Технологическая карта урока основ безопасности жизнедеятельности на тему: Лесные и торфяные пожары (7 класс)

Технологическая карта урока ОБЖ
«Лесные и торфяные пожары»
7 класс

Форма урока: обобщающе-иллюстрированный.
Тип урока: комбинированный.
Методика подхода к уроку: формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач.
Замысел урока: “Где это только возможно, обучение должно стать переживанием”. (А. Эйнштейн.)
Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.
Организационные условия: “В подростковом возрасте очень важно дать возможность взглянуть на вещи собственными глазами, стать участником и судьей событий”. (В. Сухомлинский.)
Убедительная мотивировка, четкая постановка цели деятельности и создание благоприятного психологического климата. Постепенное нарастание уровня знания и умений, то есть от уровня осознания до репродуктивного и конструктивного уровня.
Структура урока: сообщение темы, цели и задач урока; актуализация опорных знаний учащихся; ознакомление с инструкцией; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.
Цели и задачи урока:
Обучающие – закрепление знаний об окружающем мире – живой и неживой природе, обобщение единичных новых знаний в систему; активизация использования полученных знаний.
Развивающие – стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные – научить бережному отношению к природе; умению работать в коллективе; предвидеть и предупредить опасность.
Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:
учащиеся должны усвоить виды лесных и торфяных пожаров;
сформировать представление о важности бережного отношения к природе;
осознать опасность и последствия от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии края.
Оборудование урока:
Для учителя: компьютер как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся; диаграмма лесных пожаров в регионе за последние 10 лет.
Для учащихся: тетрадь, карточка с незаполненной схемой “Виды лесных и торфяных пожаров”; лист самоконтроля; две памятки.
Эпиграф к уроку:
Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия.
К. Э. Циолковский
Ход урока
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
3 мин.
Приветствие.
Сообщение темы, цели и задач урока.
(См.слайд № 1)
 

 
3 мин.
Демонстрация видеосюжета
Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас.
Под спокойную мелодию идет демонстрация кадров документального видеофильма, посвященного жизни леса.
.. .И мы пройдемся медленно по лесу, И “здравствуй” скажем каждому цветку. И будем над цветками наклоняться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтобы увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3 мин
Вопрос. Мир вокруг нас – какой он, что это такое?
Вопрос. Вспомните, что относится к неживой природе.
Вопрос. А что вы отнесете к живой природе?
Вопрос. Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы?
Вопрос. Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды?
Вопрос. Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности.
Вопрос. Назовите главную опасность для леса.
Ответы учащихся. Это живая и неживая природа.
Ответы учащихся. Вода, солнце, воздух, почва, полезные ископаемые...
Ответы учащихся. Человека, животных, птиц, рыб, насекомых и растения, лес. Ведь он тоже живой, это мы наблюдали, когда ходили в поход.
Ответы учащихся. Чистый воздух, чистая вода, цветущие леса.
Ответы учащихся. Нет
Ответы учащихся. Стихийные бедствия, лесные пожары, загрязнение вод, засухи, наводнения, степные пожары...
Ответы учащихся. Лесные пожары и вырубки, после которых остаются древесные отходы, сучья, сухие ветки, пни. И все это может в любой момент стать горючим материалом для пожара.

3.Изучение нового материала
(см. слайд 2-16)
15 мин.
Изучение темы по слайдам №№ 2-16
 

4.Физкультурная минутка
1 мин.
Показ упражнений:
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь.  Раз – наклон,  два – наклон,  Словно буква “О” свернусь.  И попрыгаю немножко,  И руками покручу,  Постою на правой ножке  И головкой поверчу  Тихо сяду, улыбнусь  И работою займусь!
Контроль за выполнением команд
Выполнение физических упражнений

5. Обобщение знаний по теме.
5 мин
(См. слайд №17)
Правильны ли эти утверждения:
Лесной пожар – неконтролируемое, стихийно распространяющееся горение леса.
Низовой и верховой пожары бывают устойчивые и беглые.
Низовой пожар приносит больше вреда, чем верховой.
Беглые низовые пожары чаще всего происходят весной – горит подсохшая лесная подстилка.
Торфяные пожары называют ещё и подземными.
Скорость торфяного пожара выше скорости лесных.
Торфяной пожар возможен без доступа воздуха и даже под водой.
Верховые пожары распространяются скачками.
Низовые пожары распространяются скачками.
Пирология – наука о лесных пожарах.
Вопросы по слайдам №№18-20
Учащиеся отвечают на вопросы

6. Подведение итогов урока. Заполнение листа самоконтроля.
7 мин.
Итак, что мы с вами нового узнали? Узнали виды лесных пожаров, познакомились со статистикой лесных пожаров в нашей области. Теперь мы знаем, сколько стоит для нас пожар. Вспомнили правила поведения при лесных пожарах, а главное – осознали, что лес нужно беречь. Насколько полно каждый из вас усвоил новый материал, покажет “Лист самоконтроля”.
Объяснение выполнения заданий по листам самоконтроля.
Заполнение листа самоконтроля.

7. Заключение.
Сообщение домашнего задания.
3 мин.
Составить листовку, обращение или памятку для учащихся нашей школы о правилах поведения в лесу в пожароопасный период.



еђ Заголовок 315