Конспект открытого урока по литературному чтению Дед Мазай и зайцы, 3 класс, УМК Школа России
Учитель Семионенкова Елена Викторовна
Предмет: литературное чтение
Класс 3 В
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)
Технологическая карта урока
Тема
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Цели
Образовательные:
Познакомить с произведением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»; расширять представления детей о душевной щедрости человека на примере поступка главного героя.
Развивающие: развивать умения самостоятельно применять полученные знания; развивать мышление, речь, внимание, коммуникативные качества.
Воспитывать: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; устойчивый интерес к литературному чтению.
Методы
Самостоятельная работа, частично-поисковый, объяснительно–иллюстративный.
Основные понятия, термины
Новые: половодье, полая вода, гинут, силки, аршин, сажень, зипун, багор, гуторить, горемыка
Межпредметные связи
Окружающий мир
Ресурсы
Основные: Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1/Л.Ф. Климанова, М.В. Горецкий и др. М.: Просвещение, 2012; компьютер, проектор, интерактивная доска.
Дополнительные: 2 яблока, 3 круга на каждого ученика, лист оценивания и рефлексии
Организация пространства
Индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа, фронтальная работа
Форма урока
ролевая игра
Планируемый результат
Предметные
Обучаемый научится:
отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;
находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
выражать свое отношение к поступку главного героя произведения;
формулировать основную мысль текста.
Обучаемый получит возможность:
соприкоснуться с творчеством великого поэта;
выразить своё отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
Метапредметные УУД
Познавательные
Обучаемый научится:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию полученные на уроке;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучаемый получит возможность:
ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотизы, делать умозаключения.
Регулятивные
Обучаемый научится:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (технология смыслового чтения).
Обучаемый получит возможность:
давать самооценку своей деятельности в паре.
Коммуникативные
Обучаемый научится:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя), доносить свою позицию, понимать другого.
Обучаемый получит возможность:
работать в паре, взаимодействовать с товарищем с целью решения учебной задачи.
Личностные
Обучаемый научится:
оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Обучаемый получит возможность:
соприкоснуться с творчеством великого поэта;
выразить своё отношение к поступкам героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формы работы
Формирование УУД
Л – личностные
П – познавательные
Р – регулятивные
К - коммуникативные
I. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– Перед тем как начать наш урок, приготовим ладошки и повторим движения за мной (приём «Открытая ладошка»)
Ладошки открыли,
Все страхи забыли.
Луч солнца поймали,
Сильными стали.
Лень сбросили,
От себя отбросили.
На место сели,
Удобно устроились,
На работу настроились.
-Ребята, сегодня на уроке вы будете работать парами. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять и при всём этом улыбаться. Вспомните правила работы парами.
Выполняют движения
Уважай, не перебивай других!
Коллективная работа
Самоопределение к деятельности, смыслообразование – (Л); ролевая саморегуляция – (Р); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – (К)
II. Мотивация
- В начале нашей беседы давайте прочитаем вместе отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Берегите эти воды, эти земли»
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
-Как вы понимаете эти строки?
- О каких зверях внутри нас говорит автор?
- К чему призывает нас Евтушенко?
- Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому?
- На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.
-Я знакома с творчеством одного такого человека (показываю портрет Н. Некрасова).
-Узнали о ком пойдёт речь?
-Сам он был добрым человеком и герои его произведений отличаются тем же.
-Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.
-Автор призываент нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает.
-Конечно, нет.
-Николай Алексеевич Некрасов
Коллективное плавное чтение
Развитие креативных способностей и критического мышления – (Л)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности
-Вы знакомы с произведениями Н.А. Некрасова. Какую тему чаще всего он затрагивает?
-А что из жизни автора вы знаете?
-Есть очень интересная история написания одного такого произведения. Сегодня нам предстоит возможность с ним познакомиться.
Краткий рассказ учителя:
-В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий , добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старший друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об этом интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал
-Прочитайте название стихотворения на с. 170
-О чём рассказывает иллюстрация? Можете ещё до чтения сказать, о чём будет текст?
-В какое время года происходят события?
-Что произошло с рекой?
-Кто знает, как называется такое явление.
-Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.
-Так почему же жители этой деревни не ходили, а плавали на лодках?
-Как чувствуют себя животные?
Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны человека.
-Как проявляет себя главный герой в этой ситуации?
-Вспомните мой рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю?
-У охотника должно быть ружье, но я его не вижу его на иллюстрации.
Приём « Побуждающий диалог»
-Какое противоречие вы заметили?
-Какой у вас возник вопрос?
?! Проблемная ситуация.
Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?
-Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
-Будем искать пути решения данной проблемы.
-Тему природы, бережного отношения к ней.
-Н.А. Некрасов известный писатель. Детство провёл в селе. Семья жила в барской усадьбе в большом просторном доме, а рядом стояли убогие избы крестьян.
Родители его были очень богатые. Отец запрещал мальчику бывать в этих избах, с детьми крестьян, ведь он – помещик, будущий хозяин.
Будучи мальчиком, в любую свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал лесную малину, чернику, грибы, а зимой катался в санках.
Он всегда был сильным, смелым, умел плавать, метко стрелял из ружья. Когда стал взрослым, любил охотиться. Особенно дружил с крестьянами, которые тоже любили охоту. Много интересных историй о природе в разное время года, о животных, рассказывали ему простые люди. Любовь к природе, к родному краю поэт сохранил на всю жизнь и об этом писал в своих произведениях.
Слушают, осмысливают информацию.
Ответы на вопрос учителя с целью выявления противоречия и постановки вопроса
-Наверное, о том, как Дедушка Мазай спасал зайцев.
-Ранняя весна.
-Река вышла из берегов, разлилась – стихийное бедствие, природное явление.
-Половодье
-Страдают.
-Спасает, помогает животным
-Поохотиться.
-Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?
Фронтальная работа
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – (К);
Самостоятельно определяют цели и задачи, способы их достижения; формирование умений и навыков, которые необходимо решить, чтобы решить поставленную учебную задачу – (П)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми новых знаний)
Приём «Подводящий диалог»
Слайд 2
Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ».
С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье).
Вот с такой бедой столкнулись бедные животные, о спасении которых поведал нам автор.
Стихотворение написано давно, в нём много старинных слов, которые требуют объяснения, пользуясь справочной литературой, вы эту работу выполняли самостоятельно по парам. Проверим результат вашей поисковой деятельности.
(слова прочитываются вслух, по рядам, ставится ударение, проговаривается значение слов)
Гинут - гибнут
Силки – приспособление в виде затянутой
петли для ловли птиц и мелких животных
Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)
Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см)
Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета
Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.
Гуторить - разговаривать
Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.
Теперь нам на много легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.
Первичное восприятие текста (читает учитель)
-Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?
-Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения?
Физкультминутка.
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Вторичное восприятие текста.
-Есть желание перечитать, стихотворение?
Работа над содержанием 1 части
-Что мы узнали о Мазае?
На доске в процессе обсуждения постепенно
появляется цитатная характеристика Мазая.
1. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край»
2. «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука»
3. «Торной дорогой ходить ему - скука»
4. «За сорок вёрст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочём»
5. «Дня не проводит Мазай без охоты»
6. «Начал частенько Мазай пуделять»
7. «Впрочем, в отчаянье он не приходит»
8. «Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных»
-На основе цитатной характеристики сделайте вывод.
Какими душевными качествами обладает Мазай?
Работа над содержанием 2 части
-А сейчас каждая пара будет читать стихотворение, деля его на смысловые части по плану.
Анализ стихотворения в парах.
Чтение первого пункта плана (до слов «я раз за дровами)
- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ?
-О чём он переживает?
-В каких словах мы слышим большой упрёк мужикам?
-Что можно дописать в цитатный план – характеристику Мазая?
Чтение второго пункта плана (до слов «Эток гуторя»).
- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
– Как Мазай называет зайцев?
-О чём говорят эти слова?
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам.
Чтение третьего пункта плана (до слов: «Только что начал работать веслом»)
-Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части.
- С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?
- Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?
Чтение четвёртого пункта плана ( до слов: «Мимо бревно суковатое плыло»)
-На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста?
- Жалко ли вам её? Почему?
Чтение пятого пункта плана (до слов: «Было потехи»)
- Как размещались зайцы на бревне? Сколько их было?
-Какие чувства испытывал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?
- Как спас Мазай десяток этих зайцев?
-А теперь вспомните, что делали мужики баграми в начале рассказа Мазая?
Чтение шестого пункта плана (до конца)
- Только ли ради потехи «прокатил» он деревней
зайчишек?
- Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова?
- Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег.
- Как он называет зайцев в этот момент?
- Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему?
-Только ли поэтому Мазай не стреляет зайцев, что шкура плоха и линяет косой?
Рассматривают репродукцию картины И.И. Левитана «Большая вода» и прослушивают отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года. Апрель».
Работают самостоятельно
-Больше всего тронуло то, что охотник не убивал, а спасал зайцев.
-Да
с.170. Выразительное чтение 1 части стихотворения.
Комментированное чтение, ответы на вопросы.
1. Добрый
2. Одинокий
3.Свою любовь дарит окружающим
4. Весёлый
5. Сильный
6. Осторожный
7. Удивительный охотник - не убивает, а спасает животных
8. Общительный
9. Любит от «души похохотать» сам и повеселить других
10. Обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи.
Составляют и записывают план в рабочие тетради:
1. Зайцы на островке.
2. Спасение.
3. Зайчишка на пне.
4. Зайчиха в кустах.
5. Зайцы на бревне.
6. На берегу.
Выразительное чтение смысловых частей по плану, ответы на вопросы.
Дети читают и говорят, что Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят, бьют баграми.
-Где у них совесть?
-Обострённое чувство совести и ответственности за слабых, беззащитных.
-Дров с реки нагоняет много в половодье, весной, он их собирал.
-Бедные зверьки. Команда косая.
-Добрый.
-Горемыка.
-Со столбиком.
-Купчиха.
-Зайцев с десяток спасалось на нем.
-Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.
-Зацепил багром сучок и спас десяток зайчат.
-Ловят и топят и бьют их баграми.
-Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.
-беспокойство зайцев, которые увидели берег-темп чтения быстрый, живой.
-Плуты косые.
-«Не попадайтесь зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом:
Шкура плоха – линяет косой..»
-Нет. Он добродушный человек – добрая душа.
Коллективная работа
Работа в парах
Фронтальная работа
Работа в парах
Целеполагание, планирование, прогнозирование – (Р); анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков;представление результатов самостоятельной поисковой деятельности обучающихся – (П); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли – (К)
V. Физминутка для снятия гиперактивности
Учитель называет слова:
-Огонь
-Вода
-Земля
-Ветер
-Солнце
Дети выполняют движения:
Встают
Руками показывают, что плывут
Садятся
Руки вверх, наклоны туловища
Руки вверх
Коллективная работа
Самоопределение к деятельности, умение принимать правильную осанку, фиксировать позу (Л)
VI. Итог урока
Подведем итог нашей работы.
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?
-Перечитайте строки, в которых раскрывается душевная щедрость этого удивительного охотника?
-Какое отношение к Мазаю пробуждает автор?
-Что ещё нового вы узнали?
-Как бы вы поступили на месте главного героя?
-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?
-Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью)
Дети читают с доски записи, которые получились в процессе анализа текста на уроке:
1. Добрый
2. Одинокий
3.Свою любовь дарит окружающим
4. Весёлый
5. Сильный
6. Осторожный
7. Удивительный охотник - не убивает, а спасает животных
8. Общительный
9. Любит от «души похохотать» сам и повеселить других
10.Обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи.
-Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он то же любит животных.
--Что такое половодье?
-Значение трудных слов.
-Познакомились с репродукцией картины
Индивидуальная работа, фронтальная работа
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли – (К)
VII.Закрепление. Применение нового знания.
Озаглавьте иллюстрации. Слайды 3-5
Тест – игра
-Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.
«Найдите ошибки в строках».
В нашем болотистом, низменном краеВпятеро больше бы дичи велось,Кабы сетями её не ловили,Кабы граблями (силками) её не давили;Только уселась команда босая (косая),Весь городочек (островочек) пропал под водой;«То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!»;Только что начал работать веслом,Глядь, у куста копошится лосиха (зайчиха);Смотрят, на задние лапы встают,Весла (лодку) качают, грести не даютМы за деревней в кустах (в реке) очутились.Тут мои кролики (зайчики) точно сбесились
Умение работать с текстом учебника, соотносить иллюстрации с текстом;
умение анализировать информацию, представлять в виде картинного рассказа. Извлекать необходимую для выполнения задания информацию из текста произведения– (П).
VIII.Домашнее задание
с. 170-172, выразительное чтение.
Составить рассказ на тему: «Мы спасены!» или «Однажды мама зайчиха рассказала своим деткам вот какую историю»
Осмысление самостоятельной творческой домашней работы.
Умение организовать свои дела, ставить цель – (П)
[X.Рефлексия
-Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.
Серый заяц – считаю, сто все получилось, но мне помогали товарищи в паре.
-Судя по лодке, на которой вы собрали зайчишек, я могу сделать вывод, что вам сегодня всё удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы!
У каждого обучающегося на столе трафареты зайцев 2-х цветов белого и серого.
Дети оценивая свою работу в процессе урока размещают зайцев в лодке закрепленной на доске.
Рефлексия способов и условий действий – (П); смыслообразование – (Л); контроль и оценка способов своей деятельности – (Р); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли – (К)
15