Технологическая карта урока основ безопасности жизнедеятельности на тему: Лесные и торфяные пожары (7 класс)
Технологическая карта урока ОБЖ
«Лесные и торфяные пожары»
7 класс
Форма урока: обобщающе-иллюстрированный.
Тип урока: комбинированный.
Методика подхода к уроку: формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач.
Замысел урока: “Где это только возможно, обучение должно стать переживанием”. (А. Эйнштейн.)
Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.
Организационные условия: “В подростковом возрасте очень важно дать возможность взглянуть на вещи собственными глазами, стать участником и судьей событий”. (В. Сухомлинский.)
Убедительная мотивировка, четкая постановка цели деятельности и создание благоприятного психологического климата. Постепенное нарастание уровня знания и умений, то есть от уровня осознания до репродуктивного и конструктивного уровня.
Структура урока: сообщение темы, цели и задач урока; актуализация опорных знаний учащихся; ознакомление с инструкцией; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.
Цели и задачи урока:
Обучающие – закрепление знаний об окружающем мире – живой и неживой природе, обобщение единичных новых знаний в систему; активизация использования полученных знаний.
Развивающие – стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные – научить бережному отношению к природе; умению работать в коллективе; предвидеть и предупредить опасность.
Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:
учащиеся должны усвоить виды лесных и торфяных пожаров;
сформировать представление о важности бережного отношения к природе;
осознать опасность и последствия от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии края.
Оборудование урока:
Для учителя: компьютер как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся; диаграмма лесных пожаров в регионе за последние 10 лет.
Для учащихся: тетрадь, карточка с незаполненной схемой “Виды лесных и торфяных пожаров”; лист самоконтроля; две памятки.
Эпиграф к уроку:
Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия.
К. Э. Циолковский
Ход урока
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
3 мин.
Приветствие.
Сообщение темы, цели и задач урока.
(См.слайд № 1)
3 мин.
Демонстрация видеосюжета
Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас.
Под спокойную мелодию идет демонстрация кадров документального видеофильма, посвященного жизни леса.
.. .И мы пройдемся медленно по лесу,И “здравствуй” скажем каждому цветку.И будем над цветками наклонятьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтобы увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показать.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3 мин
Вопрос. Мир вокруг нас – какой он, что это такое?
Вопрос. Вспомните, что относится к неживой природе.
Вопрос. А что вы отнесете к живой природе?
Вопрос. Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы?
Вопрос. Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды?
Вопрос. Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности.
Вопрос. Назовите главную опасность для леса.
Ответы учащихся. Это живая и неживая природа.
Ответы учащихся. Вода, солнце, воздух, почва, полезные ископаемые...
Ответы учащихся. Человека, животных, птиц, рыб, насекомых и растения, лес. Ведь он тоже живой, это мы наблюдали, когда ходили в поход.
Ответы учащихся. Чистый воздух, чистая вода, цветущие леса.
Ответы учащихся. Нет
Ответы учащихся. Стихийные бедствия, лесные пожары, загрязнение вод, засухи, наводнения, степные пожары...
Ответы учащихся. Лесные пожары и вырубки, после которых остаются древесные отходы, сучья, сухие ветки, пни. И все это может в любой момент стать горючим материалом для пожара.
3.Изучение нового материала
(см. слайд 2-16)
15 мин.
Изучение темы по слайдам №№ 2-16
4.Физкультурная минутка
1 мин.
Показ упражнений:
Я привстану на носочки,Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!
Контроль за выполнением команд
Выполнение физических упражнений
5. Обобщение знаний по теме.
5 мин
(См. слайд №17)
Правильны ли эти утверждения:
Лесной пожар – неконтролируемое, стихийно распространяющееся горение леса.
Низовой и верховой пожары бывают устойчивые и беглые.
Низовой пожар приносит больше вреда, чем верховой.
Беглые низовые пожары чаще всего происходят весной – горит подсохшая лесная подстилка.
Торфяные пожары называют ещё и подземными.
Скорость торфяного пожара выше скорости лесных.
Торфяной пожар возможен без доступа воздуха и даже под водой.
Верховые пожары распространяются скачками.
Низовые пожары распространяются скачками.
Пирология – наука о лесных пожарах.
Вопросы по слайдам №№18-20
Учащиеся отвечают на вопросы
6. Подведение итогов урока. Заполнение листа самоконтроля.
7 мин.
Итак, что мы с вами нового узнали? Узнали виды лесных пожаров, познакомились со статистикой лесных пожаров в нашей области. Теперь мы знаем, сколько стоит для нас пожар. Вспомнили правила поведения при лесных пожарах, а главное – осознали, что лес нужно беречь. Насколько полно каждый из вас усвоил новый материал, покажет “Лист самоконтроля”.
Объяснение выполнения заданий по листам самоконтроля.
Заполнение листа самоконтроля.
7. Заключение.
Сообщение домашнего задания.
3 мин.
Составить листовку, обращение или памятку для учащихся нашей школы о правилах поведения в лесу в пожароопасный период.
еђЗаголовок 315