Конспект занятия по речевому развитию Россия дружная многонациональная страна для старшего возраста в ДОУ
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область «Речевое развитие»
Интеграция областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.
Программное содержание: Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты и манси. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне этих народов. Активизировать самостоятельные суждения, реагировать на высказывание партнера, делать выводы и умозаключения.
Расширять и уточнять умения детей использовать в речи простые и сложные предложения. Продолжать активизировать и обогащать словарь детей (национальность, кисы, сак, чум, хохломская роспись, повязка из бисера) .Продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения:
Знакомить с обычаями и традициями народов России и доброжелательное отношение к ним. Воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы «Сказки народов России».
• Экскурсия в краеведческий музей г. Радужного.
• Дидактическая игра «Сколько братьев у нашего дома? »
• Домашнее задание: подготовка к выставка по народно- прикладному искусству.
• Предшествующие занятия: «Путешествие на север России».
• Викторина «Если ты узнаешь Север, не забудешь никогда»
Методические приемы:
• Мотивация учебной деятельности.
• Беседа в сочетании с рассказом о городе.
• Просмотр слайдов и видеороликов о городе.
• Работа по мнематическим карточкам (схемы) .• Сравнительная характеристика. Игровые упражнения.
• Художественное слово: чтение стихов, загадывание загадок.
• Составление описательнго рассказа о куклах по плану воспитателя.
• Домашнее задание. Рассказы детей.
Материал:Схема – модель Куклы в национальном костюме Макеты жилищ
Платки, бубен для подвижной игры. Указка, визитка, хохломская посуда, повязка из бисера, карточки «Узоры – орнаменты»
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю посмотреть слайды об одном замечательном городе. Посмотрев его, вы должны угадать, о каком городе идет речь (достопримечательности города Радужного) Ответы детей.
-Какие достопримечательности вы узнали?
-Город наш появился в суровом краю не с помощью волшебства, как в сказке, а его строили люди разных национальностей и приехали они из разных уголков нашей страны. И все мы живем в городе Радужном в мире и согласии.
-Люди каких национальностей живут в нашем городе? (Ответы детей)
-Наш город многонациональный. А какой народ является коренным жителями нашего края? (Ханты) Ханты живут в этом краю издавна. Скажите, а чем один народ отличается от другого. Вот об этом мы сегодня поговорим. А поможет нам найти отличия между народами схемы- подсказки.
Язык 2. Одежда 3. Жилище 4. Народно – прикладное искусство 5. Танец, песня 6. Национальное блюдо
Итак, нам надо найти отличия между народами разных национальностей.
Скажите, чем отличаются народы? (по - разному говорят) Мы с вами поиграем в такую игру, я начну, а вы продолжайте.
-У русских родной язык… (русский)
-У хантов родной язык… (хантыйский)
-У башкир родной язык… (башкирский) и т.д.
-Послушайте, как здороваются эти народыпо разному на своем языке. Русские при встрече говорят друг другу… здравствуйте. Ханты – вужа-вужа. Башкиры, татары ,дагестанцы – асаламалейкум.
-На каком языке между собой общаются все россияне? (На русском языке)
Родной язык.
Язык наш прекрасный-
Богатый и звучный,
То мощный, то страстный,
То нежно певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы и сказки-
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Свой родной язык!
Посмотрите на вторую подсказку. Что вы видите? (Одежда) Значит, чем еще отличаются друг от друга эти народы? (Национальным костюмом)
-Давайте рассмотрим наших кукол – подружек.) Такую одежду носили люди в старину. Сейчас люди носят современную одежду. А национальную одеждугде можно увидеть (на концертах, праздниках, в музеях). А вот ханты не потеряли свои традиции. И такую одежду они носят по сей день.
Дети составляют описательный рассказ о куклах: в русской, в и в хантейской одежде по плану воспитателя.
План.
-Скажите, как зовут куклу?
-Кто она по национальности?
-Во что одета, из чего одежда сшита и чем украшена?
Ответы детей. В конце каждого рассказа анализ воспитателя.
3. А теперь назовите следующее отличие (домами)
-В каком жилище жили русские люди в старину, а некоторые и сейчас живут?
-Русский человек жил в избе. Из чего строили избы? (из бревен) Дерево было доступным материалом. Крышу делали покатую, чтобы зимой снег меньше задерживался. Скажите, чем обогревали зимой избы? (печкой, поэтому над крышей видна труба)
-А где живут ханты? (в чуме) На что больше похож чум, на юрту или на избу? Чум тоже переносное жилье. Скажите, а чем покрывают чум? (оленьей шкурой) Правильно, чтобы удерживать тепло, покрывают мехом и внутри чума.
Физминутка «Собери чум»
4. Посмотрите на следующую подсказку, о чем мы с вами будем говорить? (о том, что умеют делать люди разных национальностей)
-Представьте, что вы попали на выставку. На этой выставке представлены предметы, сделанные руками этих народов. На каждой выставке есть экскурсовод, который знакомит посетителей с экспонатами. Слушайте внимательно.
Рассказывают дети в роли экскурсоводов.
Ребенок 1. Перед вами совершенно необыкновенная посуда. На первый взгляд даже и не скажешь, что она сделана из дерева. Посмотрите, как красиво она расписана: на золотом фоне вы видите красивые завитки с разными ягодами – клубникой, рябиной, смородиной. Это изделия хохломских мастеров. Хохлому русские мастера начали делать очень давно и секрет изготовления передавался из поколения в поколение. Поэтому сейчас вы можете восхищаться этой посудой.
-Какой росписью расписана эта посуда?
Ребенок 2. Справа от меня налобная повязка. Её носят молодые хантыйские девушки. Она украшена разноцветным бисером. Рукодельницы красиво украшают изделия узорами. Каждый узор имеет свое значение. Попробуйте эти названия угадать.
Черная птица
Меря не боится.
Моргнет удивленно
И каркнет… ворона.
Всех зверей она хитрей
Шуба рыжая на ней.
Пышный хвост – её краса.
Это – хитрая… лиса.
Наступил мой каблучок
На березовый сучок.
Это украшение называется… повязка.
И последняя подсказка. Чем еще отличаются между собой эти национальности? (кухней, едой) У каждого народа есть традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной местности.
В России очень много блюд готовят из муки. Какие блюда русской кухни вы знаете? (пельмени, оладьи, каша, борщ)
Скажите, ханты из каких продуктов готовят еду? (из рыбы, из оленьего мяса)
-Итак, что мы сегодня узнали? (Ответы детей)
-Сегодня вы с вами узнали, что люди разных национальностей различаются друг от друга. У каждой национальности свои обычаи, традиции. Но всех людей объединяет любовь к своему дому, к городу, к своему родному краю, Родине – России!
На свете много стран.
И есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинута она.
Её мы Родиной зовем.
Родина-одна!
Список литературы:
Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т. Ерофеева. - М. 1980.
Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова - М.: 2001.