Статья МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Авторы: Савина Г.Н., Сибирёва Л.М., Хабушева Г.Н., учителя начальных классов, МБУ гимназия № 39 «Классическая»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Проблема заполнения свободного времени младших школьников всегда была актуальной для общества. Только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом возможно полноценное усвоение детьми жизненных ценностей и смыслов. В соответствии с ФГОС каждое образовательное учреждение разрабатывает свою модель организации внеурочной деятельности.
Модель внеурочной деятельности нашего образовательного учреждения основана на оптимизации всех внутренних ресурсов. Это стало возможным благодаря прочной системе воспитательной деятельности, которая сложилась в практике прошлых лет в гимназии.
Данная модель представляет собой комплексную программу организации внеурочной деятельности "Страна Мастеров" для обучающихся 1-4-х классов.
Цель и задачи программы:
создание комфортной воспитательной среды для развития личности младшего школьника на основе свободного выбора, обеспечивающего формирование системы нравственных ценностей.
Задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
оказание помощи в поисках «своего я»;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Принципы организации внеурочной деятельности в гимназии:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)
Условия реализации:
разработка перспективного планирования внеурочной деятельности;
организация единой системы управления внеурочной деятельности;
разработка программ и тематических планов работы кружков и секций;
система диагностики и отслеживания эффективности программы.
Программа «Страна Мастеров» структурирована в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное «Планета здоровья», общекультурное «Открой себя», социальное «Твори добро», общеинтеллектуальное «Хочу всё знать», духовно-нравственное «Мой дом».
Перед началом учебного года в нашем учебном заведении ведётся большая подготовительная работа. В мае, а затем в августе, учителями начальных классов проводится анкетирование родителей с целью выявления, по каким направлениям они хотели бы, чтобы их дети посещали внеурочные занятия в гимназии.
По форме организации внеурочной деятельности данная программа является модульной, так как она состоит из 3-4-х целостных модулей, функционирующих в рамках каждого направления.
Спортивно-оздоровительное направление реализуем в 3-х модулях «Мир игр», «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», «Азбука здоровья».
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие.
Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни, привлечение учащихся к регулярным занятиям физкультурой, активному и полезному досугу.
Общеинтеллектуальное направление реализуется в модулях «Олимпик», «Робототехника», «Риторика», «Занимательный английский».
Ведущая идея модулей этого направления – развитие познавательных способностей детей, формирование стремления ребёнка к размышлению и поиску.
Общекультурное направление представлено модулями «Волшебная кисточка», «Фантазии из бумаги», «Мир вокального искусства».
Целью этих занятий является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. Работа в этих модулях организуется в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок, концертов.
Социальное направление представлено модулями «Зелёная планета», «Мир книг», «Перекрёсток», «Мои первые проекты». Деятельность в этих модулях ведётся в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.
Духовно-нравственное направление представлено модулями «Азбука нравственности», «Моя малая родина», «Живая Русь».
В системе дополнительного образования на базе гимназии создано структурное подразделение «Творчество», где есть отличная возможность использовать кадровые, материально-технические ресурсы для организации и проведения занятий в специализированно - оборудованных кабинетах. Структурное подразделение "Творчество" представлено 3 модулями: «Модульное оригами», «Танцевальная студия», «Мир вокального искусства».
Выбор комплекса модулей каждого направления тоже зависит от выбора родителей обучающихся по результатам анкетирования. По итогам этого опроса формируются группы детей, а учителями составляются рабочие программы модулей по каждому направлению. Учитываются возрастные особенности обучающихся, пожелания родителей, особенности нашего образовательного учреждения. Затем составляется карта занятости обучающихся и расписание модулей занятий. Внимание уделяется тому, чтобы каждый ребёнок мог заниматься по разным направлениям.
Для того чтобы дети отдохнули после уроков, перед занятиями внеурочной деятельности в режим дня обучающихся введена обязательная прогулка на свежем воздухе.
Для комплексной картины развития каждого школьника, составляется индивидуальная карта обучающегося, в которой прослеживается его общая нагрузка в течение недели.
Смена комплекса модулей происходит 2 раза в год.
На начальном этапе включения детей в ту или иную заинтересовавшую их деятельность, когда интерес ещё не стал ведущим (1 полугодие 1класса) - сформированы группы модулей внутри одного направления программы.
По мере выявления способностей детей, становления их стремления к творчеству, к овладению мастерством в той или иной сфере деятельности обучающиеся могут продолжить занятия в данной группе или изменить группы модулей во втором полугодии первого года обучения.
Во втором полугодии 1 класса – также субъективный выбор со стороны родителей, но уже учитывается и желание детей, и рекомендации педагогов.
Содержание внеурочной деятельности на данном этапе задаётся стремлением обучающихся организовать свою деятельность под свою индивидуальность.
Со 2 класса для ребят предлагается весь спектр модулей программы, где родители, учитывая желание детей и рекомендации педагогов, выстраивают чёткую цепочку взаимодействия.
Каждый из модулей предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися, так и возможность организовывать занятия крупными блоками. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал.
Таким образом, часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.
Но наряду с превосходством удобных условий для внеурочной деятельности, есть и проблемы. Одна из проблем: перегрузка детей. Изучив нагрузку каждого школьника, в гимназии возникла необходимость составления гибкого графика посещений занятий внеурочной деятельности, оптимизация видов и форм деятельности педагога, а также использование современных образовательных технологий.
Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и педагогов.
Цель мониторинга эффективности внеурочной деятельности -выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Система мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования. Исходя из этого, выделяют 3 основные предмета диагностики:
( Личность самого воспитанника
( Детский коллектив
( Профессиональная позиция педагога
Важным аспектом мониторинга является подбор критериев и показателей эффективности внеурочной деятельности. Этот процесс является одним из важнейших, так как на нём определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности внеурочной деятельности работы педагога. Подбор методик производится в соответствии с избранными критериями и показателями.
Личность воспитанника
В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету.
Детский коллектив
Второй предмет диагностики это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).
Профессиональная позиция педагога
Третий предмет диагностики это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога, какие профессиональные ценности сформированы у педагогов? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.
Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым. После проведения исследования создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения.
Мы стремимся создать такую структуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Разработка системы диагностики и мониторинга программы внеурочной деятельности, способной полноценно отслеживать эффективность работы в этом направлении.
Основным критерием результативности работы во внеурочной деятельности считаем содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем, и как результат, повышение качества знаний обучающихся.
Таким образом, в процессе ВД для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Учащиеся активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, в общешкольные мероприятия, в мероприятия района, округа и России.
15