Роль классного руководителя в повышении качества обучения


Роль классного руководителя в повышении качества обучения.
Подготовила:
Родионова Т.В.,
классный руководитель
2016 г
Роль классного руководителя в повышении качества обучения.
Основные функции классного руководителя:
Аналитико-прогностическая.
Организационно-координирующая.
Коммуникативная.
Контрольная.
Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.
Взаимодействие классного руководителя:
- с детьми,
- с педагогами и специалистами школы,
- с родителями.
Известно, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех участников образовательного процесса.
Вопрос успеваемости, дисциплины и ответственного отношения к учёбе особенно актуален при переходе с одной ступени обучения на другую.
 Всем нам ясно, что дети хорошо работают только в том случае, если чувствуют себя эмоционально комфортно.
Поэтому, я считаю, что одной из задач классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
Пятиклассники очень нуждаются в позитивных отзывах педагогов. Поэтому создание ситуации успеха для ребят и связанные с ними эмоциональные переживания являются действенными мотивами для успешного обучения. 
Для этого необходимо тесное взаимодействие меня, как классного руководителя, с учителями-предметниками с целью установления единых требований к обучающимся.
В каких же формах я осуществляю эту работу?
Формы взаимодействия классных руководителей с учителями- предметниками:
знакомство с требованиями  к учебному предмету,
изучение отношения учащихся к предмету,
контроль за успеваемостью по предмету,
посещение уроков,
(изучение стиля, методов  и приемов  работы своих коллег с учащимися, выявление   успехов, проблем, достижений, эффективных способов  работы учителей со школьниками и родителями.мини – совещания по организации работы с детьми, требующими особого внимания и контроля,
обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем (групповые встречи классного руководителями с родителями и учителями – предметниками),
 индивидуальные беседы классного руководителя с учителями предметниками с целью предупреждения возможных трудностей и конфликтов.
подготовка внеклассных мероприятий.
Одной из таких форм является посещение уроков, проводимых учителями в моем классе. В процессе посещения занятий я наблюдаю за работой обучающихся, их дисциплиной, анализирую качество их знаний и познавательную активность.
Одновременно я изучаю вопрос о накоплении оценок обучающихся и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д. В конце каждой недели вместе с детьми подводим итоги успеваемости, анализируем промахи и достижения каждого ребенка, даю рекомендации, что делать, чтобы улучшить свои результаты.
Совместно с учителями-предметниками осуществляю поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во вне учебное время.
Систематически информирую учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, я стремлюсь привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и совместно с педагогами скорректировать их действия, организую встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка.
Не менее существенной стороной моей работы с учителями является активизация внеклассной учебной работы и, в частности, кружковых занятий, выставок ученического творчества, в которых дети моего класса принимают активное участие.
Самоподготовка - формирование навыков самостоятельности обучающихся, активности, развитие познавательных способностей, привитие культуры умственного труда.
Подготовка домашних заданий в условиях школы-интерната один из наиболее ответственных режимных моментов, т.к. именно на самоподготовке происходит формирование навыков самостоятельного учебного труда, а так же таких качеств личности, как организованность, дисциплинированность, прилежание и т.д.
Активизации познавательного процесса на самоподготовке.
Развитие познавательного интереса.
Стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.
Меры по профилактике утомления ребенка и, как следствие, - потеря интереса к деятельности (динамические, релаксационные паузы и т.п.)
Меры, направленные на достижение получения ребенком удовлетворения от проделанной работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).
Важным при проведении самоподготовки, является:
- организационный момент, во время которого я организую детей на учебную деятельность: подготовка рабочего места - проверка наличия учебных принадлежностей, их расположение на столе,
- применение метода мотивации,
- использование специальных коррекционных упражнений на развитие ВПФ (высших психических функций), которые помогают мне сконцентрировать внимание детей, максимально заинтересовать, включить их в деятельность,
- использование памяток по выполнению письменных и устных заданий по предметам,
- оказание индивидуальной помощи детям, с целью предотвращения возникновения потери интереса к учебной деятельности,
- использование самоконтроля, взаимоконтроля,
- оценочное суждение о работе каждого ученика: отмечаю тех, кто работал самостоятельно, подбадриваю неуверенных в себе учеников, поощряю добросовестных.
Т.О., правильно организованная ежедневная самостоятельная работа обучающихся способствует повышению качества обучения.
Функции взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся, направленные на повышение качества обучения:
Оперативная связь с родителями.
Организация встреч родителей с педагогами и специалистами школы.
Индивидуальные беседы, консультации с родителями.
Родительские собрания.
Родители играют немаловажную роль в учебно-воспитательном процессе. Большую часть времени ребенок проводит в школе, поэтому важно, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Есть общие функции взаимодействия семьи и классного руководителя, направленные на повышение качества обучения и воспитания ребенка или сохранение этого качества на достойном уровне:
Большое место в моей работе с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении детейпросвещение родителей. С этой целью провожу родительские собрания, на которых информирую родителей не только об успехах и неудачах детей, но и знакомлю их с возрастными особенностями воспитания и развития младших подростков.
Результаты:
- активность обучающихся.
-«слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах,
- «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищам,
- доброжелательное отношение друг к другу.
Т.О. Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти своё место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.