Урок по элективному курсу «Ориентир в лабиринте закона» в 9 классе.
Урок по элективному курсу «Ориентир в лабиринте закона» в 9 классе.
Учитель истории, обще6ствознания, права Пелипенко Елена Викторовна
Тема: Правонарушение, виды правонарушений и ответственность за них.
Цель:
- подвести учащихся к пониманию отличительных черт и признаков правонарушения;
-познакомить учащихся с видами правонарушений;
-развить умения решать юридические задачи, работать в группе, выступать публично, выражать свое мнение и отношение о необходимости законов.
Понятия: статус, правонарушение, проступок, деликт.
Ход урока:
Организационный момент.(Замечательный день! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь!)Мотивация к уроку: представьте, что в школе произошла драка в коридоре. Сидоров, десятиклассник, разбил большое окно, один из его одноклассников порезал лицо осколками стекла. Неприятная история.
- как вы думаете, что может грозить Сидорову за это? И почему!
( высказывают свое мнение)
Учитель объявляет тему занятия «Правонарушение и подросток»
-в ходе занятия вы должны знать:
«Поведение, которое противоречить нормам права, опасно для жизни общества называется- правонарушением или проступком.» (слайд и запись в тетрадь)
Человек по жизни совершает ежедневно различные действия, т.е. поступки.
-назовите пожалуйста поступки , которые вы совершаете каждый день;
-назовите поступки, по вашему мнению, которые могут быть опасны для окружающих (называют) это деликты, или проступки.
5. Чем по-вашему поступок отличается от проступка( значит- переступить черту, через что-то)
- Нарушение закона всегда сопровождается признаками(слайд)
одновременно приводятся примеры самими учащимися по следующим признакам:
1.общественная опасность (убийство и др);
2.противоправность(запрещенность законом, нарушение ПДД и др.);
3. виновность (только суд признает вину);
4.наказание( только суд выносит вердикт).
Это можно увидеть в телепередачах: «Суд идет», «Федеральный судья», «Человек и закон».
5. Кроме этого, правонарушения бывают 4-х видов:
Дисциплинарный, служебный, поступок
Виды правонарушений (слайд)
Административный проступок
Гражданское правонарушение
преступление
Вывод: совершая любые проступки человек несет ответственность.
Что значить-отвечать за содеянное! (ответы учащихся)
Когда человек нарушил нормы права, морали и тем более суд его признал виновным то, наступает другой вид ответственности -юридическая ответственность.(слайд)
Юридическая ответственность – применение к правонарушителям предусмотренных санкций юридических норм государственного принуждения.(слайд)
Как вы думаете, за что человек несет уголовную ответственность(слайд)
За преступление- самое опасное виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям
(слайд) Виды юридической ответственности:
1.За административные проступки наступает административная ответственность:
-предупреждение;
- штраф;
-изъятие предмета, которым было совершено преступление;
- лишение специального права;
-исправительные работы до 2-х месяцев по месту работы с вычетом определенного % заработной платы;
- административный арест до 15 суток.
2.За гражданское правонарушение наступает гражданско-правовая ответственность, которая носить имущественный характер. Возникает частично с 14 лет, а полностью с 18 лет.
3. За дисциплинарный проступок наступает дисциплинарная ответственность в виде взысканий:
-замечание;
-выговор;
-увольнение.
4. за преступление наступает уголовная ответственность с 14 лет за серьёзные, а с 16 лет за все виды преступлений и выражается в применении уголовного наказания:
- обязательные и исправительные работы;
-арест;
-ограничение свободы;
-ограничения по военной службе;
-содержание в дисциплинарной воинской части;
-лишение свободы на определенный срок;
-пожизненное лишение свободы;
В совокупности к ним могут применяться:
- лишение специального звания;
-конфискация имущества;
-штраф;
-лишение права заниматься определенным видом деятельности или занимать определенную должность.
Работа с классом
Познакомились с видами правонарушений и видами юридической ответственности, давайте вместе попробуем решить юридические задачи:
Определить вид правонарушения (работа с классом)
-Работягина опоздала на работу (ДП)
-Жаднов не вернул деньги в долг(ГП)
-Бегунова перебежала дорогу на красный свет, что создало аварийную ситуацию;(АП)
-Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер(ГП)
-Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседский огород и съела всю капусту;
-Водкин приглашал к себе школьников и распивал с ними спиртные напитки(П);
-несчастный , обиженный своим соседом, все время обдумывал, как избить или убить соседа(П).
11. Работа в группах с заданиями:
1-я группа (задание 2) –виновен или невиновен (используя памятку)
2-я группа(задание 3)
Памятка «Случаи возникновения вины»
умышленно По неосторожности
Когда правонарушитель осознает общественно опасный, вредный характер своих действий и их результатов и: Преступная самонадеянность6 правонарушитель понимает и предвидит опасность своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет её избежать
Прямой -желает их наступления Косвенный- допускает, что они наступят Преступная небрежность: правонарушитель не предвидит вредных последствий, но обязан предвидеть.
3 группа(задание 4.1)
4 группа(задание4.2)
Итоговая схема
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
ДействиеБездействие Противоправность и деяниеОбщественная опасностьВиновностьНеосторожность
Подведение итогов урока.