Урок-исследование. Контрреформы-основа внутренней политики Александра-III или уничтожение реформаторской деятельности Александра-II?


Контрреформы – основа внутренней политики Александра III или уничтожение реформаторской деятельности Алексадра II?
Форма урока: урок-исследование.
Цели по содержанию
Образовательная: сформировать представление у учащихся о роли и месте эпохи Александра III в Российской истории, основных вехах и сущности его политики в сравнении с реформами Александра II.
Развивающая: на уроке продолжается развитие умений учащихся сопоставлять факты, делать выводы, формировать оценочные суждения.
Воспитательная: воспитание стремления к самосовершенствованию, индивидуальной и коллективной ответственности, учебно-познавательной самостоятельности.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: частично-поисковые, проблемный, творческий.
Специфика этого урока, в том, что он имеет подготовительный период, на котором учащиеся были разбиты на пять групп. Каждая группа получила задание по исследованию проблемы, которая касается личности Александра III, либо преобразований, которые произошли в период его правления. Учащиеся представляли материал в интересной для них форме (были использованы элементы ролевой игры, театрализации, сообщения). По ходу урока учащиеся заполняют таблицу и делают вывод.
План урока
Личность Александра III.
Государственное устройство и местное управление.
Образование и печать.
Судебная реформа.
Внешняя политика.
Оборудование урока: портреты Александра II и Александра III, карта “Российская империя во второй половине XIX века”, видеомагнитофон.
На доске Эпиграф урока: “Сущность русской истории состоит в борьбе реформы против контрреформы” (Политолог А.Л. Янов).
Александр II Вопросы для сопоставления Александр III
  Государственное устройство и местное управление.  
  Образование и печать.  
  Судебная власть.  
  Внешняя политика.  
Вывод.
1. Мотивация деятельности учащихся
Объявление темы, цели урока, работа с эпиграфом, терминами.
2. Вступительное слово учителя.
В русской истории царствование Александра III как бы находится в тени двух более бурных, богатых социальными столкновениями периодов, предыдущего - это время правления Александра II, и последующего - время правления Николая II. Время правления Александра III имеет значение для понимания истоков первой русской революции. Ведь это спокойное последнее царствование накануне грандиозных социальных катаклизмов. Корни этих потрясении следует искать во второй половине XIX века. Великие реформы 1860-1870гг. преследовали цели: вывести страну из кризиса, укрепить ее авторитет в Европе и мире, иметь сильную армию, развитую промышленность, надежную экономическую систему. Для этого необходимо было стабилизировать русское общество, которое стало выходить из под контроля власти.3. Объяснение нового материала
Реформы произошли, но не завершены. Смерть Александра II заставила его приемника, Александра III, по-новому взглянуть на существующий порядок. Понять, что реформы привели общество в движение. (Отчёт 1 группы – по библиографии, воспоминаниям современников о личности Александра III человека и политика).
Задание классу. Познакомиться с различными оценками личности императора. Какое мнение у вас сложилось о нем как о человеке и государственном деятеле?
Укрепление и незыблемость царской власти, самодержавия утвердили “силу и истинность” этой власти, похоронившей конституцию и ростки демократии.
(Задание 2 группы - дать характеристику правительственного курса Александра III).
Проблемное задание №1. Какие меры были предприняты для укрепления правительственного курса Александра III? Чем отличается правительственный курс Александра III от правительственного курса Александра II?
Итак, Александр III видел путь устранения возникающих проблем путём усиления полицейского надзора, увеличения привилегий дворянства, что способствовало обострению противоречий. Новые меры ущемляли права крестьян, городского населения (выборы в городское самоуправление). Со стороны дворян-землевладельцев, шли постоянные жалобы на то что, что мужики “разбаловались”, а мировые судьи недостаточно строги. Правительство внесло свои изменения в судебную реформу.
(Задание 3 группы охарактеризовать судебную реформу, в форме инсценировки заседания суда).
Проблемное задание №2. “Возможен ли независимый суд при самодержавии?”
Мировой суд был упразднён. Земские начальники стали полновластно распоряжаться на своём участке. Затруднились семейные разделы, выходы из общины. Вмешательство государства произошло в образование и цензуру.
(Задание 4 группы: какие изменения произошли в области образования и цензуры после реформ императора Александра III, в виде ролевой игры).
Проблемное задание №3. “На что была направлена политика Александра III в области образования и цензуры”?
На образование у правительства не хватало денег, что привело к ограничению доступа к образованию непривилегированных слоёв населения. Усиление цензуры привело общество к тому, что оно не имело возможности обсуждать общественные проблемы открыто, что было в угоду власти, но она не могла осуществлять контроль над интеллектуальной жизни общества, водворить в ней казенное единомыслие.
Во внешней политике Александра III прослеживается преемственность со своим предшественником Александром II.
(Отчёт 5 группы по внешнеполитическому России периода правления Александра III).
Проблемное задание №4. Ответить на вопрос: “Какие принципы прослеживаются во внешней политики России этого периода”?
Александр III продолжает миролюбивую политику своего отца, не давая втянуть Россию ни в один из намечавшихся международных конфликтов. Россия добилась урегулирования отношений на Балканах, заключила русско-французский союз. Александр III заслужил титул “Миротворец”, но на своей земле он так и не попытался достичь мира и согласия. (Показываются кадры из видеофильма “Семья Романовых” о смерти Александра III).
Вопрос к классу. Меры, проводимые Александром III – это контрреформы или уничтожение реформаторской деятельности Александра II?
Вывод.
4. Работа в группах
Составить синквейн по теме “Контрреформы Александра III”.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
Александр III взял курс на пересмотр не завершённых отцом реформ 60-70-х годов XIX века, обострив социально-экономические противоречия в России. Только в начале XX века реформы П.А.Столыпина продолжили развитие процессов 60-х годов XIX века.
Домашнее задание: написать эссе на тему “Александр III – миротворец”.
Литература
Павленко Н.И. История России.XVIII – XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа 2002.
Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века, 10 класс. М.: “ВАКО”, 2003
Буганов В.И., Зарянов П.Н. История России, конец XVIII – XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: “Просвещение” 2000.
Донилов А.А. Поурочные разработки к учебнику “История России. XIX век”, 10 класс. М.: “Просвещение” 2001.
Энциклопедия “История России XIX век.” 2001.