Модель научно-методической работы в школе в современных условиях


Внутришкольная НПК «Урок как педагогический феномен»
Модель научно-методической работы в школе в современных условиях
Захарова М.П., заместитель директора
по научно-методической работе,
МБОУ «Амгинский лицей
имени академика Л.В. Киренского»
Амга 2015
Содержание
Введение
§1. Различные модели методической работы
§2. Модель методической работы школы в современных условиях
§3. Критерии эффективности НМР
Заключение

Введение
В условиях модернизации школьного образования, перехода на новое содержание образования возрастает роль школьной методической службы. Реалией сегодняшнего дня стала настоятельная необходимость в формировании профессионального педагогического сознания, способности педагогов обобщать и модернизировать содержание своей деятельности.
Однако, сегодня системы подготовки учителя и повышения его педагогического мастерства, подготовки к новым условиям деятельности и изменившимся требованиям общества, разрозненно подходят к решению этой задачи. Возникло противоречие между увеличением объема и остроты затруднений в работе учителя и руководителя школы и значительным отставанием методических служб всех уровней в снятии возникающих противоречий и решении возникающих проблем. Необходима не только целостная система модернизации методической работы школы и со школой на всех уровнях, но и ее ориентация на специфику того или иного образовательного учреждения, цели его деятельности, уровню предъявляемых к выпускнику требований.
Этим определяется актуальность выбранной темы: «Система научно-методической работы в школе в современных условиях».
Целью работы является разработка модели научно-методической работы в школе в современных условиях.
Задачи:
Анализ моделей методической работы в литературе;
Конструирование модели научно-методической работы в школе в современных условиях;
Определение критериев оценивания эффективности сконструированной модели.
§1. Различные модели методической работы
Рассмотрим возможные варианты организации модели методической работы в школе, предлагаемые представителями Санкт-Петербургской научной школы.
В предложенных схемах приняты следующие сокращения:
МС — методический совет
ПДС — постоянно действующий семинар
МО — методическое объединение
ТГ — творческая группа
ШМП — школа молодого педагога
ИГ — инициативная группа
ШПО — школа педагогического опыта.
Методическая служба на основе методических циклов и/или образовательных областей

Методическая служба на индивидуальной основе

Методическая служба на комплексной основе

Методическая служба на дифференцированной основе

Методическая служба на сравнительной основе работы микрогрупп
Методическая служба на диагностической основе

Методическая служба на основе инициативных групп

Методическая служба на основе актуальных задач школы

Сопоставляя приведенные модели методических служб школ, можно сделать такие выводы:
Реализация каждой модели по отдельности не может обеспечить эффективности методической работы;
В современных условиях при организации методической работы в школе приведенные модели зачастую переплетаются, т.е. встречаются практически все приведенные виды деятельности.
При конструировании модели методической работы в школе необходимо, с одной стороны, учесть особенности всех перечисленных моделей, с другой стороны, осуществить синтез этих особенностей.
§2. Модель методической работы школы в современных условиях
При конструировании указанной модели необходимо рассматривать научно-методическую работу в школе как педагогическую систему, представляющую собой взаимосвязанную целостность таких компонентов, как цели, содержание, формы, методы, средства.
2.1. Системообразующим компонентом является цель. Вычленим цель научно-методической работы: повышение научно-методической компетентности педагогов, обеспечение целенаправленности и организованности процессов развития образовательного учреждения.
2.2. Содержание НМР должно определяться актуальными направлениями развития образования. Нужно учитывать вызовы времени, руководствоваться стратегическими документами в образовании: Программа социально-экономического развития России до 2020 года («Стратегия-2020»), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы и т.п. Сегодня введение ФГОС рассматривается как ответ на вызовы времени:
на зарождение новой цивилизационно-культурной реальности: от индустриального (массового) общества – к глобальному информационному сообществу;
на смену типов культурно-исторического наследования - от ситуации «учиться у прошлого» к ситуации «учиться у будущего»:
постфигуративные культуры: дети и взрослые учатся у предков и людей старшего поколения (традиционное общество)
конфигуративные культуры: дети и взрослые учатся у современников с опытом (индустриальное общество)
префигуративные культуры: взрослые учатся у современников и частично у детей, дети - избирательно у взрослых и продвинутых сверстников (информационное общество).
на смену доминирующих форм передачи коллективного опыта: от книжно-письменной культуры – к экранно-клиповой, которая имеет такие негативные последствия, как:
фрагментарность и мозаичность картины мира;
пониженная способность к анализу, к поиску смысла;
некритичность восприятия, неспособность к логическим построениям, длительным и интенсивным учебным нагрузкам, к репродукции;
лёгкость манипулирования сознанием;
неразвитость чувственной сферы, неуважение этических и эстетических норм;
склонность к простым решениям, к устранению проблем «кнопочным стилем»;
агрессивность, «пофигизм», склонность к употреблению наркотиков и алкоголизму;
ослабление способности к эмпатии, отсутствие развитого чувства ответственности.
Следовательно, содержание НМР должно быть направлено на разработку содержания, форм, методов (технологий), средств образования в таких новых условиях, или попросту говоря, в кризисное время. Если раньше школа имела одну методическую тему на 2-3 года, то сейчас трудно выбрать одну узкую тему: времена меняются очень быстро и так же быстро меняются тенденции, ориентиры и т.п. Поэтому система НМР должна быть мобильной, работать на опережение, уметь увидеть эти самые тенденции, ориентиры. Таким образом, для определения методической темы школы необходимо постоянно знакомиться со стратегическими и нормативными документами, программами и планами развития образования в целом по стране, а также в республике.
2.3. Методы НМР тоже должны меняться, так же как и технологии обучения учащихся: должно быть преобладание проектных, поисковых, исследовательских методов, технологий организации диспутов, дебатов, дискуссий, конференций. Проектирование должно касаться проектирования образовательных сред.
2.4. Формы НМР – необходимо преобладание коллективных форм: работа в командах, творческих группах и т.п.
2.5. Средства НМР – не только методическая литература и периодические методические издания, но как указывалось выше стратегические и нормативные документы образования.
§3. Критерии эффективности НМР
При введении эффективного контракта, наряду с принятыми сейчас показателями личных достижений педагогов, нужно вводить такие показатели, которые учитывали бы работу педагога в проектных группах с коллегами, вклад педагога в общее дело, в развитие образовательного учреждения.
Кроме этого необходимо оценивать активность, инициативность, креативность педагога, проявляющуюся в следующих видах деятельности:
самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем;
самостоятельное приобретение новых знаний;
генерация собственных идей и уточнение их в общении с коллегами;
проверка действенности идей на практике;
приспособление новых знаний для решения собственных задач;
встраивание их в индивидуальный стиль деятельности;
оценка полезности и эффективности новых знаний в сравнении с предыдущими.
Заключение
При конструировании модели НМР необходимо рассматривать научно-методическую работу в школе как педагогическую систему, представляющую собой взаимосвязанную целостность таких компонентов, как цели, содержание, формы, методы, средства.
Системообразующим компонентом является цель. Вычленим цель научно-методической работы: повышение научно-методической компетентности педагогов, обеспечение целенаправленности и организованности процессов развития образовательного учреждения. Содержание НМР должно определяться актуальными направлениями развития образования. Нужно учитывать вызовы времени, руководствоваться стратегическими документами в образовании: Программа социально-экономического развития России до 2020 года («Стратегия-2020»), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, ФГОС и т.п. Содержание НМР должно быть направлено на разработку содержания, форм, методов (технологий), средств образования в новых условиях, или попросту говоря, в кризисное время. Система НМР должна быть мобильной, работать на опережение, уметь увидеть эти самые тенденции, ориентиры. Методы НМР тоже должны меняться, так же как и технологии обучения учащихся: должно быть преобладание проектных, поисковых, исследовательских методов, технологий организации диспутов, дебатов, дискуссий, конференций. Формы НМР – необходимо преобладание коллективных форм: работа в командах, творческих группах и т.п. Средства НМР – не только методическая литература и периодические методические издания, но как указывалось выше стратегические и нормативные документы образования.
Для оценивания эффективности НМР наряду с принятыми сейчас показателями личных достижений педагогов нужно вводить такие показатели, которые учитывали бы работу педагога в проектных группах с коллегами, вклад педагога в общее дело, в развитие образовательного учреждения. Кроме этого необходимо оценивать активность, инициативность, креативность педагога.
Литература
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.
Государственная программа РС(Я) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы».
Эндзинь, М. П. Различные модели методической службы в развивающей школе Электронный ресурс. / М. П. Эндзинь // Режим доступа: http://iem.adm.nov.ru/mentor/0106endzin.html143.
Абдуллина С.К. Инновационные формы организации методической работы школы. Казань: КГПУ – 1999.