Подвижные игры на уроках физкультуры
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
В большинстве методических разработок и рекомендаций делается акцент на старший и средний возраст. Стороною обходят младший возраст. Мы задались целью подобрать ряд подвижных игр именно для самых маленьких детей - от 5 до 7 лет, которые нет-нет, да приезжают в детские оздоровительные лагеря по различным причинам. За несколько лет была собрана игротека, в которой собраны подвижные игры для самых маленьких. Наиболее эффективно и интересно проводить такие игры с музыкальным сопровождением. Идеальный вариант - баянист, но возможно, и это на практике проверено, использование различных музыкальных записей для малышей.
Подвижные игры - это возможность привлечь ребенка к выполнению музыкально-ритмических движений в группе, заинтересовать песнями, речевками. Запомнив в игре слова, мелодии и ритм песенок, маленькие дети с удовольствием играют.
«ШАПКА»
Быстро найти себе пару и идти по кругу, щелкая языком. Дети также, на усмотрение воспитателя-вожатого, могут выполнять подскоки по кругу.
У меня есть шапка
Со звездой.
Я солдат отважный,
Молодой.
Вот я сяду ловко На коня, И помчит далеко Он меня.
«ЩЕНОК»
Дети ходят rt© кругу через «ворота». «Ворота» образует пара детей, держащиеся за руки. Когда один из пары говорит: «Гав!», все подпрыгивают. В конце песни ворота «закрываются».
Как у деда щенок,
Что за умный то был!
Сам по воду ходил,
Щи и кашу варил,
Деда с бабкой кормил.
«ТЕНЬ-ТЕНЬ»
Водящий стоит в стороне. Дети говорят по очереди, кто каким зверем будет. Повторяться нельзя. Идут, изображая зверей, и поют. Водящий - в середине. После окончания песни он хлопает в ладоши - все замирают. Водящий идет по кругу, называет каждого «зверя», хлопая его по плечу. Ребенок, которого хлопнули по плечу, кричит голосом задуманного животного.
Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
«ЮЛЬКА»
Дети стоят в парах друг напротив друга. Один из пары показывает, как умывают лицо, руки, чистят зубы, одеваются. Другой ребенок - «зеркало» - должен показывать движения первого. Назначенная взрослым пара детей водит. Один водящий поет несколько раз песню, другой -ходит и выбирает два лучших «зеркала», которые будут водить.
Маленькая Юлька,
Ты у нас чистюлька,
Мойся, одевайся,
В школу собирайся!
«ЯБЛОЧКО»
Дети стоят тесным кругом, руками за спиной передают мячик соседу. Водящий - в центре круга. Он в любой момент может указать на ребенка, у которого может быть мяч. Тот, на кого указали, сразу показывает руки. Если водящий угадал, он водит еще, не угадал водит тот, на кого водящий по ошибке показал.
Яблочко по огороду
Покатилось прямо в воду.
Рыбка яблочко взяла
И царевне отнесла!
«ВОРОБЕЙ»
1. «Воробей» в центре, дети прыгают вокруг, подражая воробьям, машут «крылышками». По окончании песни «воробей» бросает фантики. Их на 1 штуку меньше, чем детей. Кому не досталось тот новый «воробей».
2. «Воробей» в центре. Дети идут вокруг, держась за руки и подняв их. «Воробей» пытается выскочить дети опускают руки, чтобы не выпустить. Когда «воробей» отходит, дети поднимают руки опять. Во время игры поют. «Воробьев» может быть несколько. Успевший выскочить присоединяется к хороводу. На его место становится один из тех, кто выпустил «воробья».
Воробей, воробей, Не гоняй голубей! Не клюй песок, Не тупи носок -Пригодится носок Клевать колосок.
«ГУЛИ»
1. В центре на стуле сидит ребенок и «спит». Дети ведут хоровод, постепенно сужая круг. После окончания песни тот, кто оказался напротив лица спящего, тихонько «воркует» («гули-гули-гули») и дает «спящему» руку. «Спящий» должен угадать кто это?
2. В хороводе дети не держатся за руки, идут плавно, слегка взмахивая «крыльями». По окончании песни ребенок, который остановился напротив лица «спящего», должен один раз пропеть последнюю фразу песенки. Если «спящий», не открывая глаз, узнает поющего ребенка, тот садится в центр круга.
Гули, гули, гулюшки Садились у люлюшки. Они стали ворковать, Стал Ванюшка засыпать.
«БАБКА-ЕЖКА»
1. Во время песни «Баба-яга» сидит на стуле, дети ходят вокруг. По окончании песни «Баба-яга» ловит, дети должны
'успеть присесть.
2. Дети прыгают на одной ножке или ходят «прихрамывая» (одна нога ставится на носок, другая - на ступню). Ловит тот, кого назовет воспитатель-вожатый в конце песни.
Бабка-ежка костяная ножка, С печки упала - ножку сломала.
«ДОН-ДОН»
Дети быстро выбирают себе пары и становятся друг напротив друга, после чего:
1. Взяв партнера за руку, качают ее вверх-вниз.
2. Хлопают в ладоши, поворачиваясь вправо-влево.
3. Топают одной ногой.
4. Подпрыгивают взявшись за руки. Воспитатель-вожатый, встав с одним из детей на видном месте, показывает и подсказывает момент смены движений. Потом по назначению вожатого показывает тот ребенок, который хорошо делал движения.
Дон-дон, ди-ли-дон, Загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, Глаза выпучила.
«ЕДЕТ ПАРОВОЗ»
1. Каждый ребенок «паровоз». Дети идут по одному топая, крутят руками, согнутыми в локтях. Говорят: «Чух-чух-чух».
2. Дети встают в колонну. Кладут руки на плечи впереди идущего. Идут под музыку с пением.
Едет, едет паровоз Три трубы и пять колес! Три трубы, пять колес, Машинист - рыжий пес.
«ЕЛОЧКА»
1. Ребенок или группа детей изображают елочку. Остальные дети ведут вокруг них хоровод.
2. Дети, идущие вокруг елки, изображают зверей.
Маленькой елочке Холодно зимой.
Из лесу елочку Взяли мы домой.
«ЖУК»
«Жмурка» - ребенок с завязанными глазами ловит других детей. Дети должны все время петь. Кто не поет выходит из игры. К кому прикоснулся, тот будет «жмуркой». Пространство, на котором идет игра, следует ограничить. Кто нарушил ограничение становится «жмуркой».
Жук, жук, не жужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Мой дом под кустом,
Под березовым листом.
«ЗАЙЧИК»
Дети стоят в кругу, хлопают и поют. «Зайка» прыгает вокруг. Прибегает «охотник» с мячом. «Зайка», завидев «охотника», вбегает в круг. Дети берутся за руки. «Охотник», не входя в круг, бросает в «зайку» один-два мяча. Если «охотник» попал «зайка» становится в круг, если не попал - охотник становится в круг. Взрослый назначает нового ребенка на освободившуюся роль.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Быстро зайчик ускакал.
«ИВАНУШКА»
Дети стоят в парах. У одного ребенка в паре глаза закрыты, другой - держит его за руку и ведет по комнате, не говоря ни слова, управляя только рукой. Пары обходят стулья и друг друга. Как усложнение - вести пальчиком за пальчик.
Иванушка простота
Нашел лошадь без хвоста,
Сел он задом наперед
И поехал в огород.
«СОЛОВЕЙ»
Дети идут по кругу в такт с пением и несут бумажных голубей. В середине круга - обруч или лента в форме круга. Закончив петь, дети бросают голубя так, чтобы он попал в обруч. Кто не попал в обруч - выходит из игры.
Соловей, соловей, Ты гнезда себе не вей! Прилетай ты к нам в садок, Под высокий теремок.
«КИСА»
Дети сидят на стульях в ряд. Начиная петь, закрывают глаза, идут вперед. На последний слог каждой строчки -хлопают. После слов «не садись», не открывая глаз, поворачиваются и идут обратно к своему стулу. После окончания песенки, не открывая глаз, садятся на свой стул.
Киса, киса, киса, брысь!
На дорожку не садись,
Наша девочка пойдет,
Через киску упадет.
«ЛЯГУШКА»
Дети скачут за «мухой». «Муха» бегает от них. Кто схватит ее (дотронется) становится «мухой». Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки.
«ЧИЖИК»
Стоя в кругу, дети передают или перебрасывают друг другу мяч. Когда песня кончается, дети разбегаются. Водит тот, кто получил мяч на последнем слове. Он должен попасть мячом в ноги кому-либо из убегающих.
Чижик-пыжик, где ты был?
- Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал!