Внеклассное занятие по русскому языку Путешествие в мир слов


Государственное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье- Сибирское»
Учитель Афанасьева Татьяна Алексеевна
5 класс
Внеклассное занятие по русскому языку.
«Путешествие в мир слов»
Цель: - расширять словарный запас учащихся, знания о русском языке в игровой форме.
-прививать интерес к предмету.
-воспитывать интерес и любовь к родному языку.
- развивать внимание, речь, мышление, память, логику.
Задача образовательная: закреплять умение определять лексическое значение слов, учить работать с текстом.
-коррекционно-образовательная: расширять кругозор учащихся, корректировать произносительную сторону речи.
- воспитательная: формировать интерес к русскому языку.
Оборудование: - путевые листы с заданиями.
- карточки с заданиями.
- рисунки по теме: «Путешествие в мир сказки»
- пословицы и поговорки.
- на награждение (оценки) - удостоверение придворного мудреца.
Ход занятия: Орг.момент.
Сообщение темы и постановка цели занятия: - Сегодня у нас необычное занятие. Наш урок прославляет русский язык. Относитесь к русскому языку бережно и с любовью. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется мир безграничной радости, ибо безграничны сокровища русского языка. Но не засоряйте свой язык мусором, словами-паразитами. Контролируйте себя, очищайте свою речь.
Итак, наш урок – путешествие. Скажите, где происходят события, которых в жизни не бывает? /В сказках/ Верно. Скажу вам более: этот урок сказочное путешествие. Слушайте и смотрите. Жил-был король. Королевство у короля было замечательное, вот только сам король был глупый- преглупый и очень вредный. А у этого короля служил очень талантливый-преталантливый, умный-преумный мудрец. Много полезных и нужных вещей изобрел мудрец для королевства, много мудрых советов дал мудрец людям. За это народ его любил и уважал. А глупый король позавидовал славе мудреца и прогнал его со службы. Вместе с мудрецом покинули эти места и знания, и ум. Остался король один-одинёшенек ждать совета да помощи: вдруг придут к нему светлые умы, да помогут управлять государством разумно и грамотно. Написал он нам письмо и ждет помощи.
1 задание-карточка:

НКЕWТ ДQРSУYГА - ИIЩFИ, А НDАШLЁЛ - БZЕРZЕГNИ.
_________________________________________
– Что это? Пословица? Загадка? Стихотворение? Подчеркни нужное слово
____________ класс _____________________ фамилия
/Нет друга – ищи, а нашёл – береги./
Подсказка: На черновик выписывай только русские буквы.
- Как мы поможем горе-королю? /Найдем ему друга. /. Раздаю вам путевые листы с заданиями. Что вы видите в путевых листах? /Задания/. Попадая в каждую часть королевства, мы будем выполнять определённые задания, а ответы вписывать в предназначенные для этого строчки. Но есть обязательное условие: нужно работать дружно, чтобы никто не отставал, будем помогать друг другу. Иначе мы не сможем найти королю друга и вернуть в королевство знания и ум. Теперь отправляемся в путь. И вот нам первое препятствие:
Это крепостные ворота. Далее сможем пройти, если выполним задание.
2 задание-карточка:
Давайте _________ замок на воротах и ворота ___________ .- Слова для справок:
отворить – открыть дверь, окно, разомкнуть створки чего-либо.
открыть – разомкнуть, раскрыть что-либо сомкнутое, сложенное.

____________ класс. _____________________ фамилия


-Замок мы открыли и ворота отворили. И оказались мы
на Сказочном поле. Здесь для нас приготовлена загадка.
3 задание-карточка:
-Прочитай. О чём идет речь? Напиши заглавие текста.
Вставь пропущенные буквы.
________________________
Что это за жук в пол_ тарахтит, перевёртывает землю и раздаёт грачам червей? В работ_ он не знает усталост_ . Этот работяга просыпается раньше всех. К ноч_ у жука загораются глаза, и он движется к деревн_ . ____________ класс. _____________________ фамилия
- Молодцы! Наступило время собирать букеты цветов.
4 карточка-задание.
-Запиши названия цветов в три столбика в именительном падеже единственного числа.
Нет лилии, подошла к сирени, букет с ромашками, собираю ландыши, любуюсь колокольчиками, думаю о мимозе, цветут тюльпаны, запах герани, горжусь урожаем ржи.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
________ ___________ ______________
_________ ____________ ______________
________ ___________ ____________
____________ класс. _____________________ фамилия
-Прошли поле, и встречаем строгого охотника. Он охраняет
Таинственный лес. В руках у него оружие со стрелами. Как называется такое оружие? /Лук/. – Составьте предложение из слов на карточках. Закрепили слова-карточки на доске и получилось предложение: /У старого охотника есть красивый лук с острыми стрелами./
5 карточка-задание:
-Запиши разные значения одного слова.
Лук – это ________________________________
Лук – это ________________________________
Луг – это ________________________________
____________ класс _____________________ фамилия
-Заданий у нас было много, поэтому пора отдохнуть и сделать
Привал. – Слышны звуки тут и там. Кто-то рыщет по кустам.
Тот поёт, а тот рычит.
В лесу – зверь! Он голосит!
Изобразите голосом и движениями рук различную живность:
Голубь воркует и летает. Собака лает, бежит или сидит.
Тигр рычит, бежит или сидит. Лягушка квакает и скачет.
Корова мычит и стоит. Муха жужжит и летит.
Утка крякает и плавает. Свинья хрюкает и роет.
-А сейчас охотник познакомит нас с обитателями леса ближе. Вы, конечно же замечали, что часто человека сравнивают с каким-либо животным. Например; надутый, как индюк; упрямый, как баран и другие. Подберите подходящие по смыслу слова и запишите их в словосочетания.
6 карточка-задание: (По командам)
Слова для справок
Лиса, волк, стрекоза, сорока, сова, пёс,
орёл, индюк, ёж, бурундук, медведь,
воробей, олень, муха. Слова для справок
Лиса, волк, стрекоза, сорока, сова, пёс,
орёл, индюк, ёж, бурундук, медведь,
воробей, олень, муха.

1-я команда
Хитрый, как ________________
Хищный, как ________________
Беспечный, как _______________
Болтливый, как ________________
Мудрый, как ________________
Верный, как ________________
Вольный, как ________________

2-я команда
Пёстрый, как ________________
Колючий, как ________________
Толстощёкий, как ________________
Косолапый, как _________________
Желторотый, как _________________
Быстрый, как _________________
Прилипчивый, как ________________
/задание – резерв, если останется время урока/
Пословицы шутят: - Пословица, тебя мы знаем! Не такою ты была.
Неужто буква озорная вновь чьё-то место заняла.

Исправь ошибки:
1-я команда
Два сапога – тара ____________________________
Ус хорошо, а два лучше _______________________
Голод не щётка _______ ______ ______________
Один в золе не воин ________________________
Трус своей лени боится _______________________
Исправь ошибки:
2-я команда
Жди у горя погоды ___________________________
Трус кормит, а лень портит ____________________
Первый клин комом _________________________
Не делай из мухи слова ______________________
Правда глаза полет _________________________
- Пора и домой возвращаться. Хоть мы и находимся в сказочном лесу, но должны помнить и о своём родном городе. Разгадаем ребусы и запишем название улицы нашего города.
Разгадаем ребусы
Молоток, в а, я 100, Пень, Сани
Молотовая Стопани- Путешествуя, мы помогли горе-королю, да и знания свои проверили. Каждый из вас получает Удостоверение придворного мудреца, и, я думаю, вы сможете найти себе высокооплачиваемую работу при дворе у короля.
-Ура!!! В королевство вернулись знания и ум!!!