) Ребята, обратите внимание на первую строку: "О письма женщины нам милой!" Что может означать эта строка? (восторг, счастье, упоение… Наверное, только одна эта строка могла бы быть стихотворением!). Своеобразен герой любовной лирики Некрасова. Эпоха накладывает о т- печаток на его характер. Звучит стихотворение "Тяжелый крест достался ей на долю". Вопросы: 1) Каков здесь лирический герой? (угрюмый, нес праведливо упрекающий, страдающий от своего эгоизма и понимающий, как он мучит любимую, она словно памятник своему страд а нию: 5 Как статуя прекрасна и бледна, Она молчит, свои ломая руки… В стихах Некрасова раскрывается внутренняя психологическая слож - ность мироощущения поэта). Звучит стихотворение "Тяжелый год – сломил меня недуг…". Посмотрите, какой драматический накал чувств! От стихотворения к ст и- хотворению он нарастает. Стихотворения Некрасова – часто сжатая до предела драма. Вопросы: 1) Разрешим ли конфлик т героев и можем ли мы сказать, кто прав? 2) Какие эпитеты наиболее часто встречаются в стихотворении? (мятежный, тяжелый, ревнивый, роковой) 3) Обратили ли вы внимание, какой знак стоит в конце почти всех стихов? (многоточие) Почему? Звучат стихи "Прощание" , "П рости" . Вопросы: 1) Каким чувством проникнуты стихотворения? (теплым чувством признательности к пережитому). Это своего рода заклинание – перечисляется то, чего не надо помнить. Высоко поднято чувство любви – "любви светило". Появляется щедрость пу ш- кинских бл агословений: "Как дай вам бог любимой быть другим". 2) А как вы думаете, надо ли прощать? Дома напишите сочинение – миниатюру рассуждение на эту тему. Заключительное слово учителя Подводя итоги, мы можем сказать, что с Некрасовым в любовную лирику пришло вним ание не к поэтически - возвышенным проявлениям любви, а к ее будням, где радость и счастье перемежаются слезами, отчаянием, рад о стью. Лирический герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, муч и- тельно кается в разрыве отношений, трагически переживая ст радания любимой им женщины. Эта высота чувства, напряженный драматизм переживания явились новой страницей в русской лирике.