Проблемы школ при разработке плана развития школы


Проблемы школ при разработке плана развития школы
Выявление проблем образовательной системы школы – ключевое звено в разработке программы развития школы, главный метод предпроектного анализа. Он осуществляется с целью принятия стратегических управленческих решений.
Проблема в контексте проблемно-ориентированного анализа синонимична потребности. Признаки проблемы (потребности) следующие:
В формулировке фиксируется разрыв между требуемыми и имеющимися результатами деятельности системы. Фиксация может быть задана численно (проценты, другие количественные характеристики), а может – качественно (с помощью слов, указывающих степень несоответствия).
Принципиальное определение разрыва между требуемым и имеющимся результатом образовательного процесса школы.
Актуальность разрыва, которая определяется количеством сторон, заинтересовавшихся в его устранении (важно, чтобы в этом было заинтересовано несколько социальных групп, как минимум педагоги, учащиеся, родители).
Наличие принципиальной возможности школы разрешить эту проблему, иначе это не проблема, а ограничение системы.
Конкретные примеры, демонстрирующие типичные ошибки при определении проблем школы, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Типичные ошибки при определении проблем школы
Предлагаемая формулировка проблемы Нарушенный признак (№)Комментарий
Образование в школе не соответствует потребностям современной ситуации в России 1, 2 Разрыв в области процесса (образование), не задана численная, количественная характеристика
Отсутствует механизм перехода школы к компетентностно-ориентированному образованию 1–3 Нет имеющейся картины, разрыв в области процесса, не задана численная, количественная характеристика
Выпускники школы плохо адаптируются к жизни 1 Не задана численная, количественная характеристика. Допустимый вариант: большинство выпускников или недопустимо большое количество выпускников…
30% педагогов не удовлетворены стимулирующими выплатами 3 В сформулированном варианте проблема актуальна только для педагогов
2/3 первоклассников приходят в школу с серьезными заболеваниями и некоторыми отклонениями в развитии 4 Проблема не решаема усилиями школы, это ограничение
В случае, если результаты проблемно-ориентированного анализа показали большое количество проблем (3–10), алгоритм деятельности разработчиков программы развития следующий:
каждому из разработчиков (группе разработчиков) предоставляется список проблем;
каждый из разработчиков (группа разработчиков) располагает проблемы в порядке убывания их значимости и присваивает им порядковые номера: самая актуальная получает первый номер, наименее актуальная – последний. Допускается присвоение нескольким проблемам одного и того же номера, но тогда номер следующей проблемы увеличивается на число проблем с одинаковым номером, или столько же номеров пропускается перед однопорядковой группой проблем. Например (обозначим проблемы заглавными буквами): 1А; 2Б, В; 4Г или 1А; 3Б, В; 4Г;
результаты работы разработчика не учитываются, если присвоенные им порядковые номера проблем отличаются от большинства существенным образом (на 4–5 единиц);
порядковые номера суммируются для каждой проблемы, и составляется ранжированный список: на первом месте проблема с наименьшим суммарным баллом, на последнем – с наибольшим.Следующим шагом разработчиков программы развития школы может быть построение древа проблем. Древо проблем – наглядное представление причинно-следственных отношений между проблемами, трудностями образовательного процесса.
Методика построения древа проблем заключается в следующем:
определяется центральная проблема (наиболее актуальная из ранжированного списка) – исходный пункт построения древа, располагается в центре схемы (рисунок);
анализируются оставшиеся проблемы:– проблемы-причины (главная проблема существует потому, что …) помещаются на уровень ниже;– проблемы-следствия (существует главная проблема, и поэтому…) – на уровень выше;
осуществляется анализ причин и следствий для всех проблем, образуется древо разных уровней.
В качестве примера приведем выявленные проблемы нашего лицея.
Анализ политических, экономических, социальных, технологических факторов, слабых и сильных сторон образовательной системы ОУ, возможностей, ограничений и рисков позволяет сделать вывод о достаточно результативной педагогической деятельности лицея по выполнению миссии и определить ряд проблем:
недостаточно полно (менее чем на 80%) реализуются пожелания потенциальных и реальных потребителей (родителей и учащихся) воспитательно-образовательных услуг лицея:– по сохранению и укреплению психофизиологического здоровья лицеистов в процессе обучения;– активной реализации склонности и интереса обучающихся к ИКТ в воспитательно-образовательных целях;– обеспечению материально-технических условий полноценной реализации профильного обучения;
не разработаны механизмы:– эффективного позиционирования лицея на рынке образовательных услуг;– продуктивной деятельности органов общественного самоуправления лицея;
уровень профессиональных компетенций, организационных и творческих ресурсов ряда педагогов лицея не вполне соответствует требованиям потенциальных и реальных потребителей воспитательно-образовательных услуг лицея.
Главная проблема лицея заключается в том, что недостаточно сформировано устойчивое сообщество потенциальных и реальных потребителей воспитательно-образовательных услуг лицея, разделяющих ценности и устремления лицея – лицей не является сильным брендом.
Следствия данной проблемы:
недокомплект 1-х и 10-х классов (средняя наполняемость классов за три последних года – 21 чел.);
случаи перевода обучающихся в соседние ОУ по причине неудовлетворенности образовательными услугами лицея (в среднем 5–6 случаев в год);
недостаточно высокая оценка некоторыми родителями и учащимися воспитательно-образовательных услуг лицея, отсутствие у них достоверной информации о деятельности лицея.
Главная проблема и ее следствия в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование содержит риск снижения качества воспитательно-образовательных услуг лицея в силу его финансово-экономической несостоятельности.
Выявление центральной (главной) проблемы и построение древа проблем – результат проблемно-ориентированного анализа образовательной системы школы, который позволит определить цели, задачи, желаемые результаты, содержание деятельности по развитию образовательной системы ОУ.
Формулировки целей должны содержать:
глагол в неопределенной форме в повелительном наклонении;
конкретный конечный результат;
заданный срок достижения цели;
что и когда будет сделано, а не "почему" и "как" это будет делаться.
Цель должна:
отвечать целевому и функциональному назначению образовательной системы;
быть реальна и достижима, реализуема в пределах гарантированных ресурсов школы;
совпадать с интересами педагогов, учащихся, родителей и не вызывать серьезных конфликтов в организации.
Древо целей выстраивается по следующему принципу:
верхняя ступень древа – главная цель;
нижеследующие – конкретные цели;
далее – результаты;
затем – действия.
Для измеримости цели необходимо дополнить ее индикаторами – измеримыми показателями на каждом уровне текстуального описания программы.
Показатели должны соответствовать определенным критериям качества, количества и времени. Например, в показателе "улучшение положения в образовании" должно быть указание:
на качество: возрастание количества выпускников, поступивших в вузы;
количество: возрастание количества выпускников, поступивших в вузы с 60 до 95%;
время: к 200… году возрастание количества выпускников, поступивших в вузы с 60 до 95%.
Необходимо, чтобы показатели действительно свидетельствовали, достигнута цель или нет.
Следует указать также:
измерения – средства регистрации, способ применения индикаторов (источники информации и средства сбора данных);
допущения – факторы риска и ограничения, которые могут отрицательно воздействовать на ход выполнения и успех программы; факторы положительного влияния.
Для представления всех составных частей проекта в графическом варианте используют логико-структурную матрицу (схема):
Главная цель Индикаторы Измерение Допущения
Конкретные цели Индикаторы Измерение Допущения
Результаты Индикаторы Измерение Допущения
Действия Индикаторы Измерение Допущения
Схема логико-структурной матрицы
Приведем пример фрагмента составления логико-структурной матрицы программы развития лицея (табл. 2):
Таблица 2
Фрагмент логико-структурной матрицы программы развития
Главная цель Индикаторы
(показатели) Измерители Допущения
Построение сильного лицея-бренда: формирование устойчивого сообщества потенциальных и реальных потребителей (родителей и учащихся) воспитательно-образовательных услуг лицея, разделяющих ценности и устремления лицея Набор трех 1х и трех 10х классов.
Отсутствие отрицательной динамики количества лицеистов.
Соответствие экспертной оценки бренда лицея.
Позитивная динамика показателей качества обучения Качественный и количественный набор в 1е, 10е классы.
Количество обучающихсяв лицее.
Экспертная оценка (опрос, проективные методики).
Успешность обучения, степень обученности лицеистов Набор двух 1х классов при наличии небольшого количества детей 7 летв микрорайоне
После того как заполнена логико-структурная матрица, обычно переходят к составлению плана реализации стратегии. С этой целью используется Гантт-график (график носит имя его автора Г.Л. Гантта, одного из основоположников менеджмента).
Для составления Гантт-графика ключевые мероприятия из логико-структурной матрицы дополняются, конкретизируются, разбиваются на более простые шаги реализации программы. Затем определяются последовательность и сроки мероприятий. Пример Гантт-графика одного из этапов программы развития лицея представлен в приложении.
Название программы развития ОУ
Название – важнейшая составляющая часть любого текста. Учитывая специфику конкретного коллектива, разработчики программы могут сами выбрать тип названия. Главное, чтобы для коллектива школы оно было достаточно привлекательным и ясно отражало суть проектируемых изменений.
Можно выделить несколько типов названий программы развития по форме информации, содержащейся в них (табл. 3).
Таблица 3
Типы названий программы развития школы
Тип названия программыразвития Пример названия Комментарий
Образное название "Радуга" Семь важнейших видов деятельности, в процессе которой происходит развитие детей
Аббревиатура, отражающая идею, направленность, цели программы развития "РОСТ" (развитие, образование, становление, творчество) Программа направлена на обеспечение условий становления, развития, образования, творческой личности школьника
Общая направленность, область решения главной проблемы "Здоровье" Главная цель, обозначенная в программе развития школы, относится к области сохранения здоровья обучающихсяЦелевая ориентация программы "Формирование ценностных ориентаций школьников" Главная цель, обозначенная в программе развития: создать к 200_ году педагогические условия формирования ценностных ориентаций не менее чем у 80% учащихся
Девиз, слоган "Конкурентоспособное образование – конкурентоспособная личность" Программа направлена на обеспечение условий становления конкурентоспособной личности
Ведущая идея программы "Мы – вместе!" Основная идея программы развития – переход к школе общественно-государстенного управления
Временные ориентиры программы развития "Школа – 2015" Программа рассчитана на достижение целей в 2015 г.
Запуск программы развития – ключевой момент над ее работой. Для этого необходимо, прежде всего, обсудить разработанные идеи программы развития на педагогическом совете или заседании органа общественного управления ОУ и пр.
После обсуждения в программу развития школы вносятся необходимые коррективы, назначается руководитель и принимается решение о ее запуске. Далее начинается важный этап – реализация программы.
Приложение
ГАНТТ-ГРАФИКодного из этапов программы развития МОУ "Лицей № 22 г. Белово"
Действия Временной период (учебный год, четверти) Ответственные
I II III IV Действия Временной период (учебный год, четверти) Ответственные
I II III IV Административно-хозяйственные:
обеспечение учебных кабинетов необходимым оборудованием для создания активной развиавющей среды (далее – АРС): конторки, таблицы для глаз, вертушки (для учащихся 1–6 классов);
обеспечение подвижной учебной мебелью, аудиорелаксационными дисками (для учащихся всех классов);
обеспечение соблюдений санитарно-гигиенических норм в учебных кабинетах и лабораториях: мебель, освещенность, возможность проветривания, цветовая гамма, пр. +
+
+ + + Зам. директора по АХЧ
Зам. директора по АХЧ
Руководитель спортивно-оздоровительного центра
Организационно-педагогические:
введение в режим работы лицея гимнастики: 3минутной на 1м уроке, 5минутной после 4го урока;
разработка и реализация совместно с родителями профилактико-оздоровительной кампании "Витаминизация";
организация обучения учащихся 5–6х классов в режиме классно-кабинетной системы +
+ + + + Зам. директора по УВР
Руководитель спортивно-оздоровительного центраЗам. директора по УВР
Организационно-методические:
проведение ежегодных августовских или сентябрьских научно-методических лицейских семинаров для педагогов по вопросам создания АРС урока;
составление вариативного комплекса упражнений для 3 и 5минутных гимнастик в течение учебного дня для учащихся разных классов (с учетом психофизиологических особенностей учащихся);
организация в читальном зале библиотеки работы постоянно действующей выставки "АРС урока";
разработка и издание силами лицея справочно-методического пособия для учителя "АРС урока" (краткое описание эффективных технологий, библиография);
ежегодное коллегиальное обсуждение проблем создания АРС лицейского урока (на педагогическом совете, научно-методическом совете, Совете лицея) +
+ + + + Научно-методическая служба лицея, зам. директора по УВР
Руководитель спортивно-оздоровительного центра
Зав. библиотекой
Руководители спортивно-оздоровительного и информационно-издательского центров
Научно-методический совет, председатель
Контрольно-аналитические:
в технологические карты посещения уроков и мероприятий внести для постоянной фиксации параметр "Обеспечение АРС урока"
осуществление мониторинга оценки внутренней (педагоги, руководство, спортивно-оздоровительный центр лицея) и экспертной (потребители) процесса и результатов деятельности по обеспечению АРС лицейского урока (ежегодная диагностика, экпресс-опрос обучающихся два раза в год – декабрь, май) + Зам. директора по УВР
Зам. директора по УВР
Стимулирующие:разработка положений о выплатах из надтарифного фонда за результативную работу по обеспечению АРС лицейского урока + Зам. директора по УВР