Конспект урока литературы по творчеству Некрасова Гражданином быть обязан!
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 9 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Урок литературы в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова
Тема урока: «Гражданином быть обязан»
Учитель русского языка и литературы
высшей категории
Алпатова Тамара Николаевна
Форма урока – урок-КВН «Разговор с поэтом»
Тип урока – урок-обобщение
Основной метод – эвристическая беседа
Оформление:
Класс оформлен как литературная гостиная. У доски стол, на столе свеча, выставка книг.
Ребята сидят полукругом друг против друга, по командам.
Игру оценивает жюри.
Табло на доске
Эпиграфы:
Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная.
Она – как песня русская.
В.Боков.
Вечна любовь к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов.
Н.Г.Чернышевский
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет.
Н. Некрасов
Картины:
«Полесовщик»
«Странник»
«Больной муж»
«Устный счет»
«Неравный брак»
«Бурлаки на Волге»
«Владимировка»
Репродукции картин Перова, Максимова, Крамского, Левитана.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать материал по теме;
- обогатить литературный и эстетический кругозор старшеклассников;
- развить умения самостоятельно пополнять знания;
- продолжить работу над формированием нравственных идеалов и эстетического вкуса учащихся.
Ход урока:
Слова учителя на фоне музыки Шумана: - Дорогие друзья. Наш сегодняшний урок – малая дань уважения замечательному русскому поэту Н.А.Некрасову, которого Достоевский назвал человеком с раненым сердцем. Поэт-гражданин, поэт-трибун, Некрасов отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье.
Мы назвали наш сегодняшний урок «Разговор с поэтом». Не праздный это должен быть разговор, а разговор двух веков, двух поколений: нынешнего века свобода человека и минувшего века царского самодержавия.
Кондратий Федорович Рылеев первым провозгласил, что поэт должен быть, прежде всего, гражданином своей отчизны, борцом за интересы народа. «Я не поэт, а гражданин». «Глаголом жечь сердца людей – вот смысл поэзии Пушкина. Лермонтов видел свой долг в том, чтобы быть колоколом на башне вековой во дни торжеств и бед народных».
В страшные годы николаевской реакции встала на тернистый путь борьба талантливая и суровая. Муза великого сына земли русской Н.А.Некрасова: Я лиру посвятил народу своему
О, Муза! Я у двери гроба.
Печально справедливы слова Кюхель бекера: «Горька судьба поэтов всех времен. Тяжем всех судьба казнит Россию!»
Так пусть сегодня состоится разговор с поэтом-гражданином, поэтом-глашатаем, поэтом-борцом, поэтом-патриотом. Команды покажут нам сегодня свои знания поэзии Н.А.Некрасова.
Это команда «Бурлаки», команда «Волжане» и команда «Крестьянские дети».
Начнем наш разговор с поэтической разминки.
По 6 вопросов команды задают друг другу (5 баллов)
А сейчас мы узнаем, хорошо ли члены команд знают героев произведений Некрасова.
Конкурс «Кто эти герои»?
Век 19 – век поединков и дуэлей. Сейчас и у нас состоится подобная дуэль. Я попрошу выделить от команды по 1 дуэлянту и его секунданту, который может выступать в роли помощника.
3. Конкурс дуэлянтов:
В каких произведениях Некрасов запечатлел идеал революционера-борца?
Какие стихи Некрасов написал о детях и для детей?
Кому посвящал Некрасов свои первые стихотворные опыты?
2. Кто был суровым критиком первых произведений Некрасова и его идейным учителем?
3. Какие годы Некрасов называет годами страданий и мытарств?
3. Издателем какого журнала становится Некрасов с 1847 года?
4. Конкурс знатоков поэмы «Кому на Руси жить хорошо». По одному представителю от команды.
(Литературная викторина – стр.68)
5. А сейчас конкурс-экспромт
Вы сейчас вспомните, что изображено на картинах великих русских художников, чье творчество связано с поэзией Некрасова. И изобразите нам здесь эти картины в лицах, а затем мы сравним вашу пантомиму с оригиналом.
1 к – Бурлаки на Волге
2 к – Больной муж
3 к - Неравный брак.
6. А сейчас вопросы для всей команды:
Откуда эти строки? Назвать стихотворение.
Из какого произведения строки.
(Литературная викторина – стр.66)
7. Конкурс капитанов
Восстановить названия произведений.
Размышления Некрасова о тяжелой доле поэта и гражданина. («Поэт», «В дороге», «Блажен не злобливый поэт», «Тяжелый год – сломил меня недуг», «Поэту»).
8. Конкурс чтецов
Вступление к сочинению «Муза мести и печали»
9. Хоккей. Назовите фамилию литературного героя:
Григорий
Яким
Ермила
Матрена Тимофеевна
Павлуша
Гаврила Афанасьевич
10. Восстанови и прочти.
(разрезанные строчки)
11. Конкурс «Домашнее задание»
Сообщения: Некрасов и живопись
Некрасов и музыка
Некрасов – редактор и издатель
(Показ картин – кто автор?)
Прослушивание песен – названия
12. Конкурс театрального мастерства.
(Инсценировка фрагментов из произведений)
Итоги:
- Что вы открыли для себя в поэзии Некрасова?
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по вопросу «Что, на ваш взгляд, является в поэзии Некрасова преходящим, вечным?»
Заключительное слово учителя: - Да, Некрасов – вечный Гражданин, потому что даже спустя века его духовная неуспокоенность тревожит нас
Не знаю, как сложится ваша жизнь, но хотелось бы, чтобы вы чувствовали себя нужными людям. И поэзия Некрасова, по-моему, один из главных источников, питающих нравственную чистоту и гражданственность.
15