Урок русского языка «Миф о лабиринте»
Урок русского языка 7 класс «Миф о лабиринте»
(Бинарный урок )
Цели урока:
Обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о частях речи, акцентируя внимание на следующих вопросах: лексическое значение слова, грамматическое значение слова, части речи .
расширение знаний учащихся о богатстве и разнообразии лексики русского языка; развитие умения разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; создание условий для формирования объективной оценки учащимися своих возможностей и результатов
Продолжить развивать у учащихся умения: отличать лексическое значение от грамматического значения слова, уметь производить морфологический разбор слова, логично излагать мысли.
Продолжить развитие навыков самостоятельной работы
Продолжить работу по воспитанию уважения к языку, интереса к изучению языка, пополнение активного словаря учащихся, воспитание чувства патриотизма.
Формирование и пополнение знаний учащихся о мифах Древней Греции
Тип урока: урок объяснения новой темы («Миф о лабиринте»).
Методы: словесный, наглядный, практический, вопросно-
ответный
Формы урока: классно-урочная
Формы организации работы детей: индивидуальная и
коллективная
Наглядность: интерактивная доска, слайды.
Оборудование: схема лабиринта с отмеченными участками
пути.
Межпредметная связь: история, литература.
Приобретаемые навыки детей: учащиеся научатся распознавать
части речи, обогащают свою речь,
ХОД УРОКА:
I . Оргмомент.
Целевая установка.
Психологический настрой.
II. Мотивация.
Приветствую всех, кому интересна Древняя Греция, древнегреческая культура, а главное - мифология!
Древняя Греция – это страна с очень интересной культурой. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории.
Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много познавательного и интересного.
(Слово учителю истории Жиесовой Ш.Ж « Путешествие по Древней Греции »
Тема нашего сегодняшнего урока « Миф о Лабиринте ».
От древних греков остались нам их предания, их древние сказания мифы.
Мифы - это первая форма поэтического сознания народа. В них - его философия, его история, его нравы, обычаи, его тревога, заботы, мечты, идеалы и вся духовная жизнь в целом.
Повседневная жизнь древнего грека проходила в постоянном общении с богами. Люди на земле обращались к богам. В сознании древних греков все силы и явления природы олицетворялись могущественными и бессмертными богами.
Греки представляли себе богов в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку – радость, печаль, гнев, зависть, ненависть и т.д. Древнегреческие мифы содержат повествование о деяниях божеств, частично – описание подвигов героев-людей, одаренных сверхъестественной мощью, ловкостью и смелостью, они считаются детьми богов.
Кроме мифов о богах, у древних греков были мифы о героях. Героем Афин был Тезей, отважный юноша. Он победил ужасного Минотавра, который пожирал людей. Ему в этом помогла дочь критского царя Миноса – Ариадна. Она дала ему волшебный меч и клубок ниток. И отважный герой сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из Лабиринта. Вам тоже сегодня на уроке предстоит пройти через лабиринт.
- Так вот, волею судьбы и мы оказались в лабиринте. Выбраться из него поможет “нить Ариадны”- ваши знания о частях речи . Ведь тема «Лексическое и грамматическое значение слова» - это бескрайний океан знаний.
III. Работа с интерактивной доской. Перед тем, как войти в Лабиринт,знакомимся с текстом о герое Тезее (на доске написан текст) (слайд №1)
Чтение текста. “ Миф о Лабиринте”
Словарная работа.
- Лабиринт- большое здание, где много сложных переходов
- Миф – легенда.
- Афиняне – жители города Афины.
- «Нить Ариадны» - способ, помогающий выйти из трудного положения.
Самостоятельное чтение текста учениками.
Работа по содержанию. Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Что вас больше всего потрясло?
Какой эпизод запомнился вам?
Выполнение заданий к тексту.
“ Миф о Лабиринте”
На острове Крит был громадный дворец – Лабиринт. Там было очень много переходов и выходов. И в центре Лабиринта жил Минотавр – чудовище с головой быка и туловищем человека.
Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек.Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирал Минотавр.
И вот афинский герой Тезей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит. Он решил вступить в бой с Минотавром, и спасти свой город от чудовища. Дочь критского царя Ариадна, которая влюбилась в Тезея, решила ему помочь. Она тайно от отца дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тезей и его товарищи вошли в Лабиринт, он привязал у его входа конец клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта , из которого невозможно было найти выход.Все дальше шел Тезей и наконец пришел туда, где находился Минотавр. И начался страшный бой. Наконец Тезей схватил Минотавра за рога и вонзил ему в грудь острый меч. Убив Минотавра, Тезей по нитке вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек. У выхода их встретила Ариадна.
ІV.Составление кластера: (Слайд №2)
После чтения текста учитель предлагает составить кластеры к следующим словам: Тезей, Минотавр
Слова для справок: чуткий, злой, отзывчивый,внимательный, злопамятный, жестокий, самоотверженный,беспощадный,благородный,добрый,бессердечный.
Слово учителя: И вот, чтобы победить злого Минотавра, чтобы удачно выбраться из Лабиринта - нужно преодолеть препятствия. Если мы удачно выполним задания, то нам удастся выбраться оттуда.
V. Вопросы и задания:
Проверка теоретических знаний:
Слов в языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно распределить по группам, которые называются частями речи. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы: 1) общее грамматическое значение;
2) морфологические признаки; 3) синтаксические признаки.
Лексическое значение слова - это его смысловое содержание, его соотнесённость с предметом или явлением действительности (это то, что слово обозначает).
Грамматическое значение слова – общее значение слов как частей речи (например, значение предметности у существительных), значение того или иного времени, лица, числа, рода и т. д. Лексическое и грамматическое значения тесно связаны между собой.
Изменение лексического значения слова приводит к изменению грамматического значения.
Например: Гостиный двор (прилагательное)- гостиная была полна народу (существительное).
Распределительный диктант (выписать слова в три столбика).
Существительное прилагательное глагол
Остров громадный жил
Дворец афинский посылали
Минотавр волшебный решил и т.д
Синтаксический разбор предложений.
а) На острове Крит был громадный дворец.
б) Ариадна дала ему острый меч.
в) Мечом Тезей убил Минотавра.
3. Определите слово по его лексическому значению.
а) Часть суши, окруженная со всех сторон водой. (остров)
б) Морское судно. (корабль)
в) Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. (дворец)
г)Холодное оружие с обоюдоострым длинным прямым клинком. (меч)
д) Укрепляемое на матче судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани. (парус )
4. Рефлексия. Продолжить…
1. Лексическое значение слова – это…
2. Грамматическое значение – это …
3. Грамматические признаки существительного - …
4. Грамматические признаки глагола - …
5. Грамматические признаки имени прилагательного –
VII. Подведение итогов урока.
Вывод: И вот мы выбрались из лабиринта, и нам помогли наши знания о частях речи. И я надеюсь и верю, что полученные знания помогут не раз ещё выбираться из лабиринтов жизни. Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное.
Подведем итог. Поставим точку, а вернее – цифру и оценку себе за урок.
VIII. Анализ ответов учащихся и комментирование оценок...
С помощью мимики ( улыбнитесь или нахмурьтесь ) покажите , понравилось ли вам на уроке? Что понравилось? Что удивило? Что запомнилось?
Рассуждения учащихся об уроке.
Д/з. Подготовка к письменной работе.