Технологическая карта урока Внутренний мир русской избы
Технологическая карта урока. Структура урока. Введение нового знания по технологии деятельностного метода.
Основные цели: 1) формирование способности к основным видам деятельности 2) усвоение содержания учебной программы.
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5 класс
УМК
Тема: Внутренний мир русской избы
Цель:сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы..
Задачи:
Способствовать формированию у учащихся образного представления об организации и мудром устроении внутреннего пространства русской избы;
Способствовать воспитанию уважения к традициям и культуре русского народа
Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного
Предметные: сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома
Метапредметные:
Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве
Личностные:
уважительно относиться к культуре народного искусства
планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей
находить варианты решения различных художественно-творческих задач
рационально строить самостоятельную творческую деятельность
уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности
Тип урока: урок изучения нового материала
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, проблемная, игровая, технология ИКТ
Основные понятия урока: внутреннее пространство крестьянского дома, жизненно важные центры в крестьянском доме, круг предметов быта и труда
Оборудование и средства обучения: медиа-проектор, экран, карты рефлексии, карты самопроверки
Дидактическая структура урока (этапы, цели, примерное время в минутах) Методы и технологии учебного взаимодействия Средства обучения (визуальный ряд) Деятельность Формируемые образовательные результаты, подлежащие оцениванию на уроке
учитель ученик Организационный момент
(1 минута) Личностно-ориентированная технология
Презентация со слайдами №1-6 и предметами крестьянского быта и труда.
Принадлежности: карта для самопроверки, карта рефлексии, ручки, картинки с изображением предметов быта и труда (ткацкий стан, люлька, прялка, ухват, помело, рукомойник, чугун, сундук)Объясняет, для чего необходим раздаточный материал, как его правильно расположить на парте Выполняетпроверку готовности:
-проверяет наличие раздаточного материала,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте для работы в парах
Готовность учащихся к работе в парах
Актуализация знаний, постановка учебной задачи
(5 мин) Технология ИКТ 106045328930Слайд №1 Фронтальная работа: организует диалог, задаёт вопросы к слайду №1:
-Что вы видите на слайде? (изба)
-Назовите и покажите декоративные элементы убранства русской избы (охлупень, причелины, полотенце, лобовая доска, наличники, ставни)
-Какие знаки и символы вы увидели? (знаки - вода, солнце, символы – птица, конь)
Какие символы вы ещё помните? (берегиня, древо жизни)
По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?
- Зачем люди украшали свои жилища?
Анализируют, определяют отдельные детали декоративного убранства избы
Вспоминают и показывают на слайдах декоративные элементы, символы и знаки:
ОхлупеньПричелиныПолотенце
Лобовая доска
Наличники
Ставни
Знаки:
Вода солнце
Символы: птица, конь
Осознание необходимости получения новых знаний.
Формирование новых понятий и способов действий (15-20 минут) Проблемный метод
Личностно-ориентированная технология
Слайд №2
Слайд №3
17589537465
Слайд 4
17907066675
Слайд №5
16319581915
Слайд№6
24892053975
Подводит к теме и задачам урока.
Учитель предлагает слайд с изображением предметов крестьянского быта и труда:
-Как вы думаете, где можно встретить эти предметы? (в крестьянской избе)
-Интересно ли вам было заглянуть внутрь крестьянского дома и узнать, как называются и для чего предназначались эти предметы и вообще как был устроен крестьянский быт?
Как вы думаете, что же мы сегодня будем изучать?
Давайте сегодня совершим экскурсию в крестьянский дом.Помогут нам в этом ребята-экскурсоводы.
- С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. Сколько сил и умений вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его не украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага. Об этом нам сейчас расскажет….. (имя ученика)
- Действительно, печь – это душа дома.
В русской избе существовало еще одно важное место – «красный угол». О нем предоставит свой небольшой рассказ - ….. (имя ученика)
- Ребята, как вы думаете, почему именно красному цвету крестьяне уделяли такое внимание?
-Что означает красный цвет? (красивый, главный)
- В каких еще выражениях вы встречали употребление красного цвета? (красна девица, красный молодец, красные окна, весна красна- Но не каждый день семья встречала гостей. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. О нем немного нам расскажет …(имя ученика)
- Ребята, я думаю, что вы заметили, что мебели в избе было немного. Главный предмет – стол. Вдоль стен стояли широкие лавки. Н них и сидели и спали.
-А вы знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки прочно прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.) Одежду крестьяне хранили в сундуках. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданное.
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
В крестьянском доме существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.
Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.
Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземныймир.
Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Анализируют, проговаривают тему, формулируют задачи, предполагают свои действия.
Русская печь
Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. «Догадливый крестьянин на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тело согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Пространство около печи считалось рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга ухват, помело, деревянная лопата. На печи можно было «погреть косточки» старикам, для этого она была снабжена лежанкой. На полках вдоль стен, располагалась нехитрая крестьянская посуда
Красный угол
Почетное место в избе – «Красный угол» - находился по диагонали от печи и был обращен к юго-востоку – он принимал первые лучи восходящего солнца. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада, висели пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол. Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился и низко кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.
Мужская часть дома
Угол напротив печи, слева или справа от двери был рабочим местом
хозяина. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике хранился инструмент. Здесь крестьянин мастерил посуду, корзины, лукошки, занимался мелким ремонтом
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Деревенский мудроустроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо,пол-земля, подпол-подземный мир, окна – очи, свет)
Жизненноважные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др.
Круг предметов быта и труда(ткацкий стан, прялка, люлька и т.п)
Применение сформированных способов действий, (умения, навыки) (15-20 минут) Игровая технология
Технология обучения в сотрудничестве 6172209652013144596520
2857563500
1028701505585836295819150-20320815975836295234950-20955143510
Карта для самопроверки Организация работы в парах:
-Давайте вспомним все, что вы сегодня узнали. Я вам предлагаю ответить на вопросы-загадки и определить названия предметов крестьянского быта и труда. Предлагаю вам советоваться и обсуждать ответы в парах.
Организация фронтальной проверки
Показывает изображения на слайдах №1-№5 и предметы крестьянского быта и труда
Работают по картам для самопроверки, отвечают на вопросы-загадки, записывают ответы, подписывают названия предметов быта и труда
Зачитывают загадку с отгадкой, называют предметы крестьянского быта и труда
Рефлексия. Итоги урока. Личностно-ориентированная технология
Организует рефлексию по карте Карта рефлексии
1 Работа в классе Поставь знак «+» или «-«Отвечал на вопросы учителя Дополнял ответы других учеников Выполнял задание в парах Доказывал свою точку зрения Напиши
2 Что я приобрёл? 3 То меня удивило? 4 Что мне не удалось? 5 За урок я бы поставил себе оценку… Умение соотносить результаты собственной деятельности.