Презентация по географии на тему Культура и быт чукчей (8 класс)
@@@@@@@@@@@@@МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»г.Новокузнецк Кемеровской областиКультура и быт чукчей Выполнила: Кулемжин Сергей, ученик 8 «Б» классаРуководитель:Варес Любовь Михайловна, учитель географии Чукчи – немногочисленный народ, расселенный на громадном пространстве. Земли от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя – территорию, сопоставимую с Казахстаном! – занимают всего чуть больше 15 тыс. человек. Само название «чукчи» – это «вариант для русских» и, по сути, адаптированное чукотское слово «чаучу», то есть «богатый оленями». Именно так в XVII веке русским землепроходцам представились здешние оленеводы. На самом же деле и они, и их соседи-поморы «анкальын» – «ездящие на собачьих упряжках» – называют себя «луораветланы», что в буквальном переводе означает «настоящие люди». Происхождение названия Предки современных чукчей появились в тундре на рубеже IV – III тыс. до н.э. Они славились как искусные воины и мореходы, которые на своих легких суденышках, построенных без единого гвоздя, из кожи и дерева, огибали Аляску и достигали Канады. Флотилии быстрых байдар приносили не меньшие опустошения, чем драккары викингов. Из всех северных народов только чукчи почти 150 лет воевали с царской Россией. В конце концов они согласились на формальную власть «большого белого царя» лишь при условии, что не будут платить налогов и сохранят самоуправление. Время появления в тундре Заселив территорию современной Чукотки примерно 5-6 тысяч лет назад, луораветланы веками оттачивали военное искусство. В конце концов они стали грозой арктического побережья, держа в страхе куда более миролюбивых соседей. Выковывание воина начиналось с детства. К маленькому мальчику время от времени неожиданно прикасались тлеющей головешкой. Это должно было приучить ребенка отскакивать в сторону при малейшем шуме. Любимой мальчишеской забавой была стрельба из лука, причем стрела, пущенная с дальнего расстояния, должна была расщеплять тоненький прутик. Наконец, когда приходило время, отец брал подросшего сына на охоту. Подкравшись к юноше со спины, он пускал стрелу. Увернулся – значит, хороший воин, достойный своего племени, а нет – так ему и надо! И отец больше никогда не вспоминал о неудачливом отпрыске. Воспитание воина В бою чукчи использовали уникальный тактический прием. Когда дело доходило до рукопашной схватки, из задних рядов внезапно вылетали воины, проносились над головами противника на 20-40 метров и приземлялись в тылу. Врагу, зажатому с двух сторон свирепыми луораветланами, приходилось тяжело. Оказывается, древко чудо-копья в буквальном смысле слова выращивали. Опытный оружейник находил молодую березку, обрезал нижние веточки, а сам стволик начинал закручивать. Наконец, когда деревце становилось выше двух метров, его срубали, ствол сушили по особой технологии и делали из него древко копья-батута. Воины В поход чукчи выдвигались под грохот барабанов, обтянутых человеческой кожей. Если, конечно, не требовалось подкрадываться в полной тишине. А уж это луораветланы великолепно умели делать с детства. На рассвете они окружали ярангу коряков, выдергивали стойки и протыкали жилище копьями, стараясь убить всех, кто находился внутри, пока другие воины угоняли вражеские стада. Самой большой ценностью были олени – и пища, и транспорт, и одежда, и «свободно конвертируемая валюта». За что боролись Легкие сани-нарты при желании запросто превращались в настоящее укрепление. Их составляли в круг и накрепко связывали ремнями, затем закрепляли сверху моржовые шкуры – и «крепость» была готова. Из такого укрытия воины могли часами вести обстрел, оставаясь невредимыми. Чукчи, обосновавшиеся на берегу моря, пошли еще дальше. Они возводили самые настоящие цитадели. Для постройки выбирали скалистые мысы или островки. «Замок» окружали каменным валом и частоколом. Дополнительной защи-той служило остроумное изобретение, ставшее сегодня любимой зимней забавой ребятишек. Подступы к ук-реплению обливали водой, которая на морозе немедленно застывала. Теперь неприятель мог сколько угодно «кататься с горки» без малейшего шанса попасть в крепость. Ледяные «горки» для неприятеля У чукотского народа существовали различные сезонные праздники. В основе праздничных обрядов лежали древнейшие мифы об умирающем и воскресающем животном. Поэтому чукчи старались хорошо «встретить» уби-того зверя и с почестями «проводить» его «до-мой».Ритуальный смысл праздников заключался в «благодарении» живот-ных, позволивших себя убить. Праздники В день праздника пастухи пригоняли к месту обрядов стадо, от которого отделяли несколько оленей и закалывали их ножом. Затем начинался обряд помазания кровью людей, нарт и разбрызгивали ее в разные стороны. Сваренное мясо ели всем стойбищем, после чего начинались празднества: ударяя колотушкой в семейный бубен, чукчи напивали своеобразные мелодии и устраивали танцы. Одновременно начинались игры и состязания в беге, езде на оленьей упряжке, подбрасывание пастуха на шкуре. Праздник Выльгыкоранмат Сентябрь – месяц забоя оленя с тонкой шерстью. Чукчи в середине сентября проводили «выльгыкоранмат» - праздник «молодого оленя». К этому празднику дети и женщины собирали листья, готовили растительную пищу. Хозяйка очага обмахивала оленеводов горячими кустиками шикши. Там «сжигали – усталость, отгоняли злых духов». Когда подходило стадо, на доску для выделки шкур ложили два пласта дерна. Разжигали с помощью высушенного болотного мха и кустиков шикши костер на дерне. Двое мужчин брали доску с пластами дерна, на которых горит жертвенный костер и с криком «Оэй! Оэй!» бросают в сторону стада, мальчики выстреливают горящие стрелы из лука, женщины бросали огоньки в сторону стада. Праздник Выльгыкоранмат В самую длинную ночь ( 21 – 22 декабря) происходило восхождение ритуальной звезды Пэгытти на небесную сферу. Это звезда Альтаир в созвездии Орла. В это время чукчи собираются на ритуальный праздник, посвященный восхождению звезды Пэгытти. Было поверье: если встретишь Пэгытти с хорошими пожеланиями, то ваша заветная мечта в будущем году обязательно сбудется.Люди с древних времен заметили, что небесные светила оказывают влияние на земную жизнь. Поэтому оленные люди встречали Пэгытти с жертвоприношениями, наполняли маленькую кожаную миску жиром и кровью. Разжигали с помощью священной огнивной доски жертвенный костер. Исполняли песенные речитативы, содержащие наилучшие пожелания. После самой длинной ночи происходило постепенное нарастание дня. Праздник Пэгытти На свадьбу непременно забивался жертвенный олень. Его кровью мазали лицо и руки молодых, а затем старейшина связывал жениха и невесту специальными нитями в знак того, что девушка навсегда отказывается от своего племени и входит в род мужа. Одно из интереснейших явлений – групповые браки на Чукотке. «Товарищи по женам» имели право делить ложе с супругой любого члена союза, приезжая к нему в гости. Но не стоит думать, что свободные нравы луораветланов – признак распущенности. Это, скорее, способ выжить в суровых северных условиях. Члены брачного союза поддерживали друг друга и, если кто-то из мужчин погибал, воспитывали его детей. Овдовевших женщин «товарищи по женам» снова брали замуж. Вторым мужем мог стать и брат погибшего воина. Чукотская свадьба, групповые браки Как для мужчины было обязательно умение владеть оружием, так женщина считалась неполноценной, если она не имела детей. В старину рожали по 12–15 детей, но выживали всего 3–4. Такая суровая правда жизни научила чукчей философски относиться к смерти младенца. Но вот гибель ребенка старше трех лет (особенно мальчика) уже считалась трагедией. К многодетным семьям на Чукотке и сейчас особое отношение. Их поддерживает не только государство, но и все село. Например, самые лакомые кусочки добычи местных охотников достаются в первую очередь старикам и многодетным семьям. Обычаи Самые интересные традиции чукчей связаны с женитьбой и семейной жизнью. Например, на свадьбу жениху и невесте родители до сих пор непременно дарят оленей. Считается, что они принесут в дом достаток. Правда, сейчас это скорее символический подарок – всего несколько животных, а раньше молодой муж получал целые стада.Интересен обычай «отработки» невесты. Дело в том, что мужчина-холостяк на Чукотке издревле был объектом насмешек и считался ущербным. Поэтому поиски и завоевание жены были одним из главных событий в жизни любого парня. Прежде всего, молодой человек поселялся в семье избранницы и целый год работал пастухом. Тоесть внимательно следил за потенциальным зятем и мог его выгнать за малейшую провинность.
картинки Женитьба Сейчас многие чукчи ходят в православную церковь. Есть и люди «старой закалки» – атеисты. Но все же самой древней религией чукчей является шаманизм. И он жив до сих пор. Существует так называемое «домашнее шаманство». Во время осеннего убоя скота все семейство, включая и детишек, бьет в старинный бубен, который в каждой семье передается по наследству. Этот обряд должен уберечь оленей от болезней и гибели. Впрочем, все происходящее скорее игра – все члены семьи по очереди изображают одержимость духами, говорят чужими голосами, изрекают «пророчества». Совсем не то происходит во время сеанса настоящего шамана. В начале прошлого века выдающийся этнограф, лингвист и писатель Владимир Богораз упоминал в своих трудах случай исцеления чукотского юноши от тяжелой болезни. Подросток совершенно голый лег на землю. Его мать, практикующая шаманка, вскрыла сыну живот. Ученый видел кровь и большую рану, в которую женщина погрузила руки. Но через несколько минут рана исчезла, а на ее месте не осталось даже шрама! Парень же поднялся на ноги совершенно здоровый. Религия Задача истинных шаманов – прежде всего исцелять больных, предсказывать будущее, общаться с духами. Для этого они впадают в транс – по их утверждениям, в таком состоянии можно путешествовать между мирами. Шаманами не рождаются. Ими становятся. В момент величайшей опасности человека может спасти морж, волк или другой зверь – тогда он даст будущему колдуну чудесную силу. А случается, кто-то заболевает – как бы сходит с ума на время, чтобы затем вновь прийти в этот мир уже с новым сознанием. Богораз приводит рассказ шамана. Еще юношей он услышал голос – «Пойди в безлюдное поле: найдешь бубен. Бей в него, и ты увидишь весь мир!» Бубен действительно оказался на месте, а шаман, по его же утверждению, поднялся в небо и даже поставил там шатер. Шаманы Специалисты признали мясо оленя одним из самых диетических продук-тов. Оно усваивается организмом лучше, чем говядина, свини-на, баранина и даже лучше, чем курятина. Подмечено – те, кто питается олениной, не страдают сахарным диабетом, атероскле-розом, гипертонией, болезнями сердца и многими другими. Вкусно и полезно 牤⽳桳灡硥汭砮汭埬滍㜛븐ျᚼ纎쬬싶恲瀛䁛б䇋얏靨浫◌Ⓑ酗䭽ꔟ郯鹋秂纣眤뉗䡺ݑ腍ݚ졩츙ﱼ蟦짐痫ᡊ桛垃칽䪄噵缉獻瞹駄ꑵ鈲襚뼉阗㺿鎻넪쌕敡檓韂嗎꽉퍧⢥뻉闒큐㒰붷࣊鐫蜣ꕀ෬ﷻ꽱䊤叱劸禫㌵䩞嚯쌳沊䟂⦜ᄪ잏辏㺟㯼욽䀓界杺␛矴撐竣䁏ꔰ㑿잸߀רⴘԢ㹀땨ʾ薞쩁戃첑쀹膮硶㨼輎ᨏ尘썦⤝粦쉨뵍ﵷ츶솶휘譣激ꤴ尧蠡ཿ煌瀇콊쒃鷙︰х耧ㆩᗴⶎꑟ謤塓젮夊ퟸ䙦㳫姈ᱡ蠮孝ࠩפֿﺡ闠䏶鍴倫軞좒宺槇擾肪㲁ꤗ⥫Ɦᮾᐹ囐⸚奴沤쩎㞲鷳豴翇蝍궠㿃檔遏真꒔䝶ቮ팓귥䖿뷓ⶫ혦ா柍멞뿎鑒柼຺ሳᮃ㇟繕쯻삯铋缾ꘗ⛤뽟홫ꊝ愵덞ั歒㦻駔Ѭ㬨嚻웂潦쀇닶먹쇭鮫Ƴ屒磮Ыꩺ᳨뭡䃕抈Ⱇ栢嵮鹯⾙ᄐ듟網ﷳ鼟ﱼ汝둀џ䭐Ѓ!逅Хщ牤⽳潤湷敲浸䑬侏ɏᐱ縦碙⺓䐨␡ህ綹䟻궦ﯛ䇢鎎ﲙ晦䦵ꢁ웞˪⑃肯왓岃˿䭐ȁ-!昑юǢ牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣껂쇫戜⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋籶ਘ䜑柘ꂨꄌ秴ى쓽쐶믑杘䐰૩ᶩ煶퓜陲猤끩扐뭃ᑦ鿴⺧﹥︩柦ᜧ뽴蟭⽒纣һꠑ/柡꽻박ꖾࢳ焐ਢϿ倀ŋⴂ᐀ࠀ℀蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀ࠀ℀ༀ溬쑿ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐·˸्̟ᐜHန$܀䐀璾뤾맜쬊꣎몦鑨戶늹䵬먴絖웻楔㼭닎뱬建ሽ䞱䌒ʖ寲̥ꕐ⒯躸䎿粆턊ꢈ〓Ȓ饙묀唕ⴲ렇웟ě搅㉻⍬傀弾䭡ᯡ닗ꖮ俰㳦ỻ줱뱣톹涼놴˟Ⴀ짦䩟钐崘㟡ꙧۚସ톼ḳ⎛얤壊邔ꦷ閊隱ॱ倫굣⍄暸퍨긐ꂢ⣖ⰺ먴⩂酇ዔ㳝蓜뉕ꚾﳅ伿躏풐頻⾤勩琛츦偪㫼娞鎐⦜槴渽죣紒홰ū指❹⨂觗溩ꆦ癮ꎅ槮즜ꇺ仮꺾矽웴䗝暏뵳쒉郞뱞㗀ῶㅯꊰ꞊橅咂趀㒫သをꡱ笰럓歍㟞咉룜뛤렿蝺ࠁ탶䇋⋄閲穀殒ࢸ퇳㜶吘쳚쒣跙憴抚ꇈ开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ℴ藴뺔졪龠黚礸홟ఙ멉橚랇㜄鲝ᩜ㥬㐭폘䍫櫩바猷崓星ჱ礮䫥왍旱∉⭖虸⯟۩䭐ȁ-!쯶оƅἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!ଳ䶫ДЪȇ牤⽳潤湷敲浸偬Ջ̀̀뜀ကࣰꨀ䴆ᤕ༐ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏD̀ĀĀ Ȫ牤⽳桳灡硥汭砮汭䭐ȁ-!逅Хщٺ牤⽳潤湷敲浸偬ՋЀЀ簀ကࣰ鸀蜀椈༐ᄀ櫰쌀ࠋᬁༀ蠀䘓ༀ言㸓먀ฏ开开开倀倀吀㤀謀–가᠏ἀЄЀༀഀ鼀Џ܀ꀀ嘏ഀऀᜀ㠄㰄㴄伄伄 㸀㐄㔄㘄㐄〄 䜀䌄㨄䜄㔄㤄ꀄ᐀†㸀䬄䜄㴄㸄㌄㸄 㼀㸄㬄伄䀄㴄㸄㌄㸄 䈀㠄㼄〄⸄ Ḁ㴄〄 䠀䰄㔄䈄䄄伄 㠀㜄 㰀㔄䔄〄 㼀䬄㘄㠄㨄㸄㈄ ⠀㼀㸄㐄䀄㸄䄄䠄㔄㌄㸄 㸀䄄㔄㴄㴄㔄㌄㸄 䈀㔄㬄㔄㴄㨄〄⤄ 㠀 䄀㸄䄄䈄㸄㠄䈄 䌀 㰀䌄㘄䜄㠄㴄 㠀㜄 㐀㈄㸄㤄㴄㸄㤄 㰀㔄䔄㸄㈄㸄㤄 䀀䌄〄䔄㠄 ⠀㴀㠄㘄㴄㔄㤄 㰀㔄䔄㸄㰄 㨀 䈀㔄㬄䌄 㠀 ㈀㔄䀄䔄㴄㔄㤄 㰀㔄䔄㸄㰄 㴀〄䀄䌄㘄䌄⤄Ⰰ 䈀〄㨄㠄䔄 㘀㔄 㐀㈄㸄㤄㴄䬄䔄 䠀䈄〄㴄㸄㈄Ⰴ 㨀㸄䀄㸄䈄㨄㠄䔄 㰀㔄䔄㸄㈄䬄䔄 䜀䌄㬄㸄㨄 䄀 䈀〄㨄㠄㰄㠄 㘀㔄 䄀〄㼄㸄㌄〄㰄㠄 㠀 䠀〄㼄㨄㠄 ㈀ ㈀㠄㐄㔄 㘀㔄㴄䄄㨄㸄㌄㸄 㨀〄㼄㸄䀄〄⸄ ꄀ丏ĀĀȀ܀⬀ĀਈȀ̀܀ȀĀ䌀Ā̀̀က⤀Ā䌀Ā̀̀᐀ĀĀ䌄Ā̄̀᐀ꨀᐏ⬀ĀĀĀꘀ؏ࠀༀЀ췰눀ࣰЀL 牟汥⽳爮汥汳쇏썪ర惻惯彴왐펈ꅛ틗耾閱Ⳅ貶뉤穧읪銎㿸썉⟡暭턣껂쇫戜⽜럇』嵚渎䳥渖炤弘號괳뚮⺐ꢱ䩩ୖ굋籶ਘ䜑柘ꂨꄌ秴ى쓽쐶믑杘䐰૩ᶩ煶퓜陲猤끩扐뭃ᑦ鿴⺧﹥︩柦ᜧ뽴蟭⽒纣һꠑ/柡꽻박ꖾࢳ焐ਢϿ倀ŋⴂ᐀ࠀ℀蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀ࠀ℀ༀ溬쑿ༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐·˸्̟ᐜHန$܀䐀璾뤾맜쬊꣎몦鑨戶늹䵬먴絖웻楔㼭닎뱬建ሽ䞱䌒ʖ寲̥ꕐ⒯躸䎿粆턊ꢈ〓Ȓ饙묀唕ⴲ렇웟ě搅㉻⍬傀弾䭡ᯡ닗ꖮ俰㳦ỻ줱뱣톹涼놴˟Ⴀ짦䩟钐崘㟡ꙧۚସ톼ḳ⎛얤壊邔ꦷ閊隱ॱ倫굣⍄暸퍨긐ꂢ⣖ⰺ먴⩂酇ዔ㳝蓜뉕ꚾﳅ伿躏풐頻⾤勩琛츦偪㫼娞鎐⦜槴渽죣紒홰ū指❹⨂觗溩ꆦ癮ꎅ槮즜ꇺ仮꺾矽웴䗝暏뵳쒉郞뱞㗀ῶㅯꊰ꞊橅咂趀㒫သをꡱ笰럓歍㟞咉룜뛤렿蝺ࠁ탶䇋⋄閲穀殒ࢸ퇳㜶吘쳚쒣跙憴抚ꇈ开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ℴ藴뺔졪龠黚礸홟ఙ멉橚랇㜄鲝ᩜ㥬㐭폘䍫櫩바猷崓星ჱ礮䫥왍旱∉⭖虸⯟۩䭐ȁ-!쯶оƅἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!ଳ䶫ДЪȇ牤⽳潤湷敲浸偬Ջ̀̀뜀ကࣰꨀ䴆ᤕ༐ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏD̀ĀĀ Зимняя одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Одежда Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко выре-занным корсажем, стягиваю-щимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рука-вами, благодаря которым чукчан-ки во время работы легко высво-бождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребенка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног. Вместо пеленок подкладывается слой мха с оленьей шерстью, впитывающий в себя испраж-нения, которые ежедневно выби-раются через особый клапан, пристегивающийся к отверстию мешка. Одежда Примерно две тысячи лет назад северяне занялись оленеводством. А значит, их жилье должно было легко перевозиться на санях, но в то же время хорошо сохранять драгоценное тепло и защищать от ледяного ветра. Тогда-то и была придумана яранга. Еще в XIX веке русские историки, изучавшие быт чукчей, писали, что живут они стойбищами в 2-3 дома, а жилище представля-ет собой большой шатер непра-вильной формы, крытый оленьими шкурами мехом наружу. Устойчивость на ветру обеспечивают камни, привязан-ные к столбам и покрову ша-лаша. Внутри расположен очаг, стоят сани, сложена утварь. Жилая часть, своеобразная па-латка в палатке, очень хорошо сохраняет тепло – люди даже снимают там верхнюю одежду. Жилище Дома снимаются по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Несмотря на необходи-мость перекочевок, жилище их довольно громоздко и удобопере-возимо только благодаря обилию оленей (обоз стойбища доходит до 100 саней). Огнище — посре-ди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежнос-тями. Собственно жилое помеще-ние, где чукча ест, пьет и спит, состоит из небольшой четырех-угольной меховой палатки - по-лога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагре-ваемом животной теплотой ее обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нем донага. Стойбище Делали лодку из тонких березовых, сосновых или кедровых реек выстругивали деревянный каркас острым ножом и связывали ремнями. Затем эту конструкцию обтягивали кожей моржа. На одну лодку уходило 4-6 шкур. Их обрабатывали по особой техноло-гии, высушивали, затем, при обтя-гивании, специально размягчали и снова сушили. Сегодня на Чукотке в таких байдарах катают туристов. Те, кто опробовал «аттракцион», говорят – днище лодки просвечивает и звенит словно бубен. Так что во время путешествия можно видеть, как под тобой ходят холодные морские волны – зрелище не для слабо-нервных! А вот чукчи на этих суденышках под парусом еще в XVII–XVIII веках огибали Аляску и достигали Канады. На них же промышляли морских животных, например, моржей – их мясо ели, из шкур и костей строили жилища, а из клыков резали великолеп-ные фигуры, славившиеся далеко за пределами Чукотки. Байдара Утварь, орудия и оружие в настоящее время употребляются главным образом европейские (металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т. д.), но и до сих пор в быту чукчей много остатков недавней первобытной культуры: костяные лопаты, мотыги, сверла, костяные и каменные стрелы, наконечники копий и т. д., сложный лук американского типа, пращи из костяшек, панцири из кожи и железных пластинок, каменные молотки, скребла, ножи, первобытный снаряд для добывания огня посредством трения, примитивные лампы в виде круглого плоского сосуда из мягкого камня, наполняемого тюленьим жиром, и т. д. Первобытными сохранились их легкие санки, с дугообразными подпорками вместо копыльев, приспособленные только для сидения на них верхом. В санки запрягаются или пара оленей (у оленных чукчей), или собаки, по американскому образцу (у приморских чукчей). Предмета быта Юмор на крайнем севере с его суровыми условиями всегда ценился очень высоко. Именно чукчи придума-ли поговорку «смех делает человека сильным». И эта фраза стала своеоб-разным девизом их жизни. Даже в самые страшные эпиде-мии, когда люди вымирали целыми стойбищами, смерть встречали без уныния и страха. Кстати, особое отно-шение чукчей к смерти близкого чело-века обычного европейца может даже шокировать – сначала поплачут, а потом посмеются над своим же горем. Что же касается голода, бывшего нередким гостем в стойбищах, то его заглушали танцами, песнями и весе-лыми историями. Уныние и тоска считались порождением злого духа Келе и всячески осуждались. Смотреть на жизнь с улыбкой приучали с детства. Чукчи говорили – если малыш долго плачет после нака-зания, он дурно воспитан. До Октябрьской революции на Севере были особые люди, которые, обладая искрометным чувством юмора и талантом рассказчика, жили тем, что ездили из стойбища в стойбище и сме-шили народ. Их кормили, хорошо одевали, окружали заботой Жизнь с улыбкой Показательно, что на Чукотку даже в советские годы редко привозили фильмы про войну. На них просто никто не ходил, а вот комедии – другое дело! Чукчи и сейчас остаются самым веселым народом. У них нет грустных песен. Даже если речь идет о неразделенной любви, в сюжете всегда есть место для юмора. «Не ответила взаимностью одна девушка, ответит вторая, а если и эта нет – то третья», – такая жизненная философия считается правильной. Кстати, о девушках. У веселой хохотушки гораздо больше шансов быстро выскочить замуж, чем у задумчивой и грустной. Постоянная серьезность для чукчей – признак постоянной озабоченности своими болезнями. Мол, оттого и грустная, что больная. Об умении маленького, но гордого народа луораветланов (чукчи) посмеяться даже над собой говорит еще один потрясающий факт – в Интернете создан сайт, где сами чукчи собирают… анекдоты про себя, любимых. Отношение к юмору С приходом советской власти нередко случались казусы. Например, в трудовой книжке одного пожилого балагура, не знавшего никакого другого ремес-ла, кроме смеха, так и пометили: «Умел веселить людей». При-шло время оформлять пенсию, и районные чиновники были постав-лены в тупик. Сначала хотели на-писать в документах, что человек по профессии был «клоун», но на Чукотке никогда не существовало цирка. Тогда в чью-то светлую голову пришла гениальная мысль и нашего рассказчика «назначили» «сотрудником юмористического отдела сельского Дома культуры». Хотя и строительство Дома куль-туры на ту пору было еще только в планах новой власти. Ну, не смешно ли? Многие вещи, давно привычные нам, изобретены чукчами. Например, козырек. Всем известно, каким ярким и злым бывает северное солнце. Луораветланы первыми додумались приделать к шапке кусочек китового уса. Эта конструкция ценилась так дорого, что ее могли запросто обменять на женщину. Еще одна вещица, без которой не обходятся современные модники – солнцезащитные очки. Правда, чукчи мастерили их из дубленой оленьей шкуры, в которой прорезали узкие щели. Сквозь них было легче смотреть на ослепительно сверкающий под солнцем снег. Приятная мелочь – трубочка для коктейля – изначально делалась из полой косточки. Через нее пили из железной посуды – на морозе прикасаться губами к железу не очень-то приятно! Изобретение, избавившее молодых мам от многих проблем – подгузники. Новорожденного чукчу «упаковывали» в специальный мешок с разветвлениями для рук и ног. Там малышу было и тепло и уютно. А чтобы картину не портили мокрые пеленки, подкладывали в этот «комбинезон» слой мха с оленьей шерстью. Такой «памперс» меняли несколько раз в день через специальный клапан. Чукча-изобретатель Используемые ресурсы1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Чукчи2. http://lurkmore.ru/Чукчи3.http://www.chukotka.org/ru/research_ history/4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=stype=image